Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике

Роль малого бизнеса в экономике

Для России, которая находится на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Отрицательное влияние на развитие малого бизнеса оказали последствия финансового кризиса 1998г. Общая численность работников на ИП составляет 13% от всех занятых, выпуск товаров и услуг- 8% от всего объема. В 1999г. в торговле и общ.питании работало 45% всех МП; в строительстве – 16%, промышленности-16%; в науке 4,5%;… Всего МП около 900 тысяч.

Формы государственной поддержки малых предприятий:

- оказание финансовой поддержки на возмездной и безвозмездной основе;

- финансирование государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства;

- предоставление налоговых льгот для развития приоритетных видов деятельности;

- льготное кредитование и страхование;

- предоставление гос.заказов на конкурсной основе, и др.

Уровень развития МП во многом зависит от функционирования инфраструктуры поддержки МП как на уровне государства так, и на региональном уровне. К федеральным органам поддержки МП относятся: Президент, Федеральное собрание, Правительство, федеральные министерства, государственные коммитеты.

Объединение предприятий

В условиях конкуренции фирмы вынуждены объединяться. В настоящее время сформировались следующие формы объединений:

Картель – объединение самостоятельных фирм на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия бизнеса: объем производства,, доля на рынке сбыта, цены.

Синдикат - самая жесткая форма интеграции (объединения), целью которой является централизованное обеспечение ресурсами и маркетинг на согласованных условиях. Вся продукция синдиката реализуется через специальный центр по продажам по единым ценам. Участники сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но теряют коммерческую независимость.

Консорциум – объединение фирм на основе картельного соглашения для совместного проведения крупных финансовых операций по реализации капиталоемких, наукоемких проектов с целью извлечения монопольной прибыли. Объединение создается на период достижения цели, управляет созданный совет директоров.

Трест – объединение фирм, при котором участники полностью теряют производственно - коммерческую самостоятельность, управляются через единый центр- головную компанию. Это удобно когда объединяются предприятия разных отраслей или для последовательной обработки сырья.

Концерн– объединение на основе участия в капитале, финансовых связей и тесного производственного сотрудничества (научно- техническая политика, производственные мощности, кадровая политика, цены). Все сохраняют самостоятельность юридическую, но фактически подчинены единому хозяйственному руководителю.

Ассоциация – добровольное объединение независимых единиц на основе экономической заинтересованности для достижения общей цели (хозяйственной, научной, культурной). Это самая мягкая форма интеграции.

Холдинг - приобретение контрольного пакета акций различных организаций для установления контроля за их деятельностью и получения дивидендов.

Практикующее упражнение:

1Выберите из списка характеристик, перечисленных ниже те, которые относятся к организационно-правовой форме ООО:

- Уставный капитал ООО поделен на определенное число акций;

- Уставный капитал ООО поделен на определенные доли учредителей;

- Минимальное количество учредителей -2.

- Минимальное количество учредителей -1.

- Учредителем может быть юридическое и физическое лицо.

- Максимальное число учредителей -50.

- Минимальный размер уставного капитала – 1000 МРОТ.

- Минимальный размер уставного капитала – 100 МРОТ.

- Учредительным документом является только учредительный договор.

- Учредительными документами являются учредительный договор и устав.

2 Назовите какие характеристики ООО (из Гражданского кодекса) являются наиболее выгодные (невыгодные) для учредителей, а какие для партнеров.

Домашнее задание:

1На основание определения ОАО, согласно Гражданского кодекса, назовите основные преимущества данной формы предприятия.

2 Назовите формы государственной поддержки малых предприятий. Почему государство уделяет большое внимание развитию малого предпринимательства? Объясните.

Контрольные вопросы:

1 Что такое предприятие?

2 Что такое коммерческое предприятие?

3 Какие бывают предприятия по форме собственности 4Назовите виды предпринимательства?

5 Что представляет собой ООО, АО?

6 Понятие унитарного предприятия.

7 Назовите преимущества и недостатки малых предприятий.

