Методы экономической теории
Экономическая теория - наука, изучающая общие закономерности развития экономических систем, тенденции их развития и причины появления этих тенденций. Она изучает законы движения и изменения экономических процессов.
Для этого используется метод познания - диалектическая логика.
Диалектическая логика - философский метод познания окружающего мира через взаимосвязь его явлений и их взаимозависимость. Принцип детерминизма является основным понятием в данной области познания, т. е. существует причинно-следственная связь явлений.
Диалектическая логика использует несколько способов познания:
1) абстрагирование позволяет выделить из всей массы экономических процессов главные - выделяют категории и понятия, находят их взаимосвязи и взаимозависимости. Абстрактное восприятие позволяет представить целостную систему в виде определенных символических категорий и понять принцип действия того или иного явления на некоторой абстрактной модели. Такой метод является неполным, если не переходить от абстрактного к конкретному, потому что только переход и переложение символической системы на реальную позволяет понять изучаемую сферу, неотрываясь от истины и не вводя себя в заблуждение излишними абстракциями;
2) метод индукции позволяет изучать закономерности, двигаясь от частного к общему. Изучая микросистему, можно переложить полученные знания на макросистему, которая вероятнее всего должна подчиняться тем же законам;
3) метод дедукции противоположен методу индукции, изучает восхождение от общего к частному.
Зная законы общей экономики, можно использовать эти знания при изучении конкретного частного экономического явления, т. е. имеется единство знаний как для частного случая, так и для общей системы. Оно и определяет универсальность и истинность имеющихся знаний;
4) метод синтеза позволяет исследователю рассматривать явление в общей совокупности всех явлений, т. е. не расчленяя и учитывая всевозможные разнообразные движения внутренних процессов;
5) метод анализа, наоборот, рассматривает целое явление по частям, т. е. выделяются составные части одного явления и рассматриваются в совокупности друг с другом. Остальные процессы и движения не учитываются. Этот метод определяет взаимосвязь спроса и предложения в экономике;
6) аналогии позволяют специалисту рассматривать одинаковые, по его мнению, системы и перекладывать уже известные закономерности на новую изучаемую область при прочих равных условиях. Такой метод является несколько условным и не отличается точностью: в реальной действительности прочие условия меняются, но он является очень распространенным и эффективным. Важно правильно выбрать аналогичную систему, иначе можно ввести себя в научное заблуждение.
Также в экономической теории используют математические и статистические приемыанализа и изучения законов. Используется позитивный и нормативный анализ (позитивный позволяет смотреть на явление, как оно было и может быть, нормативный - изучает его природу, т.е. определяет как должно быть).
РЫНОК
Рынок- это все институты и механизмы (юридические, организационные и т. п.), которые обеспечивают обмен товарами, это форма контактов между продавцом и покупателем относительно товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг, валюты. Также рынок- это место, где происходит обмен между продавцами и покупателями товаров и услуг.
По своей форме рынок может выступать в виде базара, парикмахерской, биржи, магазина и других видов учреждений. Но у них есть общее свойство: в этих местах происходит обмен - действие, при котором одно благо получается взамен другого.
Субъекты рынка- это физические и юридические лица, а его объекты- это все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. Рынок имеет многообразную структуру.
Различают следующие классификации рынков:
1)по объектам обмена:рынок товаров; рынок услуг; рынок капиталов; рынок ценных бумаг; рынок труда; валютный рынок; рынок информации; рынок научно-технических разработок;
2) по территориальному охвату:мировой рынок; национальный рынок; региональный рынок; местный рынок;
3) в соответствии с действующим законодательством:легальный (официальный) рынок; нелегальный (теневой) рынок;
4) по степени насыщенности:равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок;
5) по механизму функционирования:конкурентный рынок; монопольный рынок.
Инфраструктура рынка- это система организаций и предприятий, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг. В инфраструктуре выделяют:
1) организационную базу - это коммерческие фирмы, посреднические организации и т. д.;
2) материальную базу - это складское и товарное хозяйство, транспорт, средства связи и т. д.;
3) кредитно-расчетную базу - это банки, страховые фирмы и т. д.;
4) государственные финансы;
5) систему законодательства, которая регулирует правовые отношения рыночных субъектов (представлена на рынке юридическими, консалтинговыми (консультационными) компаниями и т. д.);
6) кредитную систему - это банки, страховые компании, фонды профсоюзов, имеющих право коммерческой деятельности.
В качестве элементов инфраструктурыможно выделить:
1) ярмарки - это рынки широкого значения, где осуществляется распродажа многих (одного) видов товаров;
2) аукцион - это продажа товаров в установленном месте тому покупателю, который предлагает самую высокую цену;
3) биржу - это место заключения сделок по контракту.
