Понятие и основные черты административной ответственности
Понятие административного принуждения, его характерные черты. Убеждение и принуждение в административном праве. Их соотношение.
Административно-правовое принуждение – это особый вид правового принуждения, состоящий в применении субъектами публичной функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями. Оно играет важную роль в охране правопорядка и имеет профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Это обуславливается тем, что органы внутренних дел , государственные инспекции и т.д. систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. А-правовое принуждение включает большое число средств пресечение – задержание граждан, запрещение эксплуатации механизма и т.д., использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.
А-правовому принуждению присущи такие признаки, как правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений.
А принуждение обладает рядом особенностей: 1) меры а принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые а-принудительными средствами. 2) административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти. 3) множественность и разнообразие субъектов, осуществляющих А юрисдикцию, осуществлять меры А воздействия вправе десятки видов органов (государственных, муниципальных, общественных). 4) административному воздействию подвергаются не только отдельные физические лица, но и организации, коллективные субъекты. 5) А-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.
Убеждение и принуждение как методы государственного управления – явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства на сознание и поведение людей, являются необходимы условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, либо процесса управления.
Назначение и эффективность этих методов определяется тем, что они: а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества, б) должны находится в неразрывном единстве, в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества, г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловленном сущностью и состоянием общества и государства. Суть соотношения убеждения и принуждения состоит в том, что они взаимно дополняют друг друга, способствуя достижению одних и тех же целей. Убеждение – наиболее предпочтительный метод, но когда оно неэффективно – применяется Принуждение. Принуждение – это прежде всего государственный институт, у него есть правовая форма. А принуждение– разновидность государственного.
Понятие и основные черты административной ответственности.
А ответственность–мера а принуждения в виде применения уполномоченным органом а наказания к лицу, совершившему а правонарушение. Особенности: 1) основанием является а правонарушение 2) субъектами могут быть физические и ЮЛ 3) мерой а ответственности являются а наказания 4) а наказания применятся широким кругом органов и должностных лиц в судебном и внесудебном порядке 5) а наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушениям- главное отличие от дисциплинарной отв-сти 6) применение а наказания не влечет судимости и увольнения с работы 7) меры а ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об а правонарушениях 8)она является составной частью А принуждения как вида государственного принуждения и обладает всеми его признаками 9) процедура привлечения к АО более проста, чем привлечение к другим видам отв-сти 10) АО носит универсальный характер: применяется к земельным, экологическим, таможенным, налоговым п/о 11) М Б установлена только законом: федерации или субъекта. Функции: 1) регулятивная- установление адм- правовых запретов и распространение информации об этом 2) охранительная функция- воздействие на субъектов общественных отношений таким образом, чтобы обеспечить их правомерное поведение 3) превентивная функция- распространение информации об адм- правовом запрете и предотвращении противоправного поведения 4) карательная- применение к правонарушителю различного рода ограничений. Принципы: 1) конституционные: презумпция невиновности, равенство всех перед законом и судом, всеобщность и гарантированность судебной защиты, соразмерность ограничения прав и свобод конституционным интересам, недопустимость повторного привлечения лица к отв-сти, недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением закона, обязательное установление виновности правонарушителя. 2) общие принципы: неотвратимость отв-сти (виновный д претерпевать лишения), индивидуализация (учет личности, степень участия, степень нанесения вреда), гуманизм (некоторые виды АН не применяются к некоторым категориям субъектов: арест не применяется к инвалидам и женщинам, имеющих детей до 14 лет), законность (АО устанавливается исключительно законом).