Тема 2.2Управление предприятием

План лекции:

1. Характеристика понятия «менеджмент»

2. История возникновения менеджмента в мире и в России

3. Менеджмент как особый вид человеческой деятельности

4. Характеристика функций управления

5. Характеристика уровней управления

6. Характеристика организационных структур управления

7. Понятие власти и стилей управления.

8. Психика человека. Понятие темперамента, характера.

9.Понятие конфликта

10.Классификация конфликтов

11.Этапы и фазы конфликта

12.Профилактика конфликта

Термин «менеджмент» имеет американское происхождение и переводится на русский язык как «руководство», «управление». Менеджмент – по-русски означает управление – вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях.

Т.к. это недословный перевод, то смысл менеджмента не до конца раскрывается при таком переводе.

Слово управление мы слышим часто. Управлять можно государством, обществом, техническими системами, предприятиями.

Управлять - значит поставить цель и добиться того, чтобы ее достигнуть, подчинив своим интересам необходимые ресурсы, координируя и направляя деятельность людей.

Управление предполагает объект и субъект управления. Объект управления – это те элементы, на которые направлены управляющие воздействия. Субъект управления – тот, кто оказывает управляющие воздействия.

Менеджмент в упрощенном понимании - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Возникновение менеджмента относят к концу 19в., но только в 30-х годах 20в. была осознана его роль. Основоположником этих знаний считается американский инженер и исследователь Фредерик Тейлор, а лидер науки – США, где находятся сотни научных школ бизнеса и управления.

Менеджмент можно определить как:

1- наука,

2- вид деятельности,

3- категория людей,

4- искусство

5- аппарат управления,

1 Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества,…

Менеджмент – это область человеческих знаний, которые позволяют осуществлять управление. «М» имеет свой предмет изучения, сумму накопленных за тысячелетия знаний, теорий, проблем и принципов и методов их решения.

Менеджмент – наука о том, как управлять интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами для достижения целей организации.

2. Менеджмент – это особый вид человеческой деятельности по руководству людьми в различных организациях, это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

Этому умению можно научиться, изучая науку менеджмент. Необходимо организовать работу людей таким образом, чтобы они были заинтересованы достигать максимальный результат.

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. С тех пор как человек стал осуществлять коллективную хозяйственную деятельность, появилась необходимость координировать действия в группе, в управлении группой.

Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности организации, лучшего использования ее ресурсного потенциала.

Труд менеджера, чем бы он ни занимался (рекламой, производством, финансами) заключается в следующем:

- ставить цель,

- строить план действий,

- организовывать работу,

- заинтересовывать людей (мотивация),

- проверять работу (контроль).

Для выполнения перечисленных функций необходимы специально подготовленные люди, умеющие воздействовать на труд отдельного человека, группы и всей организации - это менеджеры. Это миллионы людей, которые в той или иной мере руководят в различных организациях другими людьми.

3 Термин «Менеджер» выражает принадлежность к профессии управляющего. Менеджер – это центральная фигура на фирме, занимающий управленческую должность, имеющий право принимать решения.

Менеджер – это профессионально подготовленные люди, управленцы, руководители, которые воздействуя на труд отдельных работников, группы и целой организации осуществляют работу по достижению поставленной цели. Эта деятельность превратилась в профессию, область знаний, социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу.

О растущей роли менеджмента заговорили, когда появились корпорации-гиганты, обладающие огромным потенциалом, который стал сопоставим по мощи с целыми государствами. От них зависят правительства, многие имеют транснациональный характер, их производственные, информационные сети простираются по всему миру. Решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей могут определять судьбу миллионов людей, государств и регионов.

Российская корпорация «Газпром» вышла на первое место в мире по объему продаж своей продукции. Российская пресса обсуждает влияние крупнейших банкиров и предпринимателей на политическую и экономическую линию государства.

Однако в рыночной экономике велика роль и малого бизнеса. Малый бизнес в странах с развитыми рыночными отношениями занимает по количеству 95% всех фирм. Поэтому очень важно управление малым бизнесом, сможет ли он выжить, вырасти.

