Розничные цены на потребительском рынке
В системе цен, обслуживающих хозяйственный оборот, розничная цена занимает особое место. Она определяется своей социально-экономической природой. Определяя пропорции обмена потребительских товаров и услуг на денежные доходы населения, розничные цены оказывают значительное влияние на сферу распределения и обращения потребительских товаров, формирование пропорций, складывающихся на рынке между спросом и предложением, покупательную способность рубля и уровень жизни населения.
Розничные цены являются денежным выражением ценности товаров, поступающих в потребление населения. При этом в цене может отражаться не только ценность товара, но и изменение покупательной силы денег (инфляция или дефляция).
Розничные цены служат важным инструментом для экономического роста. Они функционируют во взаимосвязи с другими видами цен (оптовыми, отпускными, ценами закупки и т.д.) и образуют в совокупности с ними единую взаимосвязанную систему цен, которая обеспечивает процесс реализации созданного общественного продукта. При этом розничные цены обеспечивают в этом процессе реализацию той части созданного общественного продукта, которая по своей натуральной форме может быть использована только в виде предметов личного потребления и образует практически фонд потребления, определяя при этом пропорцию конечного распределения национального дохода в денежном его выражении на фонд накопления и фонд потребления.
Пропорции обмена отдельных потребительских товаров на денежные доходы населения получают свое количественное выражение в формировании уровней цен, складывающихся на отдельных товарных рынках.
В денежной форме фонд потребления в его основной части (за вычетом внерыночного фонда) выступает в виде суммы всех денежных доходов населения (за вычетом налогов и прироста денежных сбережений), образующих платежеспособный спрос населения. Поэтому сумма потребительских товаров в розничных ценах в условиях сбалансированного рынка равна величине платежеспособного спроса населения. Поэтому розничные цены выступают как цены конечной реализации потребительских товаров и услуг в отличие от оптовых цен этих товаров. Формирование уровня розничных цен в конечном счете определяется соотношением спроса и предложения. А это соотношение учитывает множество различных факторов, воздействующих как на решения производителей, так и на решения потребителей.
В условиях переходного периода к рыночным отношениям политика Российского государства в области розничных цен направлена на обеспечение Нормального функционирования рынка товаров и услуг для населения, прежде всего не допуская его монополизации, что ведет к завышению цен. В некоторых случаях государство может вмешиваться в процессе ценообразования, регулируя уровень цен, как правило, в интересах потребителей.
Так, по льготным тарифам значительная часть населения оплачивает жилищно-коммунальные услуги, проезд в городском транспорте и др. Определенная часть товаров и услуг реализуются населению бесплатно (здравоохранение, просвещение и др.)
Следует заметить, что современный рынок, особенно в России характеризуется определенным преобладанием продавца над покупателем. Одна из задач государства в этой связи способствовать созданию объединений потребителей, которые могли бы реально отстаивать интересы покупателей, в том числе и при определении уровня розничных цен.
Современный российский рынок товаров и услуг для населения в определенной мере унаследовал черты той системы удовлетворения потребностей населения, которая сложилась при социализме.
Ошибки и просчеты, допущенные в экономической политике советского государства, привели к материально-вещественной и стоимостной диспропорциям в развитии экономики, к товарно-денежной несбалансированности на рынке потребительских товаров и услуг и к определенному несоответствию в уровне и динамике розничных цен и денежных доходов населения.
В дореформенный период в последние двадцать с лишним лет существования СССР маcштаб перераспределения дохода потребителям через систему розничных цен претерпел серьезные изменения (вырос), о чем свидетельствует увеличение размера дотаций и рост объема бесплатных услуг, предоставляемых населению из общественных фондов потребления. При увеличении объема розничного товарооборота (включая общепит и платные услуги) в 1965-1987 примерно в 3,5 раза общая сумма бесплатно предоставляемых населению услуг и дотаций на товары и платные услуги выросли примерно в 4,6 раза. Если в 1965г. общая сумма бесплатных услуг и дотаций в розничных ценах составляла 30% к общему объему розничного товарооборота, то уже в 1987 она определилась в 40%.
