Вопрос 1. Теория спроса на рынке

Тема 5. Механизмы функционирования рынка.

Вопрос 1.Теория спроса и предложения на рынке.

Рыночное хозяйство, как и любая современная экономическая система невозможно без установления определенной ценности, стоимости каждого товара. В этой ситуации важнейшая функция цены - ре­шение проблемы обоснованного выбора: с одной стороны — потре­бителя, отвечающего на вопрос, что лучше приобрести, и с другой стороны — производителя, отвечающего на вопрос, что выгоднее произвести, какую часть ресурсов направить на то или иное произ­водство.

Именно поэтому функция цены, заключающаяся в распределении товаров и услуг, а также производственных ре­сурсов между альтернативными вариантами их использования, яв­ляется центральной проблемой функционирования рынка.

В условиях рынка потребитель, ориентируясь на минимально возможные цены вынуждает производителя производить товары и услуги с меньшей возможной стоимостью, в чем и сказывается сила рыночной экономики, в которой производитель и потребитель на­правляют свои усилия на достижение наибольшей эффективности. Это положение впервые было установлено А. Смитом, который, обнаружив в экономической системе определенный по­рядок, сформулировал знаменитый тезис о «невидимой руке»: «каж­дый индивидуум старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный инте­рес, преследует лишь собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входи­ла в его намерения». (А.Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов, 1776).

Вопрос 1. Теория спроса на рынке.

Спрос – это платежеспособная потребность в определенных товарах, т.е. сумма денег, которую покупатели готовы отдать за товары и услуги по определенным ценам.

D = P x Q

D (demant - ди'мант) – спрос

P(прайс) - цена

Q(qua'ntity – квэнтити) количество товаров и услуг

Между потребностями и спросом существует разница. Потребность – это желание приобрести что-либо, а спрос – это желание, подкрепленное деньгами покупателя.

Графическое изображение зависимости величины спроса от рыночной цены товара называется кривой спроса.

На рис 1. кривая спроса имеет отрицательный наклон, что говорит о желании потребителей купить большее количество товара при меньшей цене, т.е. чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. На рис. 1 ценовой фактор отмечается движением спроса вдоль кривой спроса: вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается за счет падения цены.

(Прочитать) На рынке какого-либо товара между ценой этого товара и его проданным количеством (при прочих равных условиях) существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели, т.е. тем выше на него спрос. Например:

при цене 60 руб. покупатели купят 1 единицу товара Х;

при цене 30 руб. покупатели купят 2 единицы товара Х;

при цене 20 руб. покупатели купят 3 единицы товара Х и т.д.

Закон спроса – при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.

Закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения.

Эффект дохода указывает на то, что снижение цены товара увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он в состоянии купить большее количество данного товара, чем прежде. Более высокая цена товара приводит к противопо­ложному результату.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене товара у потребителя появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного более дорогого товара. Потребители склонны заменять до­рогие товары более дешевыми.

Приведем следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность до­хода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, барани­ны, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к то­му, что у потребителей возникает способность и же­лание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем высокой.

На спрос влияют не только цены, но и другие неценовые факторы (рис. 2):

- доходы потребителей. Как правило, при росте доходов потребителя увеличивается спрос на более дорогие и качественные товары. D → D2 - вправо,а на товары низшей категории качества спрос падает.D → D1 - влево.

- цены на сопряженные товары. Если два товара взаимозаменяемы (товары-субститу'ты), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на розы привел к росту спроса на гвоздики.

Повышение цены на один из взаимодополняемыхтоваров (комплементарные) приведет к снижению спроса на другой товар – обратная связь. Увеличение цены на лыжи приведет к падению спроса на лыжные крепления.

- количество потребителей. Чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и наоборот – прямая зависимость.

- вкусы, предпочтения, национальные особенности потребителей. Растущая забота о здоровье населения породила спрос на диетические продукты, на пищевые добавки, на спортивную одежду и и сократила спрос на кондитерские изделия. При повышении цены на национальные блюда и одежду спрос может не изменится.

- ценовые и дефицитные ожидания. Ожидание высоких цен в ближайшем будущем заставляет потребителей покупать больше товаров сегодня, и наоборот, ожидание падения цен (распродажи) сокращает спрос на эти товары.

Если ожидается рост доходов сегодня, то люди увеличивают расходы, увеличивая тем самым спрос, и наоборот.

- реклама. Хорошо организованная реклама способствует повышению спроса на рекламируемые товары.

Спрос является функцией всех этих факторов.

Функцией спросаназывается зависимость величины спроса от соответствующих величин указанных факторов:

QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B)

P – цена товара;

I – доход;

Z – вкусы;

W – ожидания;

Psub – цена товаров-субститутов;

Pcom – цена на комплементарные товары;

N – количество потребителей;

B – прочие факторы.

Общее изменение положения кривой спроса на реальном рынке будет определяться совокупным воздействием всех ценовых и неценовых факторов.

При определенных обстоятельствах на рынке могут сложиться ситуации, при которых закон спроса не действует. Исключения из закона спроса:

1) При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары. Например, при переключении спроса с печатных машинок на домашние компьютеры снижение цены на печатные машинки не приведет к увеличению спроса на них.

