Равновесие потребителя
Прочтите статью и ответьте на вопросы.
Ненужный барьер. З. Каик, И. Попов. Ведомости. 8 июня 2001 г. С. А1.
"Ведомостям" стало известно, как именно правительство намерено изменить таможенный тариф, чтобы сделать невыгодным ввоз старых иномарок. Участники автомобильного рынка говорят, что протекционистский план, обсуждавшийся в среду на встрече Владимира Путина с главами автозаводов, в нынешнем виде не сработает. Автомобили старше семи лет, против которых он в первую очередь направлен, и так пользуются все меньшей популярностью. Основную угрозу для российских заводов представляют 5-6-летние машины, на которые пошлины повышать не планируется.
Предложения, на сколько следует повысить ввозные пошлины, подготовлены Минпромнауки и аппаратом вице-премьера Ильи Клебанова. С ними пока не знакомы даже члены Комиссии по защитным мерам в торговле, которая принимает все решения об изменении таможенных тарифов. Вполне возможно, что цифры еще изменятся. Но суть плана, как рассказал "Ведомостям" замминистра промышленности Сергей Митин, состоит в создании для импортных машин трёх тарифных категорий вместо нынешних двух.
Сейчас разные ставки пошлин установлены для новых и подержанных (старше трёх лет) автомобилей. Теперь будет введена еще одна категория – от семи лет и старше. Ставки для машин в "возрасте" от трёх до семи лет будут такими же, как сейчас для всех подержанных, а ввоз совсем старых машин будет обходиться дороже.
Кроме того, как рассказал Митин, к 2003 г. предполагается установить единые ввозные тарифы для физических и юридических лиц. Сейчас граждане, ввозящие старые иномарки, вместо соответствующей пошлины, НДС и – в случае необходимости – акциза платят единый сбор – 0,85 евро за каждый кубический сантиметр объёма двигателя. Эта льгота постепенно будет устранена.
Заградительные пошлины против старых иномарок выгодны не только российским автозаводам, но и дилерам иностранных компаний. Им "старушки" мешают развивать такой прогрессивный сервис, как трейдин – обмен старых машин на новые с доплатой. Официально импортированная и "состарившаяся" в России иномарка стоит гораздо дороже ввезенной из той же Германии физлицом, и реализовать сданную в трейдин машину дилерам трудно.
Самые популярные поддержанные иномарки сейчас – пяти-шестилетки ценой до $7000, говорит Гарри Петросян, начальник коммерческого отдела одного из крупнейших в столичном регионе авторынков – люберецкого "Автогаранта". Именно эти машины, по словам Петросяна, конкурируют с новыми российскими.
Николай Раменских, заместитель начальника Центрального таможенного управления, отмечает, что иномарки старше семи лет "абсолютно непопулярны в столичном регионе" и ввоз их невелик.
Впрочем, с точки зрения оптимиста, введение заградительных пошлин против подержанных машин – запоздалая мера, которая просуществует недолго. Ввоз поддержанных машин в Россию и так постоянно падает.
Правительство реагирует на ситуацию давно минувших дней. Это в кризисном 98-м импорт поддержанных машин более чем втрое превышал ввоз новых. Но уже в 1999-м популярность "секонд-хэнда" резко снизилась – было ввезено всего 60 000 машин б/у и 56 000 новых.
Ставки импортных пошлин для иномарок старше 7 лет.
Объём двигателя | Предполагаемый вариант | Нынешний вариант |
Менее 1,5 литра | 1,5 евро | 0,5 евро |
Не более 2,5 литра | 2,2 евро | 0,55 евро |
Более 2,5 литра | 3,2 евро | 1 евро |
Свыше 3 литров | 2,5 евро | 1 евро |
Задания для кейс-анализа:
1. Нарисуйте карту кривых безразличия российского потребителя автомобильных услуг. Укажите нынешнее равновесие типичного потребителя и возможное равновесие после введения пошлин.
2. Проанализируйте разные варианты равновесия типичного потребителя на рынке автоуслуг России после введение пошлины, с точки зрения разных представлений об автомобильном рынке (правительственная точка зрения, исходя из эффективности пошлины, точки зрения экспертов, высказанные в статье). Какая точка зрения вам кажется наиболее реальной? Почему?
3. Если исходить из данных, представленных в статье, и предположить, что спрос на автомобили описывается стандартными функциями полезности, попробуйте просчитать варианты эффектов дохода и замены в результате введения пошлины (примите пропорциональный рост цены в результате пошлины).
4. Можно ли для этой ситуации предположить значения компенсирующей и эквивалентной вариации дохода? Каков будет их экономический смысл, применительно к данному случаю?
5. Проанализируйте модель поведения дилеров и/или некоторых из конечных потребителей "старых" иномарок, используя модель купли-продажи. Где находится первоначальное равновесие (с низкими значениями пошлины)? Где будет находиться равновесие для этой категории потребителей после введения высокой пошлины? В чем отличие вашего ответа на этот вопрос от вашего ответа на вопрос 1?
ТЕМА 2. Производство и фирма