Бюджетная система. Государственный долг

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных финансов.

Бюджетное устройство Российской Федерации базируется на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы (единая документация, единая денежная база);

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы (такой федеральный налог, как налог на прибыль, должен быть направлен в федеральный бюджет страны);

3) самостоятельности бюджета (самостоятельно осуществлять бюджетный процесс);

4) прозрачности и гласности (бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати);

5) полноты отражения доходов и расходов;

6) сбалансированности бюджета (объем расходов бюджета должен соответствовать объему доходов и источников финансирования его дефицита);

7) эффективности;

8) общего покрытия расходов;

9) достоверности бюджета (надежность его показателей, рассчитанных оптимально);

10) адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает в себя составление бюджета на очередной финансовый год перспективного финансового плана.

Перспективный финансовый план формируется в Российской Федерации обычно на 3 года на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития и содержит прогнозные оценки возможностей бюджета. В процессе бюджетного планирования определяются финансовая политика, объем финансовых ресурсов, источники поступления средств, источники финансирования государственного долга и т. д.

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс.

Бюджетный процесс – это деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и по его утверждению. Регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, финансовые органы, денежно-кредитные органы (банки, фонды), органы финансового контроля, государственные внебюджетные фонды, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются государственные, муниципальные, унитарные организации, предприятия, бюджетные организации (школы, больницы, тюрьмы).

Общая продолжительность одного цикла бюджетного процесса составляет 2,5 года.

При составлении проекта бюджета учитываются следующие документы: послания Президента, прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз свободного финансового баланса, план развития государственного или муниципального сектора соответствующей территории.

В бюджетной системе РФ взаимодействуют различные субъекты межбюджетных отношений. Специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием «бюджетный федерализм».

Бюджетный федерализм – это форма финансовых отношений, которая возникает в процессе формирования и использования фондов денежных ресурсов. В самом простом виде бюджетный федерализм представляет собой системно-организованную совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

Денежный поток – это перемещение бюджетных средств от одного субъекта бюджетной системы к другому.

Трансферт – это перемещение денежных средств, неопосредованное движение товаров и услуг (только деньги).

В Российской Федерации трансферт трактуется уже – это денежная помощь субъектам РФ.

Таким образом, бюджетная система состоит из трех уровней:

1) Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный, социальный, медицинский, страховой фонды);

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Принципами построения финансовой системы являются:

1) демократический централизм – концентрация финансирования ресурсов государством (более 50%), к таким ресурсам относятся:

а) централизованные финансы:

– государственный бюджет;

– финансы государственного, социального, имущественного и личного страхования;

б) децентрализованные финансы – это финансы организаций, учреждений;

2) фискальный федерализм – распределение функций между различными уровнями системы (т. е. местные бюджеты не входят со своими доходами и расходами в федеральный бюджет).

Государственный бюджет занимает основное место в финансовой системе. За счет средств государственного бюджета содержатся армия, правоохранительные органы, здравоохранение и т. д.

Государственный бюджет – денежный фонд для финансирования деятельности государства. Он состоит из двух частей: расходной и доходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства. Расходная часть показывает, на какие цели тратятся средства, аккумулируемые государством. В качестве источников бюджета выступают:

1) прямые и косвенные налоги;

2) государственные займы;

3) эмиссия бумажных и кредитных денег;

4) поступления внебюджетных средств.

Бюджетная классификация включает в себя:

1) классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

2) функциональную классификацию расходов бюджетов РФ (оборона, медицинское страхование);

3) экономическую классификацию расходов бюджетов (текущие и капитальные расходы);

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета РФ;

5) классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6) классификацию видов государственных внутренних долгов;

7) классификацию видов государственного внешнего долга;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (сельское хозяйство, медицина).

Секвестр бюджета (сокращение) в связи с ограниченностью средств и невыполнением утвержденного бюджета по поступлениям доходов в фактическое исполнение бюджета может оказаться ниже, чем предусматривалось. Учитывая, что при утверждении бюджета устанавливаются предельные уровни дефицита, неизбежным становится секвестр, кроме расходов, специально защищенных статей (заработная плата, расходы на медикаменты, дотации на животноводство).

Государственный бюджет в зависимости от соответствия доходной (формируется за счет налогов, кредитов, средств международных организаций) и расходной (связана с выполнением функций государства) частей может быть трех видов:

1) профицитный – если государственные доходы превышают расходы, то образуется положительное сальдо, называемое профицитом бюджета;

2) дефицитный – расходы государства больше его доходов; превышение расходов над доходами принято называть дефицитом бюджета; в настоящее время почти во всех странах имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Бюджетный дефицит присущ и развитым, и развивающимся странам. Различают два вида дефицита – циклический, вызванный изменениями в промышленном цикле, и структурный, его причина – фискальная политика государства; в основе дефицита государственного бюджета лежит множество причин:

а) спад общего производства;

б) завышенные расходы на реализацию социальных программ;

в) возросшие затраты на оборону;

г) рост теневого сектора экономики;

3) сбалансированный – доходы и расходы государства совпадают.

Дефицит бюджета является основной причиной возникновения государственного долга и представляет собой общую сумму задолженности по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг разделяется на:

1) внутренний – заимствование внутри страны у населения, предприятий и учреждений;

2) внешний – заимствование у иностранных государств, предприятий и граждан;

3) прямой;

4) косвенный – проявляется в случае неплатежеспособности заемщика (государство выдает гарантии по кредитам).

Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Управление финансами осуществляется следующим образом:

1) макроэкономическое регулирование (косвенные методы):

а) разработка концепций, программ;

б) законодательное и нормативно-правовое обеспечение;

2) микроэкономическое регулирование (косвенные методы):

а) регулирование цен, тарифов;

б) регулирование внешней экономической, банковской деятельности, страхового дела, таможенной политики;

3) микроэкономические методы прямого воздействия:

а) регистрация и лицензирование определенных видов деятельности;

б) установление квот;

в) монопольное регулирование;

г) дотирование;

д) установление льгот;

4) прогнозирование экономического и социального развития;

5) организация финансового контроля.

Наши рекомендации