Международные экономические организации

В течение последних двух столетий получили развитие три основных типа международных организаций:

1) административные учреждения, занимающиеся специальными техническими задачами, такими как регулирование деятельности международных средств коммуникации;

2) механизмы разбирательства и вынесения решений по международным спорам либо примирения участвующих в них сторон;

3) международные организации общего характера, либо глобального, либо регионального уровня, призванные обеспечивать коллективную безопасность и содействовать развитию сотрудничества по широкому кругу вопросов, в основном в области экономики.

В сфере экономического сотрудничества международные учреждения были образованы с целью изучения и принятия мер по наиболее важным проблемам международных экономических отношений, обеспечения стабилизации валют, устранения торговых барьеров и содействия широкому товарообмену между государствами, выделения средств в дополнение к частному капиталу для оказания помощи технологическому и экономическому прогрессу, стимулирования улучшения условий труда и трудовых отношений, а также представления рекомендаций о заблаговременном принятии мер в связи с экономическим кризисом и депрессией.

Необходимость проведения политики макроэкономической перестройки, вызванная воздействием коренных изменений в структуре мировой экономики, ускоренным развитием рынков капитала и их тенденцией к интеграции, проявляющейся в формах международной координации и сотрудничества, относится к числу проблем, имеющих ключевое значение как на национальном, так и на международном уровне.

К ведущим международным экономическим организация относятся:

1. Международный банк реконструкции и развития:

2. Международный валютный фонд;

3. Всемирная торговая организация;

4. Организация экономического сотрудничества и развития;

5. Организация стран – экспортеров нефти;

6. Организация экономического развития и т.д.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Международный банк реконструкции и развития был создан в 1945 году после того, как 28 стран подписали «Статут соглашения о Международном банке реконструкции и развития», который был разработан на конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 году в Бреттон-Вудсе (США). Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк как специализированное учреждение ООН входит в систему Объединенных Наций.

Цели:

— Содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей.

— Поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства.

— Стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств — членов Банка.

Членство открыто только для членов МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна – член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком.

Структура:

1. Совет управляющих.

2. .Совет директоров-исполнителей, или Исполнительный совет, комитеты.

3. Комитет по развитию.

4. Президент Банка.

Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих, высший орган МБРР. Каждое государство — член Всемирного банка представлено в Совете одним управляющим (плюс один заместитель управляющего), назначаемым каждой страной-членом на пять лет (возможно повторное назначение). Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра. Один раз в год Советы управляющих как Международного валютного фонда, так и МБРР проводят раздельные и совместные сессии в рамках Ежегодного совещания. За исключением определенных полномочий, специально сохраненных за ними в соответствии со Статутом соглашения (прием новых членов, увеличение или сокращение уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства), управляющие делегируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей. Решения принимаются большинством поданных голосов, если специально не предусмотрены иные правила процедуры; вес голоса каждого государства-члена находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка.

Совет директоров-исполнителей (в настоящее время 24 члена) отвечает за осуществление основной оперативной деятельности (политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджета, ежегодные доклады о политике и операциях Банка). Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами-членами, являющимися крупнейшими держателями акций Банка (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран. Количество стран, которые представляет каждый из этих 19 директоров-исполнителей, значительно колеблется. То, как будут сгруппированы государства-члены, решают сами эти государства — зачастую в соответствии с географическим положением, а также с учетом политических и культурных факторов. В своей работе Совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский комитет, комитет по вопросам кадровой политики, комитет по выработке регламента, комитет по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, комитет по административным вопросам, касающимся директоров, а также временные комитеты.

Комитет по развитию, совместный министерский комитет Советов управляющих МБРР и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам, состоит из 24 членов (министры финансов или должностные лица сопоставимого уровня). Он дает консультации и подготавливает доклады для Советов управляющих Банка и Фонда. Комитет рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности и передача ресурсов. Рекомендации комитета направляются Советом управляющих МБРР и МВФ.

