Модель взаимодействия субъектов рыночной экономики

модель взаимодействия субъектов рыночной экономики - student2.ru

Объекты рынка • товары и услуги • деньги − как посредник товарной сделки − как капитал
Классификация структуры рынка (виды рынков) • объект купли-продажи • отраслевая принадлежность • организация продаж • форма собственности • географическое положение • соответствие законодательству • степень ограничения конкуренции • уровень насыщенности товарами и степень удовлетворения спроса
Рыночная инфраструктура совокупность связанных между собой организационных институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рынка
инфраструктура товарного рынка товарные биржи, торговые предприятия, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы
инфраструктура финансового рынка банки, страховые компании, фондовые и валютные биржи
инфраструктура рынка труда биржа труда, службы занятости и переподготовки кадров, миграционные службы
инфраструктура рынка информации информационные центры, юридические конторы, рекламные агентства, маркетинговые службы, аудиторские компании
ВИДЫ КООРДИНАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА
стихийный (рыночный) основан на ценовых сигналах иерархия характерна система приказов и поручений, идущих сверху вниз, из центра к непосредственному исполнителю (производителю); основана на власти в лице центрального государственного органа управления
Изменение цен на товары и ресурсы указывают Что? Как? Для кого? производить товары и услуги Пример: традиционная и командная экономика, деятельность фирмы
Критерий эффективности координационного механизма уровень общественных затрат по созданию и функционированию структур экономики. Эти затраты называются трансакционными издержками и связаны с передачей прав собственности в сфере обмена.
Структура трансакционных издержек • издержки сбора и обработки информации; • издержки ведения переговоров и заключения контрактов; • издержки измерения; • издержки спецификации и защиты прав собственности; • издержки оппортунистического поведения (уклонение от условий контракта с целью получения прибыли за счет партнеров − вымогательство, отлынивание)


Право собственности   • совокупность властных прав, санкционированных обществом поведенческих отношений между людьми по поводу использования материальных благ и распределение возникающих при этом затрат и выгод; • совокупность экономических и социальных отношений по поводу использования ограниченных ресурсов
Полное право собственности ("пучок прав") право владения, пользования, распоряжения, управления, право на доход, на безопасность, на передачу блага по наследству или по завещанию, на бессрочность владения благом, на запрет вредного использования, право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга, право на остаточный характер (обеспечение восстановления нарушенных полномочий)
Четкая спецификация (определение) и надежная защита прав собственности позволяет их владельцам принимать наиболее эффективные решения, т.е. в максимальной степени учитывать все выгоды и затраты от использования ресурсов. Обратное явление − "размывание прав собственности" − имеет место, если они неточно установлены и плохо защищены или подпадают под разного рода ограничения.  
Значение прав собственности • определяют "правила игры", принятые в обществе, т.е. регулируют отношения между отдельными хозяйственными субъектами; • это система исключений других лиц из доступа к материальным и нематериальным ресурсам, которые не являются их собственностью
  В условиях частной собственности отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем "пучком прав" или некоторыми из них. Сочетания прав могут быть самыми разными, что является отражением разнообразия форм собственности. В рыночной экономике достигается относительно невысокий уровень трансакционных издержек за счет минимизации затрат по сбору информации. Господство госсобственности означает, что всей полнотой прав или отдельными ее компонентами обладает исключительно государство.  
Факторы повышения трансакционных издержек Сложности: • информационного обеспечения; • процедуры принятия решений; • контроля и оперативного управления; • несовпадение интересов отдельных совладельцев. Решение данной проблемы зависит от соотношения политических сил; • углубление разделения труда и развитие специализации; • НТП; • усиление вмешательствва государства в экономику и его связей с частным сектором
     
Сравнение 2х основных правовых режимов и соответствующих им видов координационного механизма складывается в пользу частной собственности и механизма цен: • относительно низкий уровень трансакционных издержек; • более четкая спецификация и надежная защита прав собственности.  
  В реальной смешанной экономике присутствуют оба правовых режима. Сопоставление уровней трансакционных издержек определяет соотношение и границы действия рыночного и административного механизмов в данной конкретной экономике.  

Наши рекомендации