Такой громадный объем льгот не соответствовал реальным экономическим возможностям государства. Поэтому с переходом к рыночной экономике после распада СССР уровень жизни населения существенно понизился. Но поднять этот уровень можно только за счет развития производства в соответствии с ростом денежных доходов населения. За счет государственного регулирования розничных цен радикально эту проблему решить не возможно.
На изменение уровня розничных цен оказывает влияние изменение издержек обращения в торговле. Но надо помнить, что издержки обращения (транспортировка, расфасовка, хранение, доставка товаров, расходы по обслуживанию процессов купли-продажи, расходы по ведению денежного хозяйства торговых предприятий и т.д.), фактически увеличивают общие затраты и в этом смысле влияют на уровень цен, так же как и производственные затраты.
Следует заметить, что на уровень издержек обращения в большей степени, чем на себестоимость продукции, влияют факторы, лежащие на стороне денег.
Для покрытия издержек обращения и получения необходимой прибыли в торговле применяются торговые надбавки или торговые наценки. Использование наценок или надбавок в конечной цене зависит от конкретных отношений производителя и продавца товаров. Покупателя интересует только конченый уровень цены, а размер надбавок-наценок ему безразличен.
Следует, правда, сказать, что в современной России чрезмерное развитие получили посреднические торговые операции, которые ведут к завышению конечных цен. Здесь, возможно, было бы уместно какое-то вмешательство государства.
До апреля 1991г. в стране действовали по большинству товаров стабильные неизменные (с 1954г.) розничные цены на основные товары народного потребления. С 1 января 1991г. были введены новые оптовые цены на продукцию промышленности, строительства, закупочные цены на сельхозпродукцию. Они возросли в 2 раза по сравнению с ранее действующими. Розничные же цены в первом квартале 1991г. оставались неизменными, что привело к огромным дотациям. И, наконец, в апреле 1991 г. была осуществлена реформа розничных цен, вследствие которой розничные цены увеличились более чем в 2 раза. При этом, вводились три вида розничных цен: фиксированные (прейскурантные), регулируемые и свободные (рыночные) цены. На долю свободных рыночных цен (товары престижного ассортимента, деликатесная продукция) приходилось 40%, а на долю фиксированных (товары первой необходимости) и регулируемых (товары массового потребления) приходилось соответственно 60%.
Со 2 апреля 1992г. была объявлена либерализация (отпуск цен) цен. Розничные цены выросли за 1992г. в 26 раз (оптовые – в 33 раза). При этом доля свободных рыночных цен увеличилась до 90%. На долю регулируемых государством розничных цен приходилось 10%, фиксированные прейскурантные розничные цены практически были упразднены.
Значительный рост розничных цен на потребительские товары и услуги наблюдался в 1998г., что было обусловлено тяжелейшим финансовым кризисом (17 августа 1998г.). Розничные цены выросли за четыре месяца в 2,5 раза (рис. 2.1).
В зависимости от степени регистрации или порядка установления цены на потребительские товары делятся на свободные (рыночные) и регулируемые.
Принцип свободной торговли, свободного предпринимательства в условиях рыночных отношений предполагает свободу установления цен на производимые товары и услуги. Эти цены формируются на основе соотношения спроса и предложения и выполняют функцию обратной связи, сигнализируя производителю о состоянии рынка, расширении или сокращении платежеспособности спроса.
Рис 2.1 Индекс цен производителей промышленной продукции и индекс
Потребительских цен
В настоящее время розничные цены на потребительские товары и услуги увеличиваются умеренными темпами (рис. 2.2- 2.4).
Рис. 2.2 Индекс потребительских цен на конец периода, в % к декабрю
Предыдущего года
Рис. 2.3 Индексы потребительских цен на продовольственные товары и платные услуги населению на конец периода, в % к декабрю 2001г.
Рис. 2.4 Прирост потребительских цен на отдельные группы товаров и