Анализ ритмичности выпускаемой продукции
Качество продукции- совокупность свойств определяющих степень ее пригодности по назначению.
Качество продукции характеризуется следующими показателями:
- технико-эксплуатационные показатели;
- надежность и долговечность;
- сортность.
При анализе качества продукции необходимо:
- рассчитать удельный вес продукции высшего сорта в общем объеме выпущенной продукции.
- рассчитать удельный вес забракованной продукции в общем объеме выпущенной продукции.
- рассчитать удельный вес сумм полученных покупателями по рекламации в общем объеме реализации.
- рассчитать удельный вес брака в себестоимости продукции (расходы по исправлению брака + себестоимость неисправимого брака / на себестоимость выпущенной продукции)
- рассчитать удельный вес окончательных потерь от брака в себестоимость продукции (себестоимость неисправимого брака + расходы по исправлению - стоимость окончательного брака по цене возможного использования – сумма удержаний с виновного лица – сумма, полученная от поставщиков за некачественные поставки сырья и все деленное на себестоимость выпущенной продукции)
Коэффициент сортности. Определяется как отношение планового (фактического) объема выпуска продукции в стоимостном выражении на этот же объем продукции по цене верхнего предела сортности.
Рассчитанные показатели за анализируемый период нужно сопоставить с аналогичными данными за прошлый период, а если эти показатели планируются, то и с плановыми данными.
При анализе нужно выяснить причины, которые влияют на качество продукции.
В заключение анализа необходимо составить план мероприятий на повышение качества продукции.
ЗАДАЧАПроанализировать качество выпущенной продукции
Сорт продукции | Выпуск продукции, т. | Оптовая цена 1т. Продукции, тыс.руб. | Стоимость выпущенной продукции, тыс.руб. | |||
План | Отчет | План | Отчет | |||
Высший | ||||||
Первый | ||||||
Итого | - |
1 Определяем удельный вес, каждого сорта:
- высший сорт
Уд. вес по пл..= 50/90*100% = 55,6%
Уд. вес по отч.= 54/92*100% = 58,7%
(58,7-55,6)/55,6*100% = 5,6%
Удельный вес выпуска продукции высшего сорта по сравнению с плановым заданием повысился на 5,6%
- первый сорт
Уд. вес по пл.= 40 / 90 * 100% = 44,4%
Уд. вес. по отч.= 38 /92 * 100% = 41,3%
(41,3 - 44,4) / 44,4 * 100% = -6,9%
Удельный вес продукции первого сорта по сравнению с плановым заданием снизился на 6,9%
2 Определяем коэффициент сортности:
Ксортности пл. = 1600 /90 * 20 = 0,888
Ксортности отч. = 1650 /92 * 20 = 0,896
(0,896-0,888) / 0,888 * 100% = 0,9%
Предприятие улучшило качество продукции по сравнению с плановым заданием на 0,9%
ЗАДАЧАПроанализировать качество продукции
Показатели | Прошлый год | Отчетный год |
Себестоимость окончательного брака | 5,7 | 6,1 |
Затраты на исправление брака | 4,3 | 4,5 |
Себестоимость брака по цене возможного использования | 0,8 | 0,9 |
Сумма удержаний с виновного лица | 0,7 | 0,9 |
Сумма полученных претензий от поставщиков за некачественные поставки сырья и материалы | 1,0 | 1,5 |
Себестоимость выпущенной продукции |
1 Определяем удельный вес брака в себестоимости продукции:
- прошлый год
(Себестоимость окончательного брака + Затраты на исправление брака)/ Себестоимость выпущенной продукции
(5, 7+ 4,3 )/ 150 * 100% = 6,7%
- отчетный год
(6,1 + 4,5 )/ 175 * 100% = 6,1%
2 Определяем удельный вес окончательных потерь от брака в себестоимости продукции:
- прошлый год
(5,7 + 4,3 -0,8 - 0,7 -1 )/ 150 * 100% = 5%
- отчетный год
(6,1+ 4,5 - 0,9 - 0,9 -1,5) / 175 * 100% = 4,2%
Удельный вес брака в себестоимости продукции и удельный вес окончательных потерь от брака в себестоимости продукции снизился, следовательно, предприятие улучшило качество выпущенной продукции.