Президент МБРР, кандидатура которого, согласно давней традиции, выдвигается директором-исполнителем, представляющим США, избирается директорами-исполнителями сроком на пять лет. Он не может быть ни управляющим, ни директором, ни их представителем. Он отвечает за управление повседневной деятельностью Банка, организацию которой, назначение и увольнение штатных сотрудников он осуществляет под общим контролем директоров-исполнителей. Его помощниками являются три директора-распорядителя. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей, которые избирают его на этот пост и снимают с него. Он руководит штатом оперативных служащих и управляет, согласно указаниям директоров-исполнителей, текущими делами Банка.

Источники финансирования. МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Деятельность. Группа Всемирного банка осуществляет банковское кредитование в основном двух типов: во-первых, предоставление займов развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР. Второй тип кредитования предназначен только для беднейших стран, которые обычно некредитоспособны на международных финансовых рынках и не в состоянии платить процентные ставки, близкие к рыночным. Предоставление займов беднейшим странам осуществляется Международной ассоциацией развития (МАР).

МБРР сотрудничает на национальном и местном уровнях с рядом негосударственных организаций, консультируя, финансируя и помогая им при реализации различных проектов.

Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.

Международный валютный фонд (МВФ). Подписание «Статей соглашения о Международном валютном фонде», выработанных на валютно-финансовой конференции, проходившей в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 году, ознаменовало создание в 1945 году Международного валютного фонда одновременно с учреждением Международного банка реконструкции и развития. Фонд, являющийся специализированным учреждением ООН, начал осуществлять операции в 1946 году.

Цели:

— Содействие международному валютному сотрудничеству путем консультаций и взаимодействия по валютным проблемам.

— Создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли.

— Содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальвации валют, вызываемой конкуренцией.

— Оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, которые препятствуют развитию мировой торговли.

— Предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платежных балансов без применения мер, деструктивных для процветания на национальном и международном уровнях.

— Сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов государств-членов.

Функции:

— Поддержание общей системы расчетов и системы расчетов по специальным правам заимствования.

— Наблюдение за состоянием международной валютной системы.

— Содействие стабильности обменных курсов валют и упорядоченных валютных взаимоотношений.

— Предоставление краткосрочных и среднесрочных кредитов.

— Пополнение валютных резервов стран-членов путем распределения специальных прав заимствования.

Членство открыто для других стран в сроки и на условиях определяемых Фондом. Каждое государство, вступая в члены Международного валютного фонда, вносит определенную сумму денег — подписную квоту, которая оценивается и пересматривается каждые пять лет («более богатая страна — более высокая квота — большее количество имеющихся у нее голосов»).

Структура:

1. Совет управляющих, Временный комитет. Комитет по развитию.

2. Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет).

3. Комитет МВФ по статистике платежных балансов.

4. Директор-распорядитель.

Высшим органом Фонда является Совет управляющих, который состоит из управляющих и соответствующего количества заместителей управляющего, назначаемых на пять лет каждым государством-членом. Управляющие и их заместители обычно являются министрами финансов или возглавляют национальные центральные банки. Как правило, Совет собирается раз в год на ежегодные сессии. За исключением отдельных полномочий (прием новых членов, утверждение или пересмотр квот, единообразные изменения в паритетах валют всех государств-членов, договоренности о сотрудничестве с другими международными организациями, приостановка членства какого-либо государства). Совет управляющих может передавать любые из своих функций Исполнительному совету. Временный комитет, состоящий из 24 членов (управляющие Фонда, министры или другие должностные лица сопоставимого ранга), собирается на свои заседания три раза в год. Он консультирует Исполнительный совет по вопросам функционирования международной валютной системы и представляет доклады по вопросам управления международной валютной системой и приведения ее в соответствие с меняющимися условиями, об опасностях, угрожающих международной валютной системе, и по предложениям о внесении поправок в устав Фонда. Комитет по развитию, или Объединенный министерский комитет Совета управляющих Банка и Фонда по передаче реальных ресурсов развивающимся странам, проводит совместные с Временным комитетом заседания в целях подготовки докладов и предоставления консультаций по всем аспектам передачи реальных ресурсов.

