Обоснование стратегии развития ООО «Северное» Спасского района
На основание проведенного анализа внешней и внутренней среды вырабатывается стратегия организации.
Стратегия - это логически последовательная интегрированная схема принятия решений. Стратегия определяет назначение организации, ее цели, планы действий и распределение ресурсов. Выбор стратегии означает определение конкурентной ниши. В стратегии для создания конкурентного преимущества учитываются сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы, возникшие во внешней среде. Стратегия логически обосновывает распределение задач на высшем среднем уровне управления, что обеспечивает координацию функций и организационную структуру.
На основе проведенного анализа приемлемой для организации будет стратегия роста – рост компании посредством проникновения и захвата новых рынков. Ее разновидности: 1) вертикальная интеграция; 2) горизонтальная интеграция. Осуществляется тремя способами:
- поглощение конкурирующих фирм путем активизации (приобретения контрольного пакета акций);
- слияние – объединение на приблизительно равноправных началах в рамках единой организации;
-создание совместной организации – объединение ресурсов компаний для реализации совместного проекта, если он оказывается не под силу одной из сторон.
Задачи: увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, освоение новых технологий, более усовершенствованных и снижение себестоимости продукции.
В рамках поставленных задач данной стратегии я предлагаю провести следующие мероприятия в отрасли животноводства.
Рост объемов производства молока и снижение его себестоимости – один из основных источников накоплений, обеспечения расширенного воспроизводства. С увеличением объемов производства молока, снижение себестоимости будет давать еще более ощутимый эффект. На увеличение объема производства молока и роста продуктивности коров влияет большое количество факторов: обеспеченность животных кормами и их качество; условия содержания поголовья коров; породность и структура стада; наличие квалифицированных кадров и уровень комплексной механизации производственных процессов, организация зооветслужбы и профилактической работы. На себестоимость молока также оказывает влияние комплекс факторов. Важнейшими из них являются специализация и концентрация производства, породность скота и птицы, обеспеченность животных кормами, условия содержания и продуктивность коров, уровень механизации трудоемких работ, применяемая технология, организация и оплата труда.
Первое предлагаемое мероприятие – сбалансированный рацион путем введения в него переваримого протеина. Полноценное кормление – это прежде всего нормированное кормление, которое удовлетворяет потребности животных в энергии, питательных и биологически активных веществах в соответствии с их продуктивностью, физиологическим состоянием и хозяйственным использованием. Важная роль в полноценном питании дойных коров отводится сбалансированности рационов по составляющим компонентам, то есть нормированное кормление, которое является основой рационального животноводства. Даже небольшие погрешности в кормлении приводят к резкому снижению продуктивности и повышению себестоимости продукции. Многие ученые считают, что полноценное кормление, содержание и наследственные свойства являются основными факторами, способствующими повышению молочной продуктивности крупного рогатого скота, и являются главными условиями улучшения эффективности отрасли животноводства. Установлено, что кормление коров по детализированным нормам оказывает положительное влияние не только на уровень молочной продуктивности и затраты кормов на продукцию, но и исправляет нарушения обмена веществ, улучшает физиологическое состояния животных.
При расчете экономической эффективности за счет сбалансированности рациона путем введения в него переваримого протеина в проектном варианте за счет увеличения жирности молока на 0,06 %, по сравнению с уровнем в среднем за предшествующие 3 года, привело к увеличению выручки от реализации молока за счет роста качества продукции на 531 тыс. руб., так как при неизменной цене реализации увеличится количество молока реализованного 1 сортом. Следовательно, ООО «Северное» получит прибыль в размере 253 тыс. руб., что на 186 тыс. руб. превышает уровень в среднем за 3 предшествующих года.
Второе предлагаемое мероприятие – измельчитель -смеситель-раздатчик кормов ИСРК-12 «Хозяин». Осуществление перехода на технологию кормления крупного рогатого скота полнорационными кормовыми смесями (ПКС) возможно только путем внедрения в животноводческую отрасль измельчителей-смесителей-раздатчиков кормов. Эти машины, по сути, дают новую энергосберегающую технологию кормления КРС. Благодаря совмещению операций погрузки, транспортировки, измельчения, взвешивания и дозированной раздачи кормовых смесей из множества компонентов (зеленая масса, силос, сенаж, рассыпное и прессованное сено, солома, комбикорм, корнеплоды, жидкие кормовые добавки) агрегат стал универсальным транспортно-технологическим средством в кормопроизводстве.
Внедрение измельчителя-смесителя-раздатчика кормов ИСРК-12 «Хозяин» приведет к совершенствование процесса кормления коров и в ООО «Северное» это является эффективным. Затраты на содержание основных средств составили в проектном варианте 727 тыс. руб., что ниже уровня в среднем по 3 предшествующих года на 170 тыс. руб. Кроме того, применение вышеназванного агрегата приведет к увеличению валового надоя молока, так как сельскохозяйственные животные получают полноценные корма в полном объеме, без потерь. Прибыль в проектном варианте составит 236 тыс. руб., что на 169 тыс. руб. превышает уровень за предшествующие 3 года.
В целом за счет дух предлагаемых мероприятий размер прибыли от реализации молока составит 489 тыс. руб., что на 255 тыс. руб. превышает уровень предшествующих 3 лет. Полученная прибыль может быть направлена на ведение расширенного воспроизводства в организации.
Для определения наиболее выгодного стратегического положения, а также отдельных областей ее деятельности применяют матрицу стратегического положения. Она является средством, которое помогает оценить потенциальные возможности и способность конкурировать на рынке. В матрице каждая часть сформирована из отдельных элементов, каждый из которых оценивается отдельно. Находим среднее значение после каждой группы факторов. отмечаем их на графике.