Одним из основных элементов рынка является рыночная цена.Она формируется на свободном рынке под влиянием спроса и предложения, информирует товаропроизводителя о необходимом товаре. Когда на рынке дефицит товара, то спрос на него высок, в соответствии с чем цена высока. Сопоставление цены и издержек на производство товара позволяет предприятию определить, каким образом он будет производить товар, насколько доход от реализации возместит затраты на производство и величину прибыли от деятельности, т. е. ответить на вопрос «как производить?» Рынок отвечает и на вопрос «кто сможет потребить товар?» - тот, кто имеет наибольший доход.
Эти механизмы взаимодействия представляют собой рыночный механизм.
СПРОС
Спрос- форма выражения потребности, это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. Величина спроса- это количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести в течение определенного времени при данных условиях.
Индивидуальный спрос- спрос отдельного покупателя на определенный товар. Суммирование величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах, дает рыночный (совокупный) спрос.Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общества в целом, т. е. государства, предприятий и населения. Спрос и величина спроса должны определяться в рамках конкретного промежутка времени (дня, недели, года).
Закон спроса:при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена на товар, тем ниже спрос на него. Величина спроса и цена находятся в обратной зависимости друг от друга: высокая цена товара приводит к ограничению величины спроса на данный товар, а уменьшение цены ведет к увеличению величины спроса на этот товар.
В некоторых случаях действие закона спроса может быть ограничено:
при активном спросе (ожидание повышения цен);
для дорогих и редких товаров, приобретение которых является средством накопления (драгоценных металлов, камней и т. д.);
при переключении спроса на более качественные и новые товары.
Рассмотрим график спроса (рис.1).
В основе действия законаспроса лежат следующие принципы:
1) убывающая предельная полезность;
2) эффект дохода;
3) эффект замещения.
Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность.
Если спрос на товары не изменяется при изменении цены, то спрос на такой товар считается неэластичным.Такими товарами являются товары первой необходимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность.
Если же при изменении цены спрос на товар изменяется, такой спрос считается эластичным.
Степень ценовой эластичности спросаопределяется с помощью коэффициента ценовой эластичности по формуле:
где - процентное изменение объема спрашиваемой продукции;
- изменение цены (в процентах).
На графике эластичный спрос выглядит как полого спускающаяся кривая. Совершенно неэластичный спрос графически выражается в виде вертикальной прямой. Совершенно эластичный спрос на графике выглядит как горизонтальная прямая, параллельная оси абсцисс (объемы реализованной продукции).
Эластичность спросаможет определяться не только ценовым фактором, но и величиной дохода потребителя (изменение спроса на определенную продукцию при изменении величины дохода потребителя). Она определяется по формуле:
где - изменение дохода (в процентном выражении).
11. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение- это желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.
Величина предложения- это количество товара, которое продавцы могут произвести и продать в течение определенного промежутка времени при данных условиях.
Величина предложения имеет какое-либо значение при следующих условиях: она должна определяться всегда в рамках конкретного промежутка времени (день, неделя, год); условия, при которых формируется данный объем предложения должны характеризовать ту среду, в которой находится принимающий решение о продаже производитель.
Если спрос - это качественная характеристика потребления, то предложение - категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу?
Закон предложения:предложение при прочих равных условиях изменяется в прямой зависимости от изменения цены. По мере роста цен производители предлагают к продаже большее количество товаров, а по мере их падения - меньшее (рис. 2).
Кривая предложения имеет положительный наклон. Главным фактором, определяющим величину предложения товара, является цена товара, т. е. все другие факторы, влияющие на предложения, даны заранее и не подвергаются изменениям.
Предложение реагирует на цену, потому что:
1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения;
2) в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение.
Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены. Может не оказаться резервов для увеличения производства (имеющееся оборудование работает с максимальной загрузкой в 3 рабочие смены, а расширение мощностей (включая найм дополнительной рабочей силы и др.) и перелив капитала из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки). Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены.
Предложение изменяется под влиянием неценовых факторов,таких как:
1) цена на факторы производства (рост цены на факторы производства приводит к увеличению себестоимости товара и снижению его предложения);
2) цена на взаимозаменяемые товары-субституты (рост цены на один из товаров-субститутов приводит к сокращению предложения другого);
3)цена на комплементарные товары (рост цены на комплементарные товары приводит к увеличению уровня предложения данного товара);
4) ожидания относительно будущего изменения цен или доходов (если ожидается рост цен в будущем на товар, то производители стараются снизить предложение, чтобы потом продать дороже, и наоборот);
5) число продавцов на рынке (увеличение числа фирм-продавцов или производителей приводит к увеличению уровня предложения);
6) технология (использование высокопроизводительных и экономичных технологий приводит к увеличению предложения);
7) величина налоговых сборов и наличие субсидий;
8) цели и задачи фирмы.