Чтобы стать менеджером нужно: занять управленческую должность, стать руководителем. Но главное освоить сумму знаний по менеджменту, придерживаться неких стандартов, даже внешних атрибутов поведения. Например, полноценный менеджер в любой стране должен знать английский язык. Но все же следует знать, ценен тот менеджер, который знает дело, которым управляет, умеет им управлять, умеет добиться поставленной цели независимо от своего образования и внешности.

В России подготовка менеджеров, бизнесменов на уровне высшего образования уже реальность.

4 Менеджмент выступает одновременно и как наука и как искусство.

Искусство – творческое отображение действительности в художественных образах.

Труд менеджера носит творческий характер. Освоенные знания служат основой работы менеджера

Понятие «М» как искусства основывается на учете особенностей организации, специфики каждой человеческой личности. Поэтому каждый менеджер соединяет научные знания с личностными качествами, накопленным опытом.

Т.о. менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер выступает в качестве субъекта этой деятельности, управленца. В качестве объекта этой деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера.

5 Менеджеры в организации взаимодействуют между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют специфический орган – аппарат управления (менеджмент организации). Менеджеров низшего звена обычно называют администраторами, они действуют по четко определенным правилам, инструкциям. Менеджеры высшего звена – топ менеджеры.

История развития менеджмента

Необходимость координировать деятельность людей возникла еще в древности (на охоте). Любое государственное устройство, любая организованная деятельность предполагает объект управления и субъект управления. В древней Греции, Риме делались попытки анализировать и обобщать опыт управления. Сократ говорил, что главное поставить нужного человека на нужное место.

Идея о том, что управление, может внести существенный вклад в повышение производительности труда, впервые возникла в конце 19 века. С этого времени управление стало признаваться самостоятельной областью деятельности, требующей специальных знаний. Почему?

В это время промышленность смогла преступить к массовому производству товаров. Возникла острая конкуренция, продать могли лишь те, предлагал более низкую цену. Появилась необходимость снижать затраты, что привело к поиску новых путей управления предприятиями и обобщению опыта.

Основателем науки управления считается американский инженер исследователь Фредерик Тейлор. Основное внимание он уделял поискам увеличения производительности труда. Его школу управления называют школой научного управления.

Наиболее разрекламированным примером его научной школы была погрузка чугуна в чушках. Возникла срочная необходимость погрузить кучу чугуна в вагоны. Многие годы это делали бригады грузчиков по 75 человек. Одна чушка весила 92 фунта (1 ф=0,45 кг) - 41,4 кг). Тейлором была отобрана особая группа рабочих, чтобы доказать на примере простой работы преимущества своей идеи. Его исследования показало, что средний грузчик грузил 12,5 тонны в день. Поставил задачу, как поднять выработку на одного рабочего и ,одновременно, уменьшить затраты на оплату труда.

Первым шагом стало подбор рабочих. После трех дней наблюдений за работой было отобрано 4 человека. Затем изучили их характер, привычки и стремления и отобрали из них одного человека. Обратили внимание на его умеренность, энергию и физические данные. Сделали вывод, что для погрузки чугуна подходит человек, который настолько туп и флегматичен, что по умственному складу скорее похож на быка. Ему предложили 1,85 долл, вместо прежних 1,15 и в день грузить вместо 12,5 – 47,5 тонн. Рабочий день 10 часов. 42% времени занимало возвращение от вагона к чушкам и отдых. В результате проведенных расчетов стоимость труда за 1 тонну уменьшилась 9,5цента до 3,9цента. Затем были отобраны другие мужчины. Тейлор заметил: 1.что только каждый восьмой из 75 грузчиков был способен погрузить 47,5 тонн в день 2. отстранение непригодных людей является благодеянием для них, поскольку они будут искать работу подходящую для них и где они получат более высокую зарплату.

Современником Тейлора был французский исследователь Анри Файоль. В 19 лет он поступил в большую горнодобывающую компанию инженером, а затем стал генеральным управляющим. С помощью умелого управления он вывел компанию из состояния банкротства и сделал ее процветающей. Его учение называется Административное управление, которому он придавал огромное значение. Он говорил о необходимости подготовки управленцев, создал свою школу для практических руководителей. В 1916 году он назвал пять функций управления: планирование, организация, командование подчиненными, координация и контроль.