2) Эффект сноба. Потребители могут сокращать спрос на товар при снижении его цены, так как данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хотят быть «как все».

3) Эффект Веблена (показательного потребления) (спрос на престижные товары - предметы роскоши). Спрос на эксклюзивные дорогостоящие престижные товары может возрасти, если цены на них вырастут, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений (драгоценности, дорогие автомобили, антикварные изделия). Например, появившиеся в начале 1990-х годов на российских дорогах десятки тысяч дорогостоящих иномарок свидетельствовали о стремлении отдельных людей продемонстрировать свое материальное благополучие на фоне экономического кризиса.

4) Эффект Гиффена. Данный парадокс наблюдается при спросе на товары, которые занимают в структуре потребления преобладающую долю. При росте цены на «товары Гиффена» они вытесняют из потребления остальные товары и спрос на них растет. Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Первым эту зависимость проследил английский экономист Роберт Гиффен, изучив ситуацию со спросом на картофель, являвшийся в прошлых столетиях основным продуктом питания в семьях ирландских шахтеров. Именно наибольшее повышение цены картофеля в связи с неурожаем в начале XIX века вызвало повышенный спрос на этот товар.

До сих пор мы рассматривали спрос с позиции одного потребителя на рынке, т.е. индивидуальный спрос. Присутствие конкуренции на рынке указывает на большее количество потребителей, т.е. на совокупный (рыночный) спроссуммарный или агрегированный спрос на товар со стороны потенциальных покупателей. Он определяется путем сложения индивидуальных спросов (рис 2а и 2б).

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые имеются в продаже на рынке при определенной цене.

S = P x Q

S(supply - сэ'плай) – предложение.

На рис. 3.кривая предложения имеет положительный наклон, что говорит о желании поставщиков продать большее количество товара по более высокой цене. На рис. 3 ценовой фактор отмечается движением предложения вдоль кривой предложения: вверх, если цена растет, и предложение увеличивается, и вниз, если цена товара падает, то и предложение уменьшается.

(Прочитать) Зависимость величины предложения от цены прямая – чем выше цена товара, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например:

при цене 20 руб. производители готовы продать только 2 един. товара Х;

при цене 30 руб. производители готовы продать 4 един. товара Х;

при цене 50 руб. производители готовы продать 6 един. товара Х;

Закон предложения – при прочих равных условиях предложение товара растет с ростом цены на него.

На предложение кроме цены также влияют и другие неценовые факторы (рис. 4):

- цены на факторы производства товара (ресурсы). Повышение цен на факторы производства приводит к сокращению предложения S → S1 – вправо.И наоборот, в случае понижения цен на факторы производства, предложение увеличивается. S → S2 – влево.

- технология.Принеизменных ценах на ресурсыснижаются производственные издержки с помощью новейших технологий производства и увеличивается предложение.

- ценовые и дефицитные ожидания экономических агентов.

- размер налогов.Повышение налогов на бизнес увеличивает издержки производства, отсюда снижение предложения. И наоборот.

- количество поставщиков на рынке.Чем больше поставщиков на рынке, тем больше предложение, И наоборот.

Предложение является функцией всех этих факторов.

Функция предложения- это зависимость величины предложения от соответствующих величин факторов:

QS = f (P, Pr, K, T, N, B)

P – цена товара;

Pr – цены факторов производства;

K – технология;

T – налоги и субсидии;

N – количество продавцов;

B – прочие факторы.

Самой простой формой функции предложения является

линейная:

QS = a + (b × P)

где – a и b - параметры связи цены и величины предложения.

Среди нелинейных форм наиболее часто применяется степенная зависимость:

QS = a + (b × P2)

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесной цены товара (А. Смит назвал этот процесс механизмом «невидимой руки»).

Равновесная цена (PE) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

См. Рис. 5

В точке равновесия

PE = PS = PD

где PE - равновесная цена;

PS - цена предложения;

PD - цена спроса.

Это означает, что

QE = QS = QD

где QE - равновесный объем;

QS - объем предложения;

QD - объем спроса.

На рынке прослеживается следующая закономерность: вы­сокая цена товара (Р2 - выше равновесной), побуждает производителей увеличивать производство товаров, но отбивает у потребителей желание приобретать пред­лагаемое количество товара по такой высокой цене. При такой цене лишь небольшое ко­личество покупателей могут позволить себе покупку, поэтому реализована будет лишь меньшая часть предложения, т.е. образуется избы­точное предложение (S > D). Остальная часть становится излишком товара.

При низкой цене товара (Р1 - ниже равновесной)оказывается, что спрос превышает предложение D > Sи он не будет удовлетворен, ибо же­лающих купить товар по низкой цене оказывается больше, чем предложение данной продукции. В этом случае образуется избы­точный спрос или дефицит.

Таким образом, если рыночная цена не равна равновесной, то действие покупателей и продавцов дви­гают ее по направлению к равновесной цене. В результате установления равновесия на рынке выигрывают и потребители, и производители.

См. Рис. 6

Поскольку цена равновесия обычно ниже макси­мально предлагаемой потребителями цены Pmax, величину max излишка (выигрыша) потребителя составляет площадь PmaxEPE. В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены Pmin, которую бы могли предложить наиболее передовые фирмы на рынок.

Наши рекомендации