Ресурсное обеспечение инновационной деятельности
Правовое обеспечение системы менеджмента основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на государственном и региональном уровне. К этим актам относятся действующие законы РК, постановления правительства и других органов управления, государственные стандарты. Правовое обеспечение системы менеджмента осуществляется по следующим направлениям:
- правовые вопросы функционирования экономики страны;
- законы и нормативные акты по системам стандартизации, метрологии, сертификации товаров и услуг, защиты прав потребителей, антимонопольной политики, управления качеством продукции,
безопасности и охраны труда;
- законы и нормативные акты по регулированию безопасности и взаимозаменяемости товаров, ресурсосбережению, развитию производства, социальному развитию коллективов, охране окружающей природной среды;
- правовое регулирование формирования и функционирования организации.
Стандартизация как деятельность по установлению норм, правил и характеристик осуществляется в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции, услуг объектов осуществляется в целях:
- создания условий для деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности на едином товарном рынке Казахстана, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;
- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждения показателей качества и продукции.
Ключевым вопросом ресурсного обеспечения инновационного менеджмента является финансирование инновационной деятельности.
Мировая практика выделяет следующие источники финансирования инноваций:
1) государственные ассигнования;
2) собственные средства промышленных организаций, высших учебных заведений;
3) средства некоммерческих организаций;
4) кредитные ресурсы, частные сбережения населения и иностранный капитал.
Внебюджетное финансирование.По мере развития рыночных отношений внебюджетные методы мобилизации финансовых ресурсов играют все более значительную роль.
Собственные средства.Во всех развитых странах собственные средства организаций предпринимательского сектора (технологических, исследовательских и промышленных организаций) по объему и удельному весу занимают лидирующее место, причем наблюдается их постоянное возрастание.
К перспективным источникам финансированияотносят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.
Лизинг - это особая форма аренды, связанная с передачей в пользование машин, оборудования, иных материальных средств и имущества. В широком значении под лизингом следует понимать весь комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду (включает договор лизинга", договор купли-продажи, договор займа).
Венчурное финансирование можно представить как источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых обычно на 5-7 лет вновь создающимся или функционирующим в составе крупных корпораций организациям для их модернизации и расширения.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в Республике Казахстан регулируется «Приказом Национального Агентства по статистике РК» от 17.06.2003 г. в соответствии с которым, ведется статистика инноваций путем анкетирования. Анкета № ИН – 001 исследования тенденций развития инновационной деятельности промышленных предприятий и строительных организаций. 11.11.2003 г. утверждена Форма статистического наблюдения №1 – инновация «Сведения об инновационной деятельности организации».
До 2015 г. в Казахстане будет создана Единая информационная система инновационного развития «Виртуальный Технопарк» - многоуровневая база данных, отображающая услуги институтов развития и других задействованных в инновационном развитии организаций. В рамках данной информационной системы будет создана карта научно-технического потенциала страны и электронная база данных, которая могла бы быть использована при формировании, реализации государственной индустриально-инновационной политике, ее мониторинге, а также в работе исследователей, предпринимателей, зарубежных инвесторов.