В начале 20 века создана еще одна школа управления – школа человеческих отношений. Ее сторонники (Мери Фоллет, Элтон Мейо) говорили о важности учитывать психологию человека. С улучшением жизни уже недостаточно «простого пряника» чтобы заинтересовать человека усерднее работать. Сторонники проводили эксперименты, участникам которых говорили о большой значимости их работы, как важна их инициатива. И не зависимо, какую они выполняли работу в экспериментальных группах, повышалась производительность труда, т. к. люди осознавали свою значимость, особое к себе отношение; люди в группе очень сдружились. Были сделаны выводы, что социальные и психологические потребности человека также являются стимулом, как и деньги.

История развитие менеджмента в России

После октябрьского переворота в 1917 году началось строительство социалистического общества. Для этого был создан аппарат государственного и хозяйственного управления. Была теоретически обоснована необходимость демократического централизма в управлении промышленностью, раскрыта роль социалистического соревнования. Собственность была государственной, а экономика развивалась по единому обязательному для всех плану. Управление в плановой экономике сводится к: 1.установлению заданий и 2. контролю за его выполнением. У производителей не было свободы выбора, главное выполнить план любой ценой.

В 90-х годах 20 века наша страна приступила к развитию рыночных отношений. В рыночной экономике регулятором производства выступает рынок, производят только то, что востребовано рынком.

Рынок – это механизм взаимодействия между покупателем и продавцом, основанный на свободе отношений между ними.

Управление в рыночной экономике сводится в обеспечении производство такого товара, который позволит получить максимальный доход.

Производитель сам отвечает за результаты своих действий. Управление такой деятельностью называют менеджментом. С этого момента менеджмент в России стал развиваться.

В мире существует три основные модели построения бизнес-образования:

1. Традиционная, германская. Во-первых необходимо высшее профессиональное образование по какой-то специальности (инженер, юрист, экономист,…) – это базовое образование. Во-вторых, повышение квалификации (краткосрочное) в ходе практической работы, приобретение специальных знаний, вплоть до переподготовки по новой специальности в области менеджмента, бизнеса.

2. Американская. Она основана на формировании так называемого образования в профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего области менеджмента на базе имеющегося диплома о высшем образовании в объеме бакалавра и опыта практической работы. Лишь после этого он возвращается в систему высшего образования для приобретения знаний в области бизнеса и менеджмента и получения степени магистра делового администрирования. Обычно поступают люди в возрасте 25-30 лет, имеющие степень бакалавра и не менее 2-х лет практической работы для карьерного роста.

За выпускниками наиболее котирующихся школ бизнеса идет настоящая охота. Например начальная зарплата магистра Гарвардской школы бизнеса – 100 тыс.долл. в год. В тоже время выпускники менее престижных школ могут испытывают трудности в трудоустройстве.

В Японии существует всего 3 школы-бизнеса, для подготовки тех, кто собирается работать за границей. Каждая фирма готовит своих руководителей сама, обучение идет посредством опыта, планомерно перемещая своих работников по должностям, что позволяет изучить фирму досконально. Лишь в возрасте 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все от рабочих до президента, старшие учат младших.

3. Большинство западно-европейских стран придерживаются смешанной модели, в которой сочетается традиционная подготовка (германская) с американской. Длительность обучения в них профессиональных менеджеров меньше, чем в США, зато большое значение имеет работа над проектами, практика на фирмах, обучение действием.

В Российском образовании пока не предусмотрена подготовка менеджеров по американской схеме, хотя уже существуют несколько образовательных учреждений по типу школ-бизнеса.

В современной России формируется новый элитарный слой общества. Это предприниматели и менеджеры. Различия между ними в следующем.

П р е д п р и н и м а т е л ь – собственник, хозяин, человек, обладающий финансовыми и другими ресурсами, предпринимательским талантом, способный на свой страх и риск выдвигать новые идеи, создавать новую продукцию, оказывать услуги. Человек «делающий» деньги.