Таблица 9 – Факторы стратегического положения и оценки деятельности организации
Фактор | Оценка |
Факторы стабильности обстановки (СО) | |
Темп роста инфляции | |
Давление конкурентов | |
Диапазон изменения цен | |
Колебание спроса | |
Количество организаций-лидеров | |
Технологические изменения | |
Среднее значение | 2,5 |
Факторы промышленного потенциала (ПП) | |
Темп изменения объемов производства | |
Степень использования ресурсов | |
Уровень использования технологии | |
Капиталоинтенсивность | |
Финансовая стабильность | |
Темп изменения прибыли | |
Среднее значение | |
Факторы конкурентных преимуществ (КП) | |
Доля рынка | |
Качество продукции | |
Фаза жизненного цикла основного продукта | |
Постоянство покупателей | |
Уровень использования производственных мощностей | |
Возможность замещения основного продукта новым | |
Среднее значение | 2,5 |
Факторы финансового потенциала (ФП) | |
Продолжение таблицы 9 | |
Прибыль чистая к акционерному капиталу | |
Финансовая зависимость | |
Коэффициент текущей ликвидности | |
Потребность в заемном капитале | |
Поток денежных средств | |
Степень риска организации | |
Среднее значение |
ФП
Консервативное Агрессивное
КП 2,5 ПП
2,5
Оборонительное Конкурентное
СО
Результатом анализа является определение одного из четырех состояний организации – агрессивного, конкурентного, консервативного, оборонительного. ООО «Северное» придерживается оборонительного состояния.
Оборонительное состояние возникает в ситуации, когда организация работает в привлекательной отрасли, но ей не хватает конкурентоспособности продукции и финансовых средств. В этом случае организация должна уйти с рынка.
3.Комплексная оценка стратегического плана ООО «Северное» Спасского района
Оценка целесообразности применения выбранной стратегии является завершающим этапом в процессе разработки стратегии. Эта оценка, как правило, основывается на достаточно полной информации, содержащейся в стратегическом плане развития фирмы, и состоит в определении последствий выбранной стратегии. К настоящему времени практиками пока еще не выработано единого оптимального подхода по принятию стратегических решений в фирме. Так, например, если гибкий подход, основанный на решении отдельных вопросов, вытекающих из текущих, построенных на несколько месяцев вперед планов, может подойти для небольшой фирмы, действующей в быстро меняющихся рыночных условиях, то для крупной фирмы, строящей планы своего развития на много лет вперед, такой подход неприемлем.
Главным критерием оценки является достижение фирмой поставленных целей. Наряду с этой оценкой, поскольку реализация выбранных стратегий осуществляется в условиях риска, необходимо определить его уровень, для чего можно воспользоваться формулой Z – фактора Альтмана:
z-фактор = 1,2*х1+1,44*х2+3,3*х3+0,6*х4+х5,
где х1 - отношение стоимости оборотных фондов к сумме активов предприятия;
х2 – отношение нераспределенной прибыли к сумме активов предприятия;
х3 – отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к сумме активов предприятия;
х4 – отношение рыночной стоимости уставного капитала (число акций, умноженное на текущую котировку) к бухгалтерской стоимости всех пассивов (заемному капиталу);
х5 – отношение объема продаж к сумме активов.
Если z – фактор ≥ 2,99 – риск провала минимален
Если z – фактор ≤ 1,81 – риск провала высок.
Однако данная методика приемлема только для организаций с завершенным циклом производства. В условиях незавершенного производства результат может иметь погрешность.
Рассчитаем z – фактор Альтмана применительно к ООО «Северное» Спасского района в 2012 году.
Х1 = 3147 / 5069 = 0,62
Х2 = 1509 / 5069 = 0,3
Х3 = 315 / 5069 = 0,06
Х4 = 10 / 1950 = 0,005
Х5 = 6674 / 5069 = 1,32
Z-фактор= 1,2*0,62+1,44*0,3+3,3*0,06+0,005+1,32= 2,7
ООО «Северное» имеет незавершенный цикл производства, поэтому для данной организации нельзя сказать однозначно, риск провала минимален или наоборот высок, так как z – фактор Альтмана равен 2,7, что не соответствует ни одному из нормативных значений.
Выводы и предложения
Стратегическое планирование – основная функция организации, процесс разработки механизмов достижения поставленных целей в соответствии с миссией фирмы. Это достигается посредством разработки стратегий, которые представляют собой не что иное, как всесторонний план развития посредством обеспечения максимально стабильного соответствия между организацией и ее внешней средой.
В данной работе был проведен анализ внешней и внутренней среды ООО « Северное» Спасского района и выработана стратегия организации.
На основе проведенного анализа для организации была выбрана стратегия роста. Поставлена цель стратегии: выход и освоение новых рынков. И решены задачи: увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, освоение новых технологий, более усовершенствованных и снижение себестоимости продукции.
В рамках выбранной стратегии были предложены следующие мероприятия:
- сбалансированный рацион путем введения в него переваримого протеина;
- измельчитель -смеситель-раздатчик кормов ИСРК-12 «Хозяин».
Список литературы
1.Винничек, Л.Б. Планирование в организации АПК: учебное пособие / Л.Б.Винничек, Т.А.Максимова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. – 298 с.
2.Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Н.Е.Зимин. – М: КолосС, 2004. – 384 с.
3. Личко, К.П. Прогнозирование и планирование развития агропромышленного комплекса: учебник / К.П.Личко. – М.: КолосС, 2007. – 286 с.
4.Максимова, Т.А. Планирование в организации АПК: учебное пособие / Т.А.Максимова, Е.В.Фудина. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – 213 с.
5. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебник / Г.В.Савицкая. – Мн.: Новое издание, 2003. – 696 с.