Оборот розничной торговли по федеральным округам и отдельным субъектам Федерации
Федеральный округ, субъект Федерации | 2005 г. | 2009 г. | ||
Всего, млрд. руб. | На душу населения, тыс. руб. | Всего, млрд. руб. | На душу населения, тыс. руб. | |
Всего по РФ, В том числе: | ||||
Центральный | ||||
Из него: Москва | ||||
Северо-Западный | ||||
Из него: Санкт-Петербург | ||||
Южный | ||||
Приволжский | ||||
Уральский | ||||
Из него: Тюменская область | ||||
Сибирский | ||||
Дальневосточный |
Среди субъектов Федерации по общим объемам розничных торговых операций также выделяется Москва в связи с большим населением и высокой концентрацией в ней торговых предприятий. Необходимо также учитывать, что в столице регулярно совершают покупки не только жители города, но и Московской области, а также ближайших областей. Крупный товарооборот отмечается также в Московской, Самарской, Свердловской, Тюменской областях, Краснодарском крае, республиках Башкортостан и Татарстан.
Для оценки активности торговой деятельности по территориям страны используется такой показатель, как оборот в расчете на душу населения. По данному показателю абсолютным лидером является Москва в связи с высокими доходами проживающего в ней населения, значительной долей иностранных граждан, с приобретением в Москве товаров жителями других субъектов Федерации. Второе место по душевому розничному товарообороту занимает Тюменская область, что в основном обусловлено доходами населения данного региона. К числу лидеров относятся также Самарская область, Санкт-Петербург, Сахалинская область.
Наименьшие объемы продаж в расчете на душу населения отмечаются в отдельных регионах Северного Кавказа и Сибири, что связано главным образом с уровнем доходов проживающего в них населения.
Регионы-лидеры (без Москвы) по величине розничных товаров на душу населения превосходят регионы-аутсайдеры в 3-5 раз. Если в относительно богатых субъектах Федерации в 2008 г. продажи товаров для конечного потребления на одного жителя достигали 160-230 рублей в день, то в бедных регионах этот показатель составлял только 80-120 рублей в день на человека. Самые низкие значения дневных продаж на одного жителя существует в сельскохозяйственных районах с высокой долей потребления населением продуктов питания собственного производства и невысокими общими доходами.
В составе оборота розничной торговли устойчиво около 45% приходится на продажи продовольственных товаров. Среди продовольственных и приравненных к ним товаров наибольший удельный вес занимают алкогольные напитки и пиво, мясо и птица, колбасные и кондитерские изделия. В составе непродовольственных товаров в стоимостном выражении выделяются легковые автомобили, швейные и трикотажные изделия, автомобильный бензин, обувь, медикаменты.
Структура розничного товарооборота несколько различается по регионам страны с учетом следующих факторов:
а) доходов населения: чем выше доходы, тем больше удельный вес расходов на приобретение автомобилей, мебели, электроники, но ниже доля продуктов питания;
б) климатических условий: в северных регионах выше спрос на одежду и теплую обувь, средства обогрева помещений, нагрева воды и т. д.;
в) региональных национальных традиций, которые наиболее ярко проявляются в спросе на отдельные продукты питания, например свинину или баранину, алкогольные напитки, кумыс, молочные продукты, морепродукты и т. д.;
г) возрастной структуры населения: при высокой доле пенсионеров снижается доля затрат на приобретение дорогостоящих товаров, электроники, мобильных телефонов, но выше доля расходов на покупку молочных продуктов, медикаментов, дешевой одежды и обуви.
Существующая статистика весь объем розничного товарооборота распределяется по формам продаж: через стационарные магазины; на вещевых и продовольственных рынках; торговля вне рынков (на улицах, с автомобилей). В структуре современной торговли около 80% приходится на стационарные магазины и 20% - на другие формы продаж. Существует тенденция повышения доли продаж через крупные торговые центры (в том числе сетевые) и снижения удельного веса рынков и уличной торговли.
Подавляющая часть общей торговли (более 95%) приходится на частные предприятия, доля государственных и муниципальных магазинов, а также потребительской кооперации постепенно сокращается.
Важнейшими видами хозяйственной деятельности в составе национальной экономики России являются транспорт и связь, что обусловлено размерами страны и производством ряда сырьевых товаров большого тоннажа. Наиболее крупными грузами, перемещаемыми на большие расстояния, являются нефть, природный газ, нефтепродукты, каменный уголь, руды и металлы, минеральные удобрения, лес. В 2009 г. на транспорт в экономике страны приходилось 8,2% валового внутреннего продукта и 9,6% валовой добавленной стоимости. По отдельным регионам страны роль комплекса транспорта и связи существенно различается.