М е н е д ж е р – управляющий, прошедший специальную подготовку, основные функции которого координация деятельности организации на всех уровнях и работа с персоналом организации. Он является наемным работником.

Практикующее упражнение: Разбор конкретной ситуации (КС) «Возможности и риск»

КС: Фирма «Стейплер» занимается продвижением на российский рынок импортной компьютерной и конторской техники и технологии. Руководство компании приняло решение начать сборку компьютерной техники в России. К этому ее побудили высокие таможенные пошлины на ввозимую готовую продукцию. Группе специалистов было поручено оценить открывающиеся возможности и ожидаемый риск в реализации такого решения.

Представьте, что Вы работаете в этой группе:

- какие вопросы бы вы задали руководству, чтобы приступить к выполнению задания;

- дать свою оценку предложенному решению.

Домашнее задание: Как можно охарактеризовать организацию, про которую можно сказать «Она лучшая!»

Функции менеджмента

Всю деятельность по управлению в организации можно представить в виде процесса выполнения определенного числа функций.

Слово функция означает деятельность, работу, обязанность. При осуществлении любой управленческой функции осуществляется объединение работников для выполнение поставленных задач и координация их деятельности.

Основными функциями управления являются: планирование, организация (организовывание), мотивация и контроль, для того, чтобы организация (фирма) достигла цели. Выполнение всех функций составляет цикл управления. Все руководители, независимо от уровня управления, выполняют эти функции и играют несколько управленческих ролей, таких как лидера, лица принимающего решение, обработчика информации,…

Роль – это набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретной организации, конкретной должности.

В ходе выполнения этих функций происходит принятие решений и передача информации.

Планирование означает:1. поставить цель организации, определить финансовые и трудовые ресурсы.

Поставить цель очень важно, чтобы знать, к чему стремиться. Например, Алиса из страны чудес спрашивает Чеширского Кота: «Куда мне отсюда идти?». «А куда ты хочешь попасть?», - спрашивает Кот. «Мне все равно». «Тогда все равно, куда и идти», - заметил Кот.

Все последующие действия руководителя направлены на ее достижение. Цели могут быть разнообразными, но независимо от вида фирмы цели должны быть направлены на: выживание, прибыль и развитие.

2. Разработать программу (план) по достижению цели организации.

С составления плана начинается деятельность любой фирмы.

Планирование - это процесс определения приоритетных направлений развития организации.

Существуют стратегические (долгосрочные) планы на 3-5 лет, среднесрочные от 1 до 3 лет, краткосрочные на период в пределах одного года (квартала, месяца)

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Организация означает: 1.создание некоторой структуры организации, 2.подбор людей, 3.распределение им конкретной работы и обеспечение всеми ресурсами

1 Структура означает разбиение организации на отдельные блоки в соответствии с направлениями деятельности, в которых происходит разделение труда и полномочий между отдельными работниками. А также происходит разбиение фирмы на уровни управления подразделениями (рисунок 1).

Мотивация – побуждение людей к труду в соответствии с планом. Ее цель активизировать людей Руководитель должен определить потребности работников и обеспечить способ их удовлетворения через хорошую работу. Для побуждения к труду существуют материальное стимулирование (зарплата, премии) и нематериальное вознаграждение (грамоты, благодарности, доска почета, карьерный рост, престижность).

Контроль позволяет по мере необходимости предпринимать корректирующие действия по предотвращению отклонений от намеченных целей. Для успешного контроля необходимо вести учет деятельности и сравнение достигнутого с ожидаемым

В ходе выполнения перечисленных функций руководитель должен принимать решения, т.е. постоянно делать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из возможных альтернатив –это и есть решение.

Основными требованиями для принятия эффективного решения является наличие точной информации.

Организационные структуры управления

Объем управленческой работы очень большой, поэтому она должна быть разделена. Горизонтальное разделение труда состоит в расстановке руководителей во главе отдельных подразделений. Некоторым руководителям приходится координировать работу других руководителей, тогда возникает вертикальное разделение труда.

Как известно, система - это организованная совокупность частей, находящихся во взаимодействии и связи и образующих единое динамичное целое.

Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения.

Уровни управления

Для успешной работы организации работа управленцев также должна быть разделена на уровни. Реальное число уровней может быть много, традиционно выделяются три уровня:

1. высшего звена - институциональный уровень

2.среднего звена - управленческий уровень

3.руководители низового звена - технический уровень

(младшие начальники)

Младшие начальники непосредственно находятся над рабочими и др.работниками В основном они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за непосредственным расходом сырья и оборудования (это мастер, зав.лабор., старшая медсестра).В основном они проводят время в общении с подчиненными, меньше с другими мастерами и совсем мало со своими начальниками. Они принимают решения, которые реализуются в короткое время.

Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена (нач.цеха, нач.производства, нач.отдела.) Основное время они тратят на подготовку бумаг, беседы, заседания, анализ работы подчиненных. Они готовят информацию для подготовки решений высших руководителей

Руководители высшего звена. Этот уровень гораздо малочисленнее других –всего несколько человек.(презедент, вице-презедент,, председатель совета корпорации) Они отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом и для ее частей.

Заняты разработкой целей, долгосрочных планов, организацией отношений между организацией и внешним миром.

Труд их оценивается очень высоко, количество работы огромно и труд их крайне изматывающий, напряженный. Работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения, т.к. организация продолжает действовать, а среда меняется. Продолжительность работы 60-80 часов в неделю. Как расходуется время: 3%- поездки, осмотры; 6%- разговоры по телефону; 10% - незапланированные встречи; 22% - работа с бумагами; 59% - запланированные заседания и встречи.

Слово «структура» означает каркас, основа. Любое предприятие имеет каркас, связующий его подразделения, службы. Различают организационно-производственную структуру и структуру управления.

Службы управления (аппарат управления) – управляющая система, производственные подразделения (цех, участок) – управляемая система.

Менеджеры в организациях взаимодействуют между собой посредством вертикальных и горизонтальных связей и образуют аппарат управления.

В современном менеджменте выделяют два типа организационных структур:

- бюрократический, органический.

Управление предприятием осуществляется по линейным и функциональным связям между руководителем и подразделением.

По линейным связям происходит управление производственным процессом (директор - нач.цеха - мастер). Сущность такого управления состоит в том, что управляющее воздействие на объект передается только одним лицом – руководителем данного объекта(директор,нач.цеха,мастер), который принимает решение по всем вопросам и несет ответственность перед вышестоящим руководителем.

При линейном(иерархичном) соподчинении каждый работник подчинен только одному начальнику, связываться с вышестоящей организацией может только через него. Руководитель сосредотачивает в своих руках управление всеми видами деятельности.

В чистом виде такие структуры не применяются, особенно на крупных предприятиях, т.к. объем знаний у руководителя должен быть огромен. Такую структуру используют небольшие предприятия с несложной технологией

Положительно: логически понятно, полнота власти, имеет право издавать приказы, имеет право поощрять и наказывать в пределах полномочий..

Отрицательно: недостаток специальных знаний по различным функциям

Линейная структура управления

 
  Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru

 
 
И С П О Л Н И Т Е Л И

Сущность функциональной структуры состоит в том, что отдельные службы и их работники специализируются на выполнении определенных функций.

Каждый функциональный руководитель распоряжается по вопросам, входящим в его компетенцию, руководящие воздействия поступают от разных руководителей, нарушается принцип единоначалия. Что влечет за собой снижение ответственности в низовых организациях. Зато повышается эффективность управления, т.к. за каждой функцией закрепляется аппарат специалистов. Процесс принятия решений удлиняется.

Функциональная структура управления

 
  Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru

Линейно – функциональная структура

 
  Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru

Такой тип эффективен, когда управленцы выполняют рутинные часто повторяющиеся задачи.

Недостатки:

Сложность регулирования отношений линейных и функциональных руководителей

Линейно - штабная

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Ген. директор Штаб

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru (аппарат управления

организацией)

 
  Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru

Штаб Менеджер Менеджер Штаб

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Отделения А Отделения А Отделения Б Отделения Б

Труд управленцев также распределяется по функциям. Задача менеджера координировать действия функциональных служб в штабах различных уровней.

