Обоснование стратегии развития ООО «Северное» Спасского района

На основание проведенного анализа внешней и внутренней среды вырабатывается стратегия организации.

Стратегия - это логически последовательная интегрированная схема принятия решений. Стратегия определяет назначение организации, ее цели, планы действий и распределение ресурсов. Выбор стратегии означает определение конкурентной ниши. В стратегии для создания конкурентного преимущества учитываются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, возникшие во внешней среде. Стратегия логически обосновывает распределение задач на высшем среднем уровне управления, что обеспечивает координацию функций и организационную структуру.

На основе проведенного анализа приемлемой для организации будет стратегия роста – рост компании посредством проникновения и захвата новых рынков. Ее разновидности: 1) вертикальная интеграция; 2) горизонтальная интеграция. Осуществляется тремя способами:

- поглощение конкурирующих фирм путем активизации (приобретения контрольного пакета акций);

- слияние – объединение на приблизительно равноправных началах в рамках единой организации;

-создание совместной организации – объединение ресурсов компаний для реализации совместного проекта, если он оказывается не под силу одной из сторон.

Задачи: увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, освоение новых технологий, более усовершенствованных и снижение себестоимости продукции.

В рамках поставленных задач данной стратегии я предлагаю провести следующие мероприятия в отрасли животноводства.

Рост объемов производства молока и снижение его себестоимости – один из основных источников накоплений, обеспечения расширенного воспроизводства. С увеличением объемов производства молока, снижение себестоимости будет давать еще более ощутимый эффект. На увеличение объема производства молока и роста продуктивности коров влияет большое количество факторов: обеспеченность животных кормами и их качество; условия содержания поголовья коров; породность и структура стада; наличие квалифицированных кадров и уровень комплексной механизации производственных процессов, организация зооветслужбы и профилактической работы. На себестоимость молока также оказывает влияние комплекс факторов. Важнейшими из них являются специализация и концентрация производства, породность скота и птицы, обеспеченность животных кормами, условия содержания и продуктивность коров, уровень механизации трудоемких работ, применяемая технология, организация и оплата труда.

Первое предлагаемое мероприятие – сбалансированный рацион путем введения в него переваримого протеина. Полноценное кормление – это прежде всего нормированное кормление, которое удовлетворяет потребности животных в энергии, питательных и биологически активных веществах в соответствии с их продуктивностью, физиологическим состоянием и хозяйственным использованием. Важная роль в полноценном питании дойных коров отводится сбалансированности рационов по составляющим компонентам, то есть нормированное кормление, которое является основой рационального животноводства. Даже небольшие погрешности в кормлении приводят к резкому снижению продуктивности и повышению себестоимости продукции. Многие ученые считают, что полноценное кормление, содержание и наследственные свойства являются основными факторами, способствующими повышению молочной продуктивности крупного рогатого скота, и являются главными условиями улучшения эффективности отрасли животноводства. Установлено, что кормление коров по детализированным нормам оказывает положительное влияние не только на уровень молочной продуктивности и затраты кормов на продукцию, но и исправляет нарушения обмена веществ, улучшает физиологическое состояния животных.

При расчете экономической эффективности за счет сбалансированности рациона путем введения в него переваримого протеина в проектном варианте за счет увеличения жирности молока на 0,06 %, по сравнению с уровнем в среднем за предшествующие 3 года, привело к увеличению выручки от реализации молока за счет роста качества продукции на 531 тыс. руб., так как при неизменной цене реализации увеличится количество молока реализованного 1 сортом. Следовательно, ООО «Северное» получит прибыль в размере 253 тыс. руб., что на 186 тыс. руб. превышает уровень в среднем за 3 предшествующих года.

Второе предлагаемое мероприятие – измельчитель -смеситель-раздатчик кормов ИСРК-12 «Хозяин». Осуществление перехода на технологию кормления крупного рогатого скота полнорационными кормовыми смесями (ПКС) возможно только путем внедрения в животноводческую отрасль измельчителей-смесителей-раздатчиков кормов. Эти машины, по сути, дают новую энергосберегающую технологию кормления КРС. Благодаря совмещению операций погрузки, транспортировки, измельчения, взвешивания и дозированной раздачи кормовых смесей из множества компонентов (зеленая масса, силос, сенаж, рассыпное и прессованное сено, солома, комбикорм, корнеплоды, жидкие кормовые добавки) агрегат стал универсальным транспортно-технологическим средством в кормопроизводстве.

Внедрение измельчителя-смесителя-раздатчика кормов ИСРК-12 «Хозяин» приведет к совершенствование процесса кормления коров и в ООО «Северное» это является эффективным. Затраты на содержание основных средств составили в проектном варианте 727 тыс. руб., что ниже уровня в среднем по 3 предшествующих года на 170 тыс. руб. Кроме того, применение вышеназванного агрегата приведет к увеличению валового надоя молока, так как сельскохозяйственные животные получают полноценные корма в полном объеме, без потерь. Прибыль в проектном варианте составит 236 тыс. руб., что на 169 тыс. руб. превышает уровень за предшествующие 3 года.

В целом за счет дух предлагаемых мероприятий размер прибыли от реализации молока составит 489 тыс. руб., что на 255 тыс. руб. превышает уровень предшествующих 3 лет. Полученная прибыль может быть направлена на ведение расширенного воспроизводства в организации.

Для определения наиболее выгодного стратегического положения, а также отдельных областей ее деятельности применяют матрицу стратегического положения. Она является средством, которое помогает оценить потенциальные возможности и способность конкурировать на рынке. В матрице каждая часть сформирована из отдельных элементов, каждый из которых оценивается отдельно. Находим среднее значение после каждой группы факторов. отмечаем их на графике.

Таблица 9 – Факторы стратегического положения и оценки деятельности организации

Фактор Оценка
Факторы стабильности обстановки (СО)
Темп роста инфляции
Давление конкурентов
Диапазон изменения цен
Колебание спроса
Количество организаций-лидеров
Технологические изменения
Среднее значение 2,5
Факторы промышленного потенциала (ПП)
Темп изменения объемов производства
Степень использования ресурсов
Уровень использования технологии
Капиталоинтенсивность
Финансовая стабильность
Темп изменения прибыли
Среднее значение
Факторы конкурентных преимуществ (КП)
Доля рынка
Качество продукции
Фаза жизненного цикла основного продукта
Постоянство покупателей
Уровень использования производственных мощностей
Возможность замещения основного продукта новым
Среднее значение 2,5
Факторы финансового потенциала (ФП)
Продолжение таблицы 9
Прибыль чистая к акционерному капиталу
Финансовая зависимость
Коэффициент текущей ликвидности
Потребность в заемном капитале
Поток денежных средств
Степень риска организации
Среднее значение

ФП

Консервативное Агрессивное

КП 2,5 ПП

2,5

Оборонительное Конкурентное

СО

Результатом анализа является определение одного из четырех состояний организации – агрессивного, конкурентного, консервативного, оборонительного. ООО «Северное» придерживается оборонительного состояния.

Оборонительное состояние возникает в ситуации, когда организация работает в привлекательной отрасли, но ей не хватает конкурентоспособности продукции и финансовых средств. В этом случае организация должна уйти с рынка.

3.Комплексная оценка стратегического плана ООО «Северное» Спасского района

Оценка целесообразности применения выбранной стратегии является завершающим этапом в процессе разработки стратегии. Эта оценка, как правило, основывается на достаточно полной информации, содержащейся в стратегическом плане развития фирмы, и состоит в определении последствий выбранной стратегии. К настоящему времени практиками пока еще не выработано единого оптимального подхода по принятию стратегических решений в фирме. Так, например, если гибкий подход, основанный на решении отдельных вопросов, вытекающих из текущих, построенных на несколько месяцев вперед планов, может подойти для небольшой фирмы, действующей в быстро меняющихся рыночных условиях, то для крупной фирмы, строящей планы своего развития на много лет вперед, такой подход неприемлем.

Главным критерием оценки является достижение фирмой поставленных целей. Наряду с этой оценкой, поскольку реализация выбранных стратегий осуществляется в условиях риска, необходимо определить его уровень, для чего можно воспользоваться формулой Z – фактора Альтмана:

z-фактор = 1,2*х1+1,44*х2+3,3*х3+0,6*х45,

где х1 - отношение стоимости оборотных фондов к сумме активов предприятия;

х2 – отношение нераспределенной прибыли к сумме активов предприятия;

х3 – отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к сумме активов предприятия;

х4 – отношение рыночной стоимости уставного капитала (число акций, умноженное на текущую котировку) к бухгалтерской стоимости всех пассивов (заемному капиталу);

х5 – отношение объема продаж к сумме активов.

Если z – фактор ≥ 2,99 – риск провала минимален

Если z – фактор ≤ 1,81 – риск провала высок.

Однако данная методика приемлема только для организаций с завершенным циклом производства. В условиях незавершенного производства результат может иметь погрешность.

Рассчитаем z – фактор Альтмана применительно к ООО «Северное» Спасского района в 2012 году.

Х1 = 3147 / 5069 = 0,62

Х2 = 1509 / 5069 = 0,3

Х3 = 315 / 5069 = 0,06

Х4 = 10 / 1950 = 0,005

Х5 = 6674 / 5069 = 1,32

Z-фактор= 1,2*0,62+1,44*0,3+3,3*0,06+0,005+1,32= 2,7

ООО «Северное» имеет незавершенный цикл производства, поэтому для данной организации нельзя сказать однозначно, риск провала минимален или наоборот высок, так как z – фактор Альтмана равен 2,7, что не соответствует ни одному из нормативных значений.

Выводы и предложения

Стратегическое планирование – основная функция организации, процесс разработки механизмов достижения поставленных целей в соответствии с миссией фирмы. Это достигается посредством разработки стратегий, которые представляют собой не что иное, как всесторонний план развития посредством обеспечения максимально стабильного соответствия между организацией и ее внешней средой.

В данной работе был проведен анализ внешней и внутренней среды ООО « Северное» Спасского района и выработана стратегия организации.

На основе проведенного анализа для организации была выбрана стратегия роста. Поставлена цель стратегии: выход и освоение новых рынков. И решены задачи: увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, освоение новых технологий, более усовершенствованных и снижение себестоимости продукции.

В рамках выбранной стратегии были предложены следующие мероприятия:

- сбалансированный рацион путем введения в него переваримого протеина;

- измельчитель -смеситель-раздатчик кормов ИСРК-12 «Хозяин».

Список литературы

1.Винничек, Л.Б. Планирование в организации АПК: учебное пособие / Л.Б.Винничек, Т.А.Максимова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. – 298 с.

2.Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Н.Е.Зимин. – М: КолосС, 2004. – 384 с.

3. Личко, К.П. Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса: учебник / К.П.Личко. – М.: КолосС, 2007. – 286 с.

4.Максимова, Т.А. Планирование в организации АПК: учебное пособие / Т.А.Максимова, Е.В.Фудина. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – 213 с.

5. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник / Г.В.Савицкая. – Мн.: Новое издание, 2003. – 696 с.

Наши рекомендации