10. Анализ выполнения плана по объему реализации
Реализованная продукция- это продукция, которая отгружена покупателю и оплачена им.
В объеме реализации надо учитывать товарную продукцию планового года ± остатки товарной продукции на начало и конец года.
↑РП = ↑ТПпл. год + ↓остатки ТП н.г – остатки ТП кон. года.
↓остатки ГП на складе
↓остатки товаров отгруженных
При анализе выполнения плана по объему реализации необходимо:
1 Определить процент выполнения плана по объему реализации;
Для этого необходимо сопоставить фактический объем реализации в ценах предприятия (без НДС) с плановым заданием. Причем если за отчетный период произошло изменение действующих оптовых цен, то плановый объем реализации нужно скорректировать на это изменение.
2 Определить отклонение от плана и выявить факторы, которые повлияли на изменение объема реализации:
- изменение выпуска товарной продукции за анализируемый период.
Увеличение выпуска товарной продукции приводит к увеличению объема реализации при условии, что вся продукция произведенная сверх плана реализована в отчетном периоде.
- изменения остатков готовой продукции на складах предприятия (их уменьшение приводит к увеличению объема реализации)
- товары отгруженные, но не оплаченные покупателем в срок.
Поступление денег за ранее отгруженную продукцию приводит к увеличению объема реализации.
- ритмичность работы предприятия;
- работа отдела сбыта, который должен своевременно и четко использовать транспортные средства, вести подготовку готовой продукции к отгрузке, изучать спрос потребителя;
- работа финансового отдела и бухгалтерии, которые должны следить за своевременностью оплаты счетов покупателей, за своевременностью предъявления документов в банк на отгруженную продукцию.
3 Установить темп роста объема реализации по сравнению с прошлым годом.
4 Анализ выполнения плана по реализации должен проводиться с анализом выполнения плана по кооперированным поставкам.
ЗАДАЧАПровести анализ выполнения плана по объему реализации
Показатели | План | Отчет |
Выпуск товарной продукции, тыс. руб. | ||
Остатки готовой продукции на складах: | ||
- на начало периода | ||
- на конец периода | ||
Товарная продукция отгруженная, но не оплаченная покупателем: | ||
- на начало периода | - | |
- на конец периода | - | |
Объем реализации | ||
1 Определяем процент выполнения плана по объему реализации и отклонения от плана
% выполнения плана РП = 4793/4449*100% = 107,7%
∆ РП = 4793-4449 = 344 тыс.руб.
План по объему реализации продукции перевыполнен на 7,7% или на 344 тыс.руб.
2 Определяем влияние факторов на отклонения по объему реализации:
- изменение выпуска товарной продукции
∆ТП = 4680-4348 = 332 тыс.руб.
% выполнения плана ТП = 332/4449*100% = 7,46%
За счет перевыполнения плана по выпуску ТП предприятие увеличило объем реализации на ту
величину
∆РП1 = 332 тыс.руб. или 7,5%
- изменение остатков ГП на складе
∆ ГП н.г. = ГП отч. – ГП пл.
∆ ГП н.г. = 106-125 = -19 тыс.руб.
∆ ГП к.г. = 48-24 = 24 тыс.руб.
∆ ГП = ∆ ГП к.г. - ∆ ГП н.г
∆ ГП = 24 – (- 19) = 43 тыс.руб.
За счет увеличения складских запасов предприятие уменьшило объем реализации.
∆РП2 = -43 тыс.руб.
% = -43/4449*100% = -0,96%
- изменение товаров отгруженных, но не оплаченных в срок
∆ ТО = ТО к.г. - ТО н.г
∆ ТО = 33-88 = -55 тыс.руб.
- За счет поступления денег за продукцию ранее отгруженную предприятие увеличило объем реализации на 55 тыс. руб.
∆РП3 = 55 тыс.руб.
% = 55/4449*100% = 1,23%
Проверка:
∆РП = ∆РП1 + ∆РП2 + ∆РП3
344 = 332-43+55
344 = 344
План по объему реализации перевыполнен за счет увеличения выпуска товарной продукции и поступления денег за продукцию ранее отгруженную