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Дивизионная структура

Совет директоров

 
  Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Генеральный директор

       
  Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru   Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru
 
Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru

Зам.ген.дирек Зам ген.дир.по Зам по финансам Зам по

По кадрам маркетингу НИОКР

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Исполнительный директор

 
  Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru
Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru

Принятие управленческих решений. Роль малого бизнеса в экономике - student2.ru Менеджер Менеджер Менеджер

по направлению А по направлению Б по направлению В

Применяется в крупных организациях. Ключевыми становятся не руководители функциональных подсистем, а менеджеры производственных отделений, которые усиливают вертикаль управления.

Органический тип структур

Это новый тип структур, антипод бюрократическому типу, он предполагает импровизацию управленческой деятельности, коллегиальность в принятии решений, создание гибких временных систем Разновидности: матричные, бригадные, целевые.

Здесь наряду с линейным руководителем появляются временные руководители какого-то проекта на определенный срок, которому подчиняются службы по функциям и производственные подразделения.

Такие структуры применяются, когда продукция постоянно меняется с учетом новейших достижений науки и техники.

Домашнее задание:Сформулируйте основную цель и подцели для нашего образовательного учреждения

Принятие управленческих решений

Решение – это выбор альтернативы.

Каждому из нас приходится принимать решения. Например, что надеть, купить ли туфли, … Эти решения затрагивают вас и членов семьи.

Руководители различных уровней обязаны принимать решения. Их решения затрагивают судьбу всей организации и многих людей. Например, можно принять решение оштрафовать работников опаздывающих на работу, а можно просто строго поговорить, а если случаи будут у некоторых повторяться, то и уволить. Ответственность за принятие решения – это тяжелое моральное бремя, особенно в высших органах управления. Принять решение легко, а вот принять хорошее решение трудно.

Необходимость принимать решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения.

Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере принимаемых решений.

Решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Наиболее эффективным будет такое решение, которое внесет наибольший вклад в достижение цели. Например цель: купить машину. Кому-то: самую престижную; недорого и чтобы меньше ремонтировать; чтобы имела хорошую проходимость; … В зависимости от цели решения будут разные.

Для того, чтобы сделать выбор необходимо собрать полную и надежную информацию.

Решения принимают когда возникает проблема. Проблема – это сложный вопрос, задача требующие разрешения. Проблемы бывают стратегические и тактические, они могут возникать на разных уровнях управления.

По форме принятия решения они подразделяются:

- единоличные, которые принимаются руководителем без обсуждения с другими лицами;

- коллегиальными, когда проблему обсуждают специалисты, но решение все равно принимает руководитель и несет за него ответственность;

- коллективные, решение которое принимает коллектив путем голосования и ответственность несет коллектив.

По принципам выработки решений они делятся:

- запрограммированные (алгоритмические). Они представляют результат реализации определенной последовательности шагов. Т.е. ситуация повторяется с определенной регулярностью и для принятия решения необходимо совершить последовательные действия как при решении математического уравнения. Например: Больнице нужно решить, сколько должно работать медсестер. Известно, что 1 медсестра обслуживает 5 пациентов. В настоящее время в больнице 50 пациентов. Значит медсестер надо: 50/5=10.

- незапрограммированные. Решения такого типа требуются для новых ситуаций, когда их нельзя разбить по шагам, когда приходится сталкиваться с неизвестными факторами. К числу таких решений можно отнести: как улучшить конкурентоспособность продукции; как усилить мотивацию сотрудников.

По характеру исходной информации:

- в условиях полной информации;

- в условиях неопределенности, неполной информации. Большинство решений принимается в условиях неполной информации, т.к. среда все время меняется и решения всегда нацелены на будущее, а оно содержит неопределенность. Поэтому принятие и осуществление решений всегда сопряжено с риском.

По методам принятия решения различают:

- основанные на интуиции, сделанные на основе своих ощущений, на озарении (шестое чувство). Вероятность правильности такого решения невелика.

