Методы экономической теории

Экономическая теория - наука, изучающая об­щие закономерности развития экономических систем, тенденции их развития и причины появления этих тенденций. Она изучает законы движения и изме­нения экономических процессов.

Для этого используется метод познания - диалек­тическая логика.

Диалектическая логика - философский метод познания окружающего мира через взаимосвязь его явлений и их взаимозависимость. Принцип де­терминизма является основным понятием в дан­ной области познания, т. е. существует причинно-следственная связь явлений.

Диалектическая логика использует несколь­ко способов познания:

1) абстрагирование позволяет выделить из всей массы экономических процессов главные - вы­деляют категории и понятия, находят их взаимо­связи и взаимозависимости. Абстрактное восприя­тие позволяет представить целостную систему в виде определенных символических категорий и понять принцип действия того или иного явле­ния на некоторой абстрактной модели. Такой ме­тод является неполным, если не переходить от аб­страктного к конкретному, потому что только переход и переложение символической системы на реальную позволяет понять изучаемую сферу, неотрываясь от истины и не вводя себя в заб­луждение излишними абстракциями;

2) метод индукции позволяет изучать закономер­ности, двигаясь от частного к общему. Изучая микросистему, можно переложить полученные зна­ния на макросистему, которая вероятнее всего должна подчиняться тем же законам;

3) метод дедукции противоположен методу индук­ции, изучает восхождение от общего к частному.

Зная законы общей экономики, можно использо­вать эти знания при изучении конкретного част­ного экономического явления, т. е. имеется един­ство знаний как для частного случая, так и для общей системы. Оно и определяет универсаль­ность и истинность имеющихся знаний;

4) метод синтеза позволяет исследователю рас­сматривать явление в общей совокупности всех явлений, т. е. не расчленяя и учитывая всевоз­можные разнообразные движения внутренних про­цессов;

5) метод анализа, наоборот, рассматривает целое явление по частям, т. е. выделяются составные части одного явления и рассматриваются в сово­купности друг с другом. Остальные процессы и движения не учитываются. Этот метод определя­ет взаимосвязь спроса и предложения в экономике;

6) аналогии позволяют специалисту рассматривать одинаковые, по его мнению, системы и перекла­дывать уже известные закономерности на новую изучаемую область при прочих равных условиях. Такой метод является несколько условным и не от­личается точностью: в реальной действительно­сти прочие условия меняются, но он является очень распространенным и эффективным. Важно пра­вильно выбрать аналогичную систему, иначе мож­но ввести себя в научное заблуждение.

Также в экономической теории используют математические и статистические приемыана­лиза и изучения законов. Используется позитивный и нормативный анализ (позитивный позволяет смотреть на явление, как оно было и может быть, нормативный - изучает его природу, т.е. определяет как должно быть).

РЫНОК

Рынок- это все институты и механизмы (юриди­ческие, организационные и т. п.), которые обеспе­чивают обмен товарами, это форма контактов меж­ду продавцом и покупателем относительно товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг, валюты. Также рынок- это место, где происходит обмен между продавцами и покупателями товаров и услуг.

По своей форме рынок может выступать в виде базара, парикмахерской, биржи, магазина и других видов учреждений. Но у них есть общее свой­ство: в этих местах происходит обмен - действие, при котором одно благо получается взамен другого.

Субъекты рынка- это физические и юридиче­ские лица, а его объекты- это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Рынок имеет многообразную структуру.

Различают следующие классификации рынков:

1)по объектам обмена:рынок товаров; рынок услуг; рынок капиталов; рынок ценных бумаг; рынок труда; валютный рынок; рынок информа­ции; рынок научно-технических разработок;

2) по территориальному охвату:мировой рынок; национальный рынок; региональный рынок; мест­ный рынок;

3) в соответствии с действующим законода­тельством:легальный (официальный) рынок; нелегальный (теневой) рынок;

4) по степени насыщенности:равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок;

5) по механизму функционирования:конкурент­ный рынок; монопольный рынок.

Инфраструктура рынка- это система органи­заций и предприятий, которые обеспечивают сво­бодное движение товаров и услуг. В инфраструкту­ре выделяют:

1) организационную базу - это коммерческие фир­мы, посреднические организации и т. д.;

2) материальную базу - это складское и товарное хозяйство, транспорт, средства связи и т. д.;

3) кредитно-расчетную базу - это банки, страховые фирмы и т. д.;

4) государственные финансы;

5) систему законодательства, которая регулирует правовые отношения рыночных субъектов (пред­ставлена на рынке юридическими, консалтинго­выми (консультационными) компаниями и т. д.);

6) кредитную систему - это банки, страховые ком­пании, фонды профсоюзов, имеющих право ком­мерческой деятельности.

В качестве элементов инфраструктурыможно выделить:

1) ярмарки - это рынки широкого значения, где осу­ществляется распродажа многих (одного) видов товаров;

2) аукцион - это продажа товаров в установленном месте тому покупателю, который предлагает са­мую высокую цену;

3) биржу - это место заключения сделок по конт­ракту.

Одним из основных элементов рынка является рыночная цена.Она формируется на свободном рынке под влиянием спроса и предложения, инфор­мирует товаропроизводителя о необходимом това­ре. Когда на рынке дефицит товара, то спрос на него высок, в соответствии с чем цена высока. Сопо­ставление цены и издержек на производство товара позволяет предприятию определить, каким образом он будет производить товар, насколько доход от реализации возместит затраты на производство и величину прибыли от деятельности, т. е. отве­тить на вопрос «как производить?» Рынок отвечает и на вопрос «кто сможет потребить товар?» - тот, кто имеет наибольший доход.

