Решение фирмы об объеме выпуска в длительном периоде
В длительном периоде выпуск продукции с убытком невозможен, и некоторые фирмы вынуждены будут покинуть отрасль. Если же рыночная цена данного продукта обеспечивает типичному его производителю положительную экономическую прибыль, то фирмы из других отраслей начнут переходить в данную отрасль. Рыночная кривая предложения сместится (предложение увеличится), равновесный выпуск отрасли возрастет (рис. 7.5, а), а оптимальный объем производства отдельной фирмы сократится (рис. 7.5,б).
Рис. 7.4. Сложение кривых предложения фирм для получения отраслевой кривой предложения
В длительном периоде все фирмы отрасли будут получать нулевую экономическую прибыль, то есть их выручка будет равна альтернативным затратам.
Рассмотрим процесс расширения объемов производства в длительном периоде (рис. 7.6).
В краткосрочном периоде фирма выберет объем производства Q1 (SMC1 = Р = MR). Прибыль фирмы при затратах SAC1 – площадь прямоугольника ABCD. Хотя эта прибыль и достаточно привлекательна, фирмы могут получить больше в долгосрочном периоде, расширяя производство до Q2 (SMC2= P = MR) и существенно увеличивая прибыль (до AGHI).
Наличие совершенной информации, полной мобильности фирм, отсутствие барьеров на вход приведет к тому, что фирмы других отраслей, привлеченные этой прибылью, будут пытаться начать производство данного продукта. В итоге цена упадет до Р1 равного минимуму LAC.
Точка Е – точка равновесия фирмы в длительном периоде при цене Р1. Следовательно, конкурентное равновесие в долгосрочном периоде – это объем выпуска и цена, которые позволяют фирмам в отрасли получать нулевую экономическую прибыль. Когда экономическая прибыль равна нулю, фирмы не имеют стимула входить в отрасль или покидать ее, так как они получают прибыль на применяемые факторы производства, которая равна той прибыли, которую они получали бы, если бы выбрали лучшую из всех иных альтернатив вложения средств.
Таким образом, равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде (рис. 7.7):
Р* = LAC = LMC = SMC* = SATC*.
В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль только определенное время. Если бы все отрасли имели условия совершенной конкуренции, то фирмы могли бы постоянно вступать в новую для себя отрасль или покидать ее в ответ на изменение прибыльности. В долгосрочном плане ни одна фирма ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. В конкурентном мире прибыль – только временная награда для тех, кто умен и удачлив. Экономическая прибыль неизбежно сократится до нуля, как только новые производители, привлеченные ею, вступят в отрасль, в которой ее можно получить. Этопарадокс прибыли: экономическая прибыль приводит в действие механизм перераспределения ресурсов, который, в конечном счете, сводит ее до нуля.
Рис. 7.5. Равновесие фирмы и отрасли в длительном периоде
Рис. 7.6. Совершенная конкуренция в длительном периоде
Аналогично убытки также являются временными.