Классификация предприятий (фирм)

В рыночной экономике существует огромное количество разнообразных предприятий и фирм, которые можно сгруппировать по различным признакам:

1. По хозяйственно-правовому статусу, организационно-правовой форме (ОПФ): статус предприятия определяется в законодательном порядке. В ГК РФ (часть I) записано, что все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.

I. Коммерческие организации

1. Хозяйственные товарищества и общества:

– полное товарищество;

– товарищество на вере (коммандитное товарищество);

– общество с ограниченной ответственностью;

– общество с дополнительной ответственностью;

– акционерное общество;

– дочерние и зависимые общества.

2. Производственные кооперативы.

3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия:

– унитарное[2] предприятие, основанное на праве оперативного управления;

– унитарное предприятие, основанное на основе хозяйственного ведения.

II. Некоммерческие организации:

1. Потребительский кооператив[3];

2. Общественные и религиозные организации (объединения);

3. Государственные и муниципальные предприятия

4. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);

5. Фонды и учреждения.

2. По форме регистрации:

- с образованием юридического лица;

- без образования юридического лица;

- с применением наёмного труда;

- без применения наёмного труда.

3. По форме собственности:

- частные – все виды предприятий не государственного сектора;

- муниципальные;

- государственные.

4. По принадлежности капитала:

– национальные;

– иностранные;

– смешанные;

5. По роду деятельности:

– производственные

– посреднические

– информационные

– консультационные

– брокерские

– инвестиционные

– аудиторские и т.д.;

6. По отраслевой принадлежности:

– промышленные

– строительные

– транспортные

– торговые

– медицинские и т.д.

7. По контролю:

– головные

– дочерние

– филиалы

– ассоциированные (входящие в объединение);

8. По характеру управления:

а) управляемые в интересах собственника:

-индивидуальные (управленческие и трудовые функции совмещены);

-партнёрства (товарищества или общества или кооперативы);

-корпорации (акционерные общества);

б) управляемые трудовым коллективом (народные предприятия);

в) управляемые государством (на федеральном или местном уровне).

9. По масштабам производства:

- мелкие (малый бизнес);

- средние;

- крупные.

Классификация предприятий по размерам осуществляется на основе какого-либо показателя (количество занятых, размер активов или валовая выручка за год и др.)

Чаще всего в качестве критерия размера предприятия используется численность занятых.

Поскольку государство поощряет развитие малого бизнеса, то в законодательстве многих государств существует критерии отнесения предприятий к малым. Так по российскому законодательству к малым относятся предприятия: в промышленности – до 100 чел. персонала, в с/х – до 60 чел, в других отраслях – до 50 чел.

Малым может быть предприятие любой формы собственности или организационно-правовой формы, функционирующее в любой сфере экономики. Выделение малого бизнеса в самостоятельную форму предпринимательства связано, во-первых, с местом и ролью этих предприятий в современной экономике и, во-вторых, с отношением к ним со стороны государства.

Малые предприятия выступают как наиболее мобильная форма бизнеса. Они:

– быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры;

– способствуют насыщению рынка товарами при появлении новых потребностей;

– создают новые рабочие места;

– способствуют быстрому освоению достижений НТП;

– формируют конкурентную среду.

Именно поэтому правительства всех стран оказывают поддержку малым предприятиям, предоставляя им налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-техническую помощь.

В настоящее время малые предприятия занимают весьма высокий удельный вес в экономике большинства стран.

Так, в США действуют около 20 млн. малых и средних предприятий, на которых занято более 50% работающих, доля этих предприятий в национальном объеме производства превышает 50%. В Японии действует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают работой 78% занятых и создают более 52% национального объема производства.

В России количество малых предприятий значительно меньше той критической массы, которая требуется для создания конкурентной среды. Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 30-50 жителей, то России необходимо 3,5-5 млн. малых предприятий.

В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функции первопроходца в научно-технической сфере. Стали возникать и активно развиваться так называемые венчурные предприятия (от англ. «эдвенчур» – приключение, смелое предприятие).

Венчурные предприятия – это малые предприятия, занятые научными исследованиями, опытно-конструкторскими, инженерными разработками, внедрением нововведений, а также оказывающие разного рода инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции) и т.п.

Особенностью венчурных предприятий является их нацеленность на реализацию «рисковых проектов». Венчурные предприятия часто создаются для опробирования, «прокатки» крупных капиталоемких проектов по производству нового продукта.

Статистика показывает, что, например, в США 20% венчурных фирм затем превращаются в крупные корпорации, 60% поглощаются более крупными компаниями, 20% – разоряются.

Определенный интерес представляет собой такая форма организации малого бизнеса, как франчайзинг (от англ. «франