Мероприятия по закупкам
Материалы | Условия закупок |
Х | Совершается синхронно процессу изготовления |
Y | Создание запасов |
Z | Индивидуальные заказы по закупке |
Х-материалы нуждаются в высокой точности прогноза, Y -материалы нуждаются в средней точности прогноза, Z -материалы нуждаются в незначительной точности прогноза.
Результаты ABC- и XYZ-анализа можно комбинировать. Это позволяет получить дополнительную информацию об используемых на предприятии материалах (табл.4).
Таблица 4
Комбинация АВС и ХYZ – анализа
А | В | С | |
X | Высокая потребительская стоимость | Средняя потребительская стоимость | Низкая потребительская стоимость |
Высокая степень надежности прогноза потребления | Высокая степень надежности прогноза потребления | Высокая степень надежности прогноза потребления | |
Y | Высокая потребительская стоимость | Средняя потребительская стоимость | Низкая потребительская стоимость |
Средняя степень надежности прогноза потребления | Средняя степень надежности прогноза потребления | Средняя степень надежности прогноза потребления | |
Z | Высокая потребительская стоимость | Средняя потребительская стоимость | Низкая потребительская стоимость |
Низкая степень надежности прогноза потреблпения | Низкая степень надежности прогноза потреблпения | Низкая степень надежности прогноза потреблпения |
Комбинация результатов двух анализов дает возможность снизить затраты, прежде всего, в системе материального обеспечения путем сокращения составляющих запасов, сырья, основных и дополнительных материалов.
Метод анализа безубыточности (или маржинальний анализ) известен у нас под названием "график критического объема производства". Метод предполагает деление затрат на переменные и постоянные, построение широко известного графика безубыточности. На основании метода определяют следующие показатели:
-критический объем производства (величина выручки равна постоянным затратам);
-точка безубыточности (величина прибыли равна 0);
-выручка в точке безубыточности;
-уровень загрузки производственных мощностей (выручка в точке безубыточности / общая выручка);
-запас финансовой прочности (суммарная выручка - критическая выручка), показывающий, насколько можно уменьшить величину выручки от реализации, прежде чем будет достигнута величина критической выручки;
-коэффициент запаса финансовой прочности (запас финансовой прочности / суммарная выручка) х100% - показывает, на сколько процентов может быть уменьшена выручка, прежде чем предприятие попадет в зону убытков.
Простой анализ величин в точке безубыточности применим только при неизменной структуре объема реализации. Для более точного анализа необходимо выручку от реализации разделить по группам изделий.
Анализ величин в точке безубыточности дает руководителям всех уровней в концентрированном виде информацию для решения следующих вопросов:
- определение целевой прибыли;
- установление уровня загрузки производственных мощностей;
- выбор групп изделий, которые приносят предприятию наибольшую прибыль;
- принятие решений об объеме выпуска отдельных видов продукции;
- проверка ценовой политики;
- принятие инвестиционных решений;
- исследование комплекса работ по расширению производства;
- определение критической выручки;
- определение запаса финансовой прочности.
Сумма покрытия представляет разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Таким образом, прибыль возможна в том случае, если накопленные суммы покрытия по всей проданной продукции будут больше величины постоянных затрат предприятия. Существует одноступенчатый и многоступенчатый расчет суммы покрытия затрат.
Расчет сумм покрытия особенно важен для планирования производственной программы и ее оптимизации. При этом если какой-либо вид продукта приносит маржинальний доход, этим он, в определенной степени, обеспечивает покрытие постоянных затрат организации, снижает риск, связанный с убыточностью производства.
Величина маржинального дохода является важным показателем в системе управления прибылью от реализации. Чтобы обеспечить получение необходимой (плановой) величины прибыли, необходимо поддерживать определенное отношение маржинального дохода к выручке(показатель называется коэффициентом маржинального дохода). Данное отношение должно находиться под постоянным надзором службы контроллинга.
Между производством и сбытом существует тесная взаимосвязь. Планирование сбытовой и производственной программ - единый комплекс. Однако на практике руководители отдела сбыта и производственного отдела обычно по-разному смотрят на проблемы. Поэтому во многих организациях возникают противоречия между производством и сбытом. Решению этих проблем способствует инструментарий анализа узких мест, которые возникают в организации.