Исполнительный совет (проводит не менее трех заседаний в неделю) состоит из директора-распорядителя, являющегося председателем, и 24 директоров-исполнителей. Он отвечает за осуществление текущих операций Фонда, контролирует процесс реализации политики, выработанной правительствами государств-членов совместно с Советом управляющих. Семь членов Исполнительного совета представляют отдельные страны (Китай, Франция, Япония, Саудовская Аравия, Великобритания, США), пять из них назначаются государствами-членами, имеющими в Фонде наибольшие квоты (США, Германия, Япония, Франция, Великобритания), а 19 членов избираются каждые два года остальными государствами-членами. Обычно между членами Совета достигается консенсус, что позволяет не проводить голосования, как это предусмотрено уставом. Директор-распорядитель не имеет права голоса, за исключением случаев, когда голоса других членов разделяются поровну и необходим решающий голос. Директора-исполнители могут создавать путем назначения такие комитеты, учреждение которых они считают целесообразным.

Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран, разрабатывает рекомендации о более широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базового статистического обследования портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.

Директор-распорядитель, по традиции это представитель Европы, назначается Исполнительным советом. Под руководством директоров-исполнителей он управляет ежедневной деятельностью Фонда и отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала (экономисты, статистики, сотрудники, занимающиеся научно-исследовательской работой, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения, вспомогательный персонал).

Источники финансирования.Квоты по подписке (членские взносы) составляют основной источник финансирования Фонда. В дополнение к этому МВФ получает займы у правительств государств-членов для осуществления конкретных программ, направленных на удовлетворение потребностей его членов. Для оказания помощи государствам-членам в периоды серьезных экономических трудностей МВФ с 1962 года использует кредитную линию, так называемые Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), возобновляемые каждые пять лет для заимствования средств у правительств и банков «группы 10». «Группа 10» образована десятью промышленно развитыми странами, с самого начала ставшими членами ГСЗ (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США, Япония). В 1984 году к ним присоединилась Швейцария.

Согласно решению государств-членов Фонд может получать займы, в целом не превышающие 60% от общей суммы квот.

Деятельность.Глобализация и ускоренный рост рынков капитала вызвали дискуссии относительно необходимости адаптации международного кодекса поведения и осуществления МВФ контроля за его соблюдением.

Механизмы и стратегии, посредством которых МВФ обеспечивает финансовую поддержку своим государствам-членам, варьируются в зависимости от характера макроэкономических и структурных проблем, которые они стремятся решить, и того, какие условия необходимы для этого.

Обычные механизмы.В 1995 году была достигнута договоренность о создании механизма срочной финансовой помощи государствам-членам на случай финансовых кризисов, включая образование валютных стабилизационных фондов.

Политика траншей. Кредиты Фонда предоставляются по обычным каналам государствам-членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства-члена. Для приобретения первого кредитного транша государства-члены должны продемонстрировать серьезные усилия по преодолению испытываемых ими трудностей с платежным балансом.

Механизм расширенного финансирования. Фонд поддерживает среднесрочные программы через договоренности о расширенном финансировании, действующие обычно в течение трех лет, в целях преодоления трудностей с платежным балансом, вызванных макроэкономическими и структурными проблемами.

Специальные механизмы. Фонд компенсационного финансирования и финансирования в случаенепредвиденных обстоятельств предоставляет ресурсы государствам-членам для компенсации нехватки поступлений от экспорта, покрытия расходов за услуги и возмещения убытков, связанных со значительным ростом цен на импортируемое зерно, если эти убытки носят временный характер и обусловлены обстоятельствами, не зависящими от этих стран.

Через механизм финансирования буферных запасов Фонд предоставляет ресурсы, с тем, чтобы помочь государствам-членам в финансировании пополнения запасов сырья.

Чрезвычайная помощь. Фонд предоставляет чрезвычайную помощь в форме закупок товаров, с тем, чтобы помочь государствам-членам решить проблемы платежного баланса, вызванные внезапными и непредвиденными стихийными бедствиями.

Механизмы для стран с низким уровнем дохода.Фонд структурной перестройки предоставляет ресурсы на льготных условиях в целях поддержки среднесрочной макроэкономической перестройки и структурных реформ в государствах-членах с низким уровнем доходов, сталкивающихся с затяжными проблемами платежного баланса. Заемщик разрабатывает и обновляет с помощью Фонда и Международного банка реконструкции и развития рамки среднесрочной политики на трехгодичный период.

