Регулируемые розничные цены на потребительском рынке и услуги
Методы регулирования
Регулируемые цены – это цены, на величину которых воздействует государство. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и осуществляется постепенный переход к свободному ценообразованию.
В переходный для общества период усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен. Регулирование цен государством в России за последние годы было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам.
Цель государственного регулирования заключается в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов как поддержание достаточного прожиточного минимума, предоставление населению возможности приобретать в достаточном количестве товары первой необходимости.
В последние годы государственное регулирование цен на потребительские товары и услуги в России осуществлялось в следующих формах:
1. Выплата отдельным производителям органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок»
2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и надбавок к отпускным ценам изготовителя.
4. Установление твердых фиксированных цен.
5. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет.
6. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
7. Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
В течение 1992-1997гг. роль и соотношение различных форм регулирования цен изменились. Так, в 1994 г. по продовольственным товарам это соотношение было таким: ограничение торговой надбавки – 65% всех случаев регулирования цен; ограничение норматива рентабельности производства на предприятиях пищевой промышленности – 7%, одновременное использование первой и второй форм – 20%, дотации из местных бюджетов и установление предельного уровня цен.
Получивший распространение в нашей экономике метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам в настоящее время практически не используется, т.к. предприятия не заинтересованы в снижении издержек производства.
Следует заметить, что за рубежом уровень цен регулируется через ограничение получения повышенной рентабельности на вложенный капитал.
В целом по Российской Федерации масштаб регулирования цен составил в 2001г. 13,4% от общего количества цен. По федеральным округам различия в масштабах регулирования цен составляют 4,3%. Несколько выше масштаб регулирования цен в Центральном (15,5%) и Южном (14,8%) федеральных округах, а наименьший – в Северо-Западном (11,2%) и Дальневосточном (11,6%) федеральных округах.
Группировка регионов по масштабам регулирования цен представлена в табл. 2.4.
По наиболее широкому перечню товаров и услуг органы местной администрации оказывают влияние на формирование розничных цен в Тульской и Смоленской областях, а также республиках Алтай и Северная Осетия – Алания.
Таблица 2.4
Удельный вес регионов, регулирующих розничные цены на товары и услуги, в процентах к общему количеству регионов (2001г.)
Масштаб регули-рования цен % | Российская федерация | Федеральные округа | ||||||
Центра-льный | Северо-западный | Южный | Привол-жский | Уральский | Сибирский | Дальне-восточ-ный | ||
До 10,0 10,1-15,0 15,1-20,0 свыше 20,0 | 15,3 58,8 11,8 14,1 | - 61,1 22,2 16,7 | 18,2 72,7 9,1 - | 9,1 54,5 9,1 27,3 | 66,7 - 13,3 | 16,7 49,9 16,7 16,7 | 12,5 62,5 12,5 12,5 | 37,5 37,5 12,5 12,5 |
О степени регулирования цен на отдельные группы потребительских товаров и услуг, осуществляемого на региональном уровне, дает представление табл. 2.5.
Кроме того, повсеместно регулируются цены и тарифы на продукцию в поездах дальнего следования, услуги телеграфной связи и проводного вещания, перевозки пассажиров всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, оплату населением жилья и коммунальных услуг, отдельные виды топливно-энергетических ресурсов и некоторые другие виды товары и услуги.
Основными формами регулирования потребительских цен являются:
- ограничение торговой надбавки (в 28,7% отмеченных случаев регулирования цен на региональном уровне), а также сочетание этого метода с ограничением оптовой надбавки (22,3%);
- установление фиксированной цены (20,6%), а также сочетание этого метода с дотациями (4,3%);
- ограничение рентабельности предприятий-производителей (4,2%);
- установление предельной цены (3,8%)
- другие методы (16,1%).
Таблица 2.5