VI.Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде

В длительном периоде фирма может увеличивать и сокращать объём производства или вообще его прекратить. Это означает, что все её издержки переменные (ac=avc). Поэтому, в отличии от равновесия коротком периоде, в длинном периоде фирма находится в равновесии, если её экономическая прибыль равна нулю. Если фирма убыточна, она просто уходит из отрасли. Появление положительной экономической прибыли – краткосрочное явление, т.к. она стимулирует приток капитала в отрасль, рост предложения и последующее снижение цены. Процесс установления равновесия в длительном периоде схематично выглядит следующим образом. Процесс вхождения фирмы в отрасль вызывает целую цепочку событий:

Приток ресурсов в отрасль → увеличение выпуска продукции → рост рыночного предложения→ снижение рыночной цены→исчезновение→положительной экономической прибыли ( или возникновение убытков) → выход фирмы из отрасли сокращение предложения → повышение рыночной цены → возникновение положительной прибыли и т.д.

Таким образом, отраслевое равновесие непрерывно нарушается и автоматически восстанавливается. Оно наступает тогда, когда ни одной фирмы нет стимула менять своё положение на рынке. Он отсутствует при нулевой экономической прибыли. Но нулевую прибыль фирма получает при равенстве равновесной цены предельным издержкам и минимальным долгосрочным средним издержкам: P= LMC= LAC.
Конфигурация кривой предложения в длительном периоде зависит от динамики издержек производства (рис. 7).

VI.Равновесие конкурентной фирмы в длительном периоде - student2.ru

Рис.7

VII.Оценка эффективности рыночного механизма.

Действие рыночного механизма в идеальных условия обеспечивает аллокативную (распределительную) эффективность производства. Аллокативная эффективность достигается в том случае, когда невозможна дальнейшая реорганизация производства и распределения, способная увеличить степень удовлетворения чьих- либо потребностей. Поэтому она предполагает невозможность улучшения чьё- либо благосостояния, не ухудшив при этом благосостояние других. В экономической науке такое состояние называется Парето – оптимальным.

Но целый комплекс факторов может препятствовать достижению аллокативной эффективности. К таким факторам относятся:

· Внешние (побочные ) эффекты деятельности каких-либо участников рынка, которые увеличивают общественные издержки(или выгоды), всякой компенсации с другой сторны.

· Несовершенная конкуренция, которая позволяет производителям влиять на цену свих продуктов.

· Существование информационных и других проблем, препятствующих развитию совершенной конкуренции.

Эффективность конкурентного рыночного механизма не обязательно обеспечивает социальную справедливость, в частности, справедливое распределение доходов и потребления. Поэтому государство через налоговую систему, трансферты осуществляет в рамках рыночной экономики перераспределение доходов, стремясь снизить уровень социальной несправедливости в обществе.

Практические задания.

I.Контрольные вопросы:

1. Чем отличаются различные рыночные структуры друг от друга?

2. Какую рыночную структуру представляет каждое из следующих предприятий: молочный магазин, расположенный вблизи Вашего дома; парикмахерская, которую Вы обычно посещаете; факультет, на котором Вы учитесь; зерновая ферма в Ставропольском крае; метрополитен; птицефабрика; металлургический завод; парфюмерная фабрика; сберегательный банк.

3. Какие факторы влияют на величину общего, среднего и предельного дохода?

4. Почему в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство:

P = AR = MR?

5. Какова динамика общего дохода, общих издержек и прибыли в условиях совершенной конкуренции?

6. Объясните правило MR = MC. Докажите, почему в условиях совершенной конкуренции при соблюдении равенства Р=МС фирма максимизирует прибыль и находится в равновесном положении.

7. Каково условие второго порядка при определении равновесного положения конкурентной фирмы?

8. При каких условиях фирма прекращает свою деятельность?

9. Почему кривая предложения фирмы представляет собой часть кривой ее предельных издержек?

10. Объясните связь между законом убывающей производительности и положительным наклоном кривой предложения фирмы.

11. Каков механизм установления равновесия в конкурентной отрасли в длительном периоде?

12. Может ли конкурентная фирма получать положительную экономическую прибыль в длительном периоде?

13. Когда фирма получает «нормальную» прибыль, экономическая прибыль равна нулю. Не противоречиво ли это утверждение?

14. Чем условие равновесия конкурентной фирмы в длительном периоде отличается от условия равновесия в коротком периоде?

I. Задачи.

1.а).Заполните таблицу недостающими данными. Постоянные издержки равны 40 ден. ед.

Таблица 1.1

  Объём производства (Q) VC TC AFC AVC AC MC
           

б).Определите объём предложения продукции фирмы при каждом уровне цены и величину прибыли (убытка).Полученные данные внесите в таблицу 1.2.

Таблица 1.2

Цена ден.ед. Объём предложения ед. Прибыль(+) или убытки(-)
   
   
   
   
   
   

Предположим, что в отрасли функционирует 500 фирм, имеющих одинаковый уровень издержек, равный уровню издержек рассчитанных в таблице 1.1.

Определите:

а) рыночную цену продукции; б). равновесный объём продукции , выпускаемой отдельной фирмой; в). величину прибыли или убытка от производства единицы продукции; г).величину прибыли или убытка, получаемой фирмой.

2.Общие издержки фирмы на конкурентном рынке выражены функцией: TC=100+Q2

Определите: а). объём продукции, которую будет производить фирма, если цена ед.продукции=60 ден.ед.; б) прибыль фирмы..

3. МС фирмы на конкурентном рынке выражены функцией: MC=3+2Q.Определите: а) объём выпуска продукции фирмой; б).величину излишка потребителя.

4.Функция общих издержек конкурентной фирмы: TC=80+55Q, цена ед. продукта равна110 ден.ед. Какой объём выпуска выберет фирма при при получении прибыли =0?

Тема 2. Поведение фирмы в условиях рынка несовершенной конкуренции.

План.

1. Поведение фирмы на рынке монополии.

2. Поведение фирмы на рынке олигополии.

3. Поведение фирмы на рынке монополистической конкуренции.

4. Измерение монопольной власти

5. Экономические и социальные последствия монополизации рынка.

Фирма, которая функционирует на рынке несовершенной конкуренции, обладает монопольной властью, т.е. сама определяет цены на свою продукцию. Поведение фирмы на этом рынке зависит от уровня его монополизации. В соответствии с этим признаком рынок несовершенной конкуренции включает рынок монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции.

Наши рекомендации