- решения принятые на основе суждения, исходя из опыта в сходной ситуации. Они предполагают глубокие профессиональные знания и использование прошлого опыта. Такие решения принимаются быстро и не требуют дополнительных затрат.Вероятность правильности тоже не велика. Так как могут измениться внешние условия.

Например, принимать на работу только специалистов с красными дипломами, как было раньше. В настоящее время красный диплом не является признаком отличного специалиста.

- рациональный При принятии решения, которое затрагивает многие судьбы, руководитель должен действовать более рационально и систематизировано на основании глубокого и объективного анализа проблемы.

Менеджер формулирует цели, ставит задачу, определяет критерии оценки решения, исходную информацию, сравнивает и выбирает один из рассчитанных вариантов решения. На компьютере проводятся расчеты формализованной части процедуры.

Процесс принятия рационального решения можно разбить на этапы:

1 диагноз проблемы;

2 выявление альтернатив;

3 формулировка ограничений и критериев для принятия решения;

4 оценка альтернатив;

5 окончательный выбор.

1 диагноз проблемы

Например, проблема; низкая производительность труда. Причиной может быть: плохая работа рабочих; плохая организация труда; поломка оборудования,… Поэтому необходимо собрать информацию по поводу этой проблемы и причины ее возникновения.

2 выявление альтернатив

Необходимо сформулировать набор вариантов решения, которые могли бы устранить проблему. Если вернуться к автомобилю, то мы стоим перед выбором нескольких моделей, которые удовлетворяют нашим критериям. Поэтому нам необходимо оценить различные варианты.

3 формулировка ограничений и критериев для принятия решения

Руководитель должен понимать, что не все возможные пути решения проблемы он может использовать, так как у него может не хватить ресурсов, например денег, квалификации его работников, законы он не может изменить. Поэтому руководитель может суть ограничений. Например, денег не больше 100 000р., работников не больше 20 и квалификация до 6 разряда.

Кроме того, руководитель стандарты (критерии), по которым предстоит оценивать альтернативные варианты. Напрмер, при покупке автомобиля: не дороже 200000р, экономичность – не более 7литров на 100км, не старше 3 лет.

4 оценка альтернатив

При оценке каждого варианта необходимо указать все достоинства и недостатки и оценить с точки зрения критериев, сформулированных на 3 этапе.

Но критерии не всегда могут выражаться числом, например: цвет, удобство. Тогда критерии можно оценить в баллах в зависимости от важности критерия. И просуммировав баллы по каждому критерию, можно сделать оценку каждого.

5 окончательный выбор

Теперь руководитель просто выбирает вариант с максимальной оценкой на примере автомобиля. Однако, если проблема сложна и приходится идти на компромиссы, то здесь руководитель опирается на прошлый опыт и интуицию.

Реализация решения

Ценность решения можно оценить только после его реализации. После реализации данного решения необходимо сопоставить достигнутый результат с тем, чего хотели достигнуть.

Компромиссы. Практически во всех случаях для руководителя затруднительно принять решение, не имеющего отрицательных последствий. Руководитель должен понимать, что выбранная альтернатива может иметь недостатки, но с учетом всех факторов она наиболее желательна для достижения конечной цели.

Лидерство и власть

Управлять деятельностью людей – значит оказывать на них влияние, побуждать их работать на достижение цели организации.

Влияние– поведение одного лица, которое вносит изменение в поведение другого лица. Влиять можно через просьбу, угрозу, шантаж, приказ. Возможность влияния появляется, если одно лицо находится в зависимости от другого. Руководитель имеет возможность влиять на других, потому что он наделен властью. Но он должен быть способным влиять на подчиненных. Лидерство– способность оказывать влияние на другие личности, группы для достижения цели организации.

В неформальных организациях лидеры завоевывают признание, а в формальных им делегируются определенные полномочия в соответствии с должностью. Т.е. руководитель наделен определенной властью.

В психологии управления существуют понятия "психология руководителя" и "психология подчиненного".

Психология руководителя проявляется в характере пользования предоставленной ему властью.

Власть -это возможность оказывать влияние на людей и на удовлетворение их потребностей.

Наши рекомендации