В 2009 г. среди федеральных округов в составе валовой добавленной стоимости высокий удельный вес транспорта и связи имел Дальневосточный (13,1%), наименьший – Уральский федеральный округ (7,8%). Среди субъектов Федерации наибольшее значение данный вид деятельности имел ряд субъектов Федерации, выполняющих большой объем транзитной работы по перемещению товаров между западными и восточными территориями страны: Республика Бурятия, Забайкальский край, Хабаровский край, Амурская область, Курганская область. В них доля транспорта и связи в валовой добавленной стоимости достигает 16-29%, а уровень развития других видов экономической деятельности является относительно невысоким. Кроме того, транспортная составляющая имеет повышенный удельный вес в Приморском и Краснодарском краях, Ленинградской области за счет широкого использования морских перевозок.
В составе транспортного комплекса России по размерам грузооборота наибольший удельный вес занимают трубопроводный и железнодорожный виды транспорта. Это связано со структурой экономики страны, высоким удельным весом добычи топливных ресурсов и необходимостью перемещения массовых грузов на большие расстояния. В 2009 г. структура транспортной работы по видам перевозок была следующей (табл. 19).
Таблица 19
Доля отдельных видов транспорта общего пользования в перевозках грузов и пассажиров в 2009 г., %
Вид транспорта | Перевозки грузов | Перевозки пассажиров | ||
Отправление грузов | Грузооборот | Отправление пассажиров | Пассажирооборот | |
Всего, в том числе: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Железнодорожный | 14,2 | 42,5 | 5,5 | 37,4 |
Автомобильный | 72,5 | 4,2 | 54,5 | 25,4 |
Морской | 0,3 | 1,3 | 0,0 | 0,0 |
Внутренний водный | 1,6 | 1,7 | 0,1 | 0,2 |
Воздушный | 0,0 | 0,1 | 0,2 | 23,8 |
Трубопроводный | 11,2 | 50,2 | - | - |
Другие виды | - | - | 39,7 | 13,2 |
Доли отдельных видов транспорта в грузообороте и отправлении грузов существенно различаются, что связано со средней дальностью перевозок. Например, удельный вес автомобильного транспорта в отправлении грузов превышает 70%, а в грузообороте не достигает и 5% из-за относительно небольшого среднего расстояния перевозок. И наоборот, железнодорожный и трубопроводный транспорт в общем грузообороте доминируют из-за доставок грузов на большие расстояния. Значение морских, внутренних водных и воздушных перевозок сравнительно невелико, хотя в условиях России (площадь территории, наличие протяженного морского побережья и большого количества судоходных рек) для их развития существуют объективные предпосылки.
В перевозках пассажиров наибольший удельный вес занимают железнодорожный и автомобильный транспорт, метрополитен, городской электрический транспорт. В составе первого преобладает доставка пассажиров на большие расстояния, во втором – перевозки внутри городов. Особо высокое различие долей в отправлении и пассажирообороте существует у воздушного транспорта, для которого характерна самая высокая дальность доставки пассажиров, составляющая более 2 тыс. км. Для сравнения можно отметить, что на железнодорожном транспорте этот показатель составляет 140 км, внутреннем водном – 50 км, автобусном - 10 км.
В перевозках пассажиров существенна также роль наземного городского электрического транспорта (трамваев, троллейбусов) и метрополитена, которые в табл. 19 объединены в одну группу под названием «другие виды». Их использование ограничивается в основном группой крупных и крупнейших городов.
Необходимо отметить, что Росстат приводит ограниченное количество материалов, характеризующих объемы транспортной работы по регионам страны. Это связано с большой условностью распределения грузооборота и пассажирооборота по территориям, обусловленной несовпадением границ деятельности транспортных предприятий и границ субъектов Федерации. Наиболее ярко это проявляется на железнодорожном транспорте, в котором дороги (Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская и др.) осуществляют перевозки грузов и пассажиров на территории нескольких регионов. Аналогично границы зон деятельности подразделений компании «Транснефть» не совпадают с границами административных образований.
Росстат регулярно представляет данные об объемах перевозок грузов по субъектам Федерации крупными и средними организациями автомобильного транспорта. Однако эти организации охватывают далеко не полный объем работ в связи с наличием огромного количества перевозчиков в виде малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, и также теневого сектора.
Для характеристики региональной структуры транспортного комплекса страны используются также показатели густоты железных и автомобильных дорог в виде количества километров транспортных путей в расчете на тысячу километров территории (табл. 20).
Таблица 20