Развития здравоохранения
Прогнозирование и планирование здравоохранения направлено на решение таких пёрвоочередных задач, как:
• гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;
• формирование рынка медицинских услуг, использование дополнительных источников финансирования;
• обеспечение приоритетного развития пёрвичной медико-санитарной помощи * первоочередная реконструкция дёйствующих учреждений;
• развитие отечественной фармацевтической промышленности, совместных предприятий (производств) с фирмами зарубежных стран;
• создание медицинским работникам благоприятных условий для труда и быта, в том числе в районах и производствах с повышенным риском;
• совершенствование и развитие законодательной базы в области здравоохранения.
Прогноз развития медицинских учреждений базируется на использовании целевых нормативов потребности населения в лечебно-профилактической помощи, данных о потребности в ресурсах и реально возможных сроках их удовлетворения.
План-прогноз развития здравоохранения включает основные показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, врачебных должностей, посещений населением поликлиник, амбулаторий, мест в санаториях и домах отдыха.
Каждый из перёчисленных показателей, рассчитанный на 10 тыс. человек, характеризует обеспеченность медицинской помощью и профилактическими услугами. Кроме того, данные показатели используются для планирования численности обслуживающего персонала, производства лекарственных средств, уровня материально-технического обеспечения и размера финансирования учреждений здравоохранения.
Необходимое количество больничных коек на предстоящий период определяется исходя из установленного норматива, дифференцированного по видам заболеваний, на 10 тыс. человек и прогнозируемой численности населёния. Потребность в коечном фонде определяется по формуле
где — численность населения; — процент госпитализации; — среднее количество койко-дней на одного больного; - количество дней использования койки в году; - оборот койки в год.
Необходимая численность врачебных должностей в больницах и санаториях определяется с учетом количества коек в этих учреждениях и нормативов (коек) на одного врача, в поликлиниках — на основе данных о посещаемости больных и нормативов нагрузки (количества посещений) на одного врача.
В процессе прогнозных и плановых расчетов определяются потребности в медикаментах, медицинских изделиях, прогнозируется сеть аптек, аптечных складов и специализированных магазинов медицинской техники. При прогнозировании сети аптек используются нормативы количества жителей на одну аптеку, дифференцированные по городам в зависимости от численности насёлёния (крупный город, средний, малый). В среднем норматив находится пределах от 15 тыс. до 9 тыс. человек на одну аптеку.
Наиболее массовым видом медицинского обслуживания, населения является амбулаторно-поликлиническая помощь. Основной показатель ее обеспеченности — количество посещений в смену. Пропускная способность амбулаторно-поликлинических учреждений определяется путем умножения их сменной мощности в расчете на 1,0 или 10 тыс. жителей на количество обслуживаемых жителей.
Прогнозирование развития здравниц предполагает установление их пропускной способности отдельно по санаторию и домам отдыха. Пропускная способность рассчитывается путем умножения количества отдыхающих в одну смену на количество таких смен за год.
К числу особо важных в области здравоохранения относится проблема придания особой значимости профилактической работе. Поэтому в планах-прогнозах необходимо предусматривать отдельныё мероприятия и комплексные программы по формированию и достижению устойчивой работы соответствующих подразделений.
Сегодня и в обозримом будущем медицина будет находится под воздействием как рыночных, так и государственных регуляторов. На первое место выдвигается задача создания принципиально новой модели здравоохранения — бюджетно-страховой, главная особенность которой — рациональное сочетание государственного и местного финансирования (взносы за счет государственного бюджета, предприятий, и населения).
Принятые в зарубежных странах системы здравоохранения сочетают различные варианты ее организации и финансирования (за счет налогов, взносов в систему социального и частного страхования, частной практики).
Возможные варианты реформирования системы здравоохранения обычно определяются на основании прогнозов, программ социально-экономического развитая страны, отдельных регионов и других нормативных документов, которые дополняются и изменяются с учетом конкретно складывающихся ( условий их выполнения.
20.4. Прогнозирование и планирование