Эти механизмы взаимодействия представляют со­бой рыночный механизм.

СПРОС

Спрос- форма выражения потребности, это же­лание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. Величина спроса- это количество товара, кото­рое покупатели хотят и могут приобрести в течение определенного времени при данных условиях.

Индивидуальный спрос- спрос отдельного покупателя на определенный товар. Суммирование величин спроса, предъявляемого каждым потреби­телем при разных ценах, дает рыночный (совокуп­ный) спрос.Совокупный спрос - это платежеспо­собная потребность общества в целом, т. е. государства, предприятий и населения. Спрос и ве­личина спроса должны определяться в рамках кон­кретного промежутка времени (дня, недели, года).

Закон спроса:при прочих равных условиях ве­личина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена на товар, тем ниже спрос на него. Величина спроса и цена находятся в обратной зависимости друг от друга: вы­сокая цена товара приводит к ограничению величи­ны спроса на данный товар, а уменьшение цены ве­дет к увеличению величины спроса на этот товар.

В некоторых случаях действие закона спроса может быть ограничено:

при активном спросе (ожидание повышения цен);

для дорогих и редких товаров, приобретение ко­торых является средством накопления (драгоцен­ных металлов, камней и т. д.);

при переключении спроса на более качественные и новые товары.

Рассмотрим график спроса (рис.1).

методы экономической теории - student2.ru

В основе действия законаспроса лежат сле­дующие принципы:

1) убывающая предельная полезность;

2) эффект дохода;

3) эффект замещения.

Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность.

Если спрос на товары не изменяется при измене­нии цены, то спрос на такой товар считается не­эластичным.Такими товарами являются товары первой необходимости, обеспечивающие нормаль­ную жизнедеятельность.

Если же при изменении цены спрос на товар из­меняется, такой спрос считается эластичным.

Степень ценовой эластичности спросаоп­ределяется с помощью коэффициента ценовой эластичности по формуле:

методы экономической теории - student2.ru

где методы экономической теории - student2.ru - процентное изменение объема спра­шиваемой продукции;

методы экономической теории - student2.ru - изменение цены (в процентах).

На графике эластичный спрос выглядит как поло­го спускающаяся кривая. Совершенно неэластичный спрос графически выражается в виде вертикальной прямой. Совершенно эластичный спрос на графике выглядит как горизонтальная прямая, параллельная оси абсцисс (объемы реализованной продукции).

Эластичность спросаможет определяться не толь­ко ценовым фактором, но и величиной дохода по­требителя (изменение спроса на определенную продукцию при изменении величины дохода потре­бителя). Она определяется по формуле:

методы экономической теории - student2.ru

где методы экономической теории - student2.ru - изменение дохода (в процентном выра­жении).

методы экономической теории - student2.ru 11. ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Предложение- это желание и способность про­давцов совершать сделки по продаже поставленно­го на рынок товара.

Величина предложения- это количество то­вара, которое продавцы могут произвести и продать в течение определенного промежутка времени при данных условиях.

Величина предложения имеет какое-либо значе­ние при следующих условиях: она должна опреде­ляться всегда в рамках конкретного промежутка вре­мени (день, неделя, год); условия, при которых формируется данный объем предложения должны характеризовать ту среду, в которой находится при­нимающий решение о продаже производитель.

Если спрос - это качественная характеристика потребления, то предложение - категория, с по­мощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу?

Закон предложения:предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. По мере роста цен производи­тели предлагают к продаже большее количество то­варов, а по мере их падения - меньшее (рис. 2).

методы экономической теории - student2.ru

Кривая предложения имеет положительный наклон. Главным фактором, определяющим величину пред­ложения товара, является цена товара, т. е. все дру­гие факторы, влияющие на предложения, даны заранее и не подвергаются изменениям.

Предложение реагирует на цену, потому что:

1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что при­ведет к увеличению предложения;

2) в случае продолжительного и устойчивого повы­шения цены в эту отрасль устремятся другие произ­водители, что еще более увеличит производство и предложение.

Однако в краткосрочном плане увеличение пред­ложения не всегда наступает немедленно за повы­шением цены. Может не оказаться резервов для уве­личения производства (имеющееся оборудование работает с максимальной загрузкой в 3 рабочие сме­ны, а расширение мощностей (включая найм допол­нительной рабочей силы и др.) и перелив капитала из других отраслей обычно не могут быть осуществ­лены в короткие сроки). Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повыше­нием цены.

Предложение изменяется под влиянием нецено­вых факторов,таких как:

1) цена на факторы производства (рост цены на фак­торы производства приводит к увеличению себе­стоимости товара и снижению его предложения);

2) цена на взаимозаменяемые товары-субституты (рост цены на один из товаров-субститутов при­водит к сокращению предложения другого);

3)цена на комплементарные товары (рост цены на комплементарные товары приводит к увеличе­нию уровня предложения данного товара);

4) ожидания относительно будущего изменения цен или доходов (если ожидается рост цен в будущем на товар, то производители стараются снизить предложение, чтобы потом продать дороже, и на­оборот);

5) число продавцов на рынке (увеличение числа фирм-продавцов или производителей приводит к увеличению уровня предложения);

6) технология (использование высокопроизводитель­ных и экономичных технологий приводит к увели­чению предложения);

7) величина налоговых сборов и наличие субсидий;

8) цели и задачи фирмы.

Наши рекомендации