При предоставлении государству-члену займов на сумму, превышающую 25% его долевой квоты. Фонд придерживается двух принципов:

1) пул валют, находящийся в распоряжении Фонда, существует для всех его членов, и поэтому предполагается, что каждый член, заимствующий валюту у другого члена, вернет ее, как только будут решены его проблемы платежей;

2) прежде чем Фонд предоставит какие-либо денежные средства из пула, член Фонда должен доказать реальность своих намерений решить проблемы с платежами таким образом, чтобы он мог вернуть эти деньги в Фонд в течение нормального срока погашения долга, в период от трех до пяти лет.

Государство-член, заимствующее деньги у Фонда, выплачивает различные сборы, необходимые для покрытия оперативных расходов и возмещения средств стране-члену, чьи деньга были заимствованы. Процентные ставки, выплачиваемые заемщиком Фонду, как по займу, так и по возмещению полученного кредита несколько ниже, чем рыночные, что соответствует духу сотрудничества между членами МВФ.

Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году. Ее Устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.

Цели:

— Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

—Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

— Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний.

— Постоянное уделение должного внимания интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:

— устойчивых доходов стран—производителей нефти;

— эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;

— справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;

— охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

Алжир Венесуэла Габон Индонезия Иран Ирак Катар Кувейт Ливия Нигерия ОАЭ Саудовская Аравия

Членство.Статья 7 Устава гласит:

«Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены Конференцией.

Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств-членов».

Структура:

1. Конференция, комитеты.

2. Совет управляющих.

3. Секретариат, генеральный секретарь.

4. Экономическая комиссия ОПЕК.

Конференция, состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены, обычно возглавляется министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Она является высшим органом ОПЕК. На проводимых дважды в год заседаниях, обычно в штаб-квартире в Вене, Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для Организации. Конференция избирает своего президента (остается на этом посту до следующего заседания), подтверждает назначение членов Совета управляющих, назначает председателя и заместителя председателя Совета, генерального секретаря, заместителя генерального секретаря и аудитора. Для принятия всех решении, за исключением решений по процедурным вопросам, необходимо их единогласное одобрение всеми действительными членами. В своей работе Конференция опирается на рад комитетов, среди которых Комитет министерского мониторинга, созданный для того, чтобы отслеживать ситуацию на рынках и представлять рекомендации о тех или иных мерах, а также специальные комитеты.

Совет управляющих, состоящий из назначаемых государствами-членами и утверждаемых Конференцией управляющих (двухлетний мандат), проводит не менее двух сессий в год, на которых должны быть представлены все государства-члены. Совет несет ответственность за управление деятельностью ОПЕК и за воплощение в жизнь решений и резолюций Конференции, принимает решения по докладам, представляемым генеральным секретарем, представляет доклады и рекомендации на рассмотрение Конференции и подготавливает годовой бюджет.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. Секретариат включает в себя, среди прочих, исследовательский отдел, состоящий из трех департаментов (департамент энергетических исследований, департамент экономики и финансов, департамент банков данных), а также департамент информации и ОПЕКНА (Агентство новостей ОПЕК). Экономическая комиссия ОПЕК, специализированный орган в структуре Секретариата, состоящий из Совета комиссии (заместитель генерального секретаря, национальные представители) и штатных сотрудников комиссии, занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

Деятельность.Ввиду растущего глобального спроса на нефть, во все большей степени удовлетворяемого производителями нефти, не являющимися членами ОПЕК, Организация для общего улучшения состояния мировой экономики, а также в интересах достижения целей ОПЕК и реализации ее инициатив по содействию стабилизации международного рынка нефти обсуждает возможные варианты реагирования и приспособления своей политики. Со странами — нечленами ОПЕК обсуждались возможности сотрудничества.

В 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК [штаб-квартира в Вене (Австрия)] — многосторонний финансовый институт в области развития. Он содействует сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью Фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов; программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций Фонда.

С 1991 года ОПЕК, ИПЕК (независимые страны — экспортеры нефти). Европейское сообщество (Европейский Союз) и Международное энергетическое агентство проводят встречи для обмена информацией в области энергетики, промышленного сотрудничества, экологических проблем, использования рыночных механизмов и транспарентности нефтяного рынка.

Наши рекомендации