Проведение частотного распределения
Введение
О нем говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно не известно, кто больше. Его называют зимней сказкой, молочной радостью, охлажденным счастьем, ведь для счастья его действительно нужно совсем немного – один стаканчик. А может быть – целый холодильник? Мороженое это охлажденный (замороженный десерт), изготавливающийся из молочных продуктов, таких как сливки, молоко, масло с добавлением наполнителей, ароматизаторов и сахаров.
Мороженое - один из самых сезонных товаров. В теплый период, который длится с апреля по сентябрь, продажи холодного лакомства вырастают в два-два с половиной раза. Второй всплеск приходится на новогодние праздники, когда продажи вырастают на 30%. Весной 2015 года Росстат зафиксировал рост цен на сливочное мороженное на 3-4%.
В советские времена мороженое в молочной отрасли считалось самым выгодным товаром: рентабельность достигала 50%. Не удивительно, что когда настали новые времена, молокозаводы, хладокомбинаты и частные предприниматели поспешили наладить производство этого продукта. Сегодня хотя бы одна фабрика мороженого есть в каждом более или менее крупном городе. За последние годы в стране появились новые производители мороженого («Инмарко», «Русский холод», «Альтервест»), их продукция продается по всей стране. Предприятия оснащены по последнему слову техники. Когда-то ассортимент едва ли насчитывал десяток разновидностей мороженого, а теперь в зависимости от сезона в России выпускают от 455 до 525 наименований. В 2005 году вступил в силу ГОСТ, призванный улучшить качество товара. Мороженщики на своих ежегодных праздниках рапортируют о новых разработках и развлекают публику изготовлением гигантских тортов.
Данный вид продукции имеет довольно закрепленные позиции на российском рынке, и для меня является одним из любимых видов десертов, что не могло не повлиять на выбор в качестве объекта исследования.
Цель исследования – проанализировать наиболее популярные марки мороженого на российском рынке, для получения информации о наиболее выгодном товаре для потребителя.
Наиболее популярными марками на рынке мороженого являются следующие:
Nestle, Baskin Robbins, Инмарко, Айсберри.
Для целей данного исследования были отобраны следующие признаки:
Фасовка
Вкус
Тип
Калорийность
Цена
Упаковка
Вес
Марка
Состав
Наполнители: орехи, кусочки фруктов, сгущенка, шоколадная крошка.
Все исследование проводилось в программе IBM SPSS Statistics, предназначенной для обработки данных. По всем параметрам данная программа является сложным и мощным статистическим пакетом. Однако, несмотря на сложность, средства взаимодействия входящих в пакет программ с пользователем являются весьма дружественными.
Виды мороженого
По способам выработки мороженое подразделяют на закаленное, мягкое и домашнее.
Закаленное - это продукт, изготовляемый в производственных условиях, который после выхода из фризера с целью повышения стойкости при хранении замораживают (закаливают) до низких температур (-18 °С и ниже). В таком виде его сохраняют до реализации. Закаленное мороженое отличается высокой твердостью.
Мягким называется мороженое, которое вырабатывают в основном на предприятиях общественного питания и употребляют в пищу сразу же после выхода из фризера (температурой -5...-7 °С). По консистенции и внешнему виду оно напоминает крем.
Домашнее изготовляют в домашних условиях с использованием компрессионного холодильного шкафа или морозильника.
Закаленное мороженое классифицируют по виду продукта и наполнителя (по составу) и по виду фасования. По виду продукта и наполнителя оно подразделяется на основные и любительские виды.
Основные виды мороженого:
-молочное;
-сливочное;
-пломбир;
-плодово-ягодное;
-ароматическое.
Любительские виды мороженого:
-мороженое, вырабатываемое на молочной основе;
-мороженое, вырабатываемое на плодово-ягодной или овощной основе;
-мороженое, вырабатываемое из плодов, ягод и овощей с добавлением молочной основы;
-мороженое, вырабатываемое с использованием куриных яиц;
-многослойное мороженое;
-мороженое, содержащее кондитерский жир.
Разновидности мороженого основных видов получают название в зависимости oт своего состава и вводимых в продукт добавок (наполнителей).
По виду фасования закаленное мороженое подразделяют на:
- весовое;
- крупнофасованное;
- мелкофасованное.
Весовое мороженое: в картонных ящиках с вкладышами из полимерной пленки;в гильзах.
Крупнофасованное - в картонных коробках, торты, кексы;
Мелкофасованное - цилиндры в полиэтиленовой пленке. Брикет (глазированные и неглазированные с вафлями и без них), в вафельных стаканчиках, рожках (конусах), трубочках, пирожные, цилиндры в глазури. Фигурное (глазированное и неглазированное), в стаканчиках (бумажных и из полимерных материалов), коробочках.
По уровню потребления многих товаров наша страна приблизилась к развитым западным странам. В частности, прогноз развития рынка мороженого строится исходя из того, что объем потребления этого продукта в экономически развитых странах значительно выше, чем в России. Так, средний американец съедает в год 22 килограмма мороженого, а средний европеец - 14-15 килограммов. В России этот показатель составляет всего 2,5 килограмма на человека в год.
Этому есть некоторые объяснения, одно из которых климатические условия в России : среднегодовая температура в Нью-Йорке составляет примерно +11 °С, а в Москве (по разным источникам) - от +3 до +6 °С. Однако едва ли, к примеру, климат Аляски существенно теплее климата Кольского полуострова, а в летние месяцы в приазовских степях ненамного прохладнее, чем в степях Арканзаса. И уж тем более едва ли «суровый» Российский климат может служить объяснением того, что в Западной Европе мороженое более популярно, чем в нашей стране.
Мороженое на протяжении долгих лет было лакомством, символом праздника для жителей нашей страны. В то же время оно всегда было доступно по цене представителям всех слоев населения. В крайнем случае, его можно было изготовить самим: рецепты домашнего мороженого есть, к примеру, даже в «Книге о вкусной и здоровой пище» 1957 года издания.
Мороженое - лакомство, к которому жители нашей страны привыкли с детства. В то же время мороженое не является для жителей нашей страны продуктом повседневного спроса. Едва ли какому-нибудь россиянину, проголодавшись вечером или среди ночи, придет в голову заглянуть в холодильник и достать оттуда брикет пломбира, чтобы перекусить, хотя для рядового жителя США или Канады такое поведение вполне естественно. Россиянам ближе европейская модель потребления: в странах Западной Европы мороженое воспринимается как десерт, правда, в отличие от нашей страны, там это повседневный десерт.
Проведение частотного распределения
В начале исследования было получено частотное распределение одномерных признаков.
Таблица 1.Частотное распределение вкусовых качеств мороженого
Частота | Проценты | Процент допустимых | Накопленный процент | ||
Допустимо | ванильное | 23,3 | 23,3 | 23,3 | |
шоколадное | 10,0 | 10,0 | 33,3 | ||
ореховое | 13,3 | 13,3 | 46,7 | ||
кофейное | 26,7 | 26,7 | 73,3 | ||
крем | 3,3 | 3,3 | 76,7 | ||
фисташковое | 3,3 | 3,3 | 80,0 | ||
фруктовое | 20,0 | 20,0 | 100,0 | ||
Всего | 100,0 | 100,0 |
Таблица 2. Частотное распределение фасовки мороженого
Частота | Проценты | Процент допустимых | Накопленный процент | ||
Допустимо | весовое | 13,3 | 13,3 | 13,3 | |
крупновесовое, мороженое - торты | 10,0 | 10,0 | 23,3 | ||
мелкофасованное | 76,7 | 76,7 | 100,0 | ||
Всего | 100,0 | 100,0 |
Таблица 3. Частотное распределение для упаковки мороженого
Частота | Проценты | Процент допустимых | Накопленный процент | ||
Допустимо | стаканчик | 6,7 | 6,7 | 6,7 | |
вафельная трубочка | 6,7 | 6,7 | 13,3 | ||
на палочке | 30,0 | 30,0 | 43,3 | ||
рожок | 20,0 | 20,0 | 63,3 | ||
брикет | 23,3 | 23,3 | 86,7 | ||
ведро | 10,0 | 10,0 | 96,7 | ||
3,3 | 3,3 | 100,0 | |||
Всего | 100,0 | 100,0 |
Среди 30 видов мороженого наибольший процент имеет ванильное и кофейное мороженое (23,3 и 26,7% соответственно). Анализируя параметр фасовки, можно утверждать, что в настоящее время наиболее популярным видом мороженого является мелкофасованное мороженое. Это неудивительно, т.к. такой вид наиболее удобен для потребления, и предполагает множество типов упаковки. Касаемо этого признака следует отметить, что мороженое на палочке имеет в выборке наиболее высокий процент (30%).
Таблица 4. Частотное распределение многовариантного признака | |||||
Ответы | Процент наблюдений | ||||
N | Проценты | ||||
Состав наполнителей | орехи | 33,3% | 42,9% | ||
шоколадная крошка | 18,5% | 23,8% | |||
кусочки фруктов | 25,9% | 33,3% | |||
сгущенка | 22,2% | 28,6% | |||
Всего | 100,0% | 128,6% | |||
Также было получено частотное распределение многовариантного признака, в данном анализе таким является признак «Наполнители мороженого».
Из 27 видов мороженого наибольшие проценты имеют наполнители «Орехи» (33,3%) и «Кусочки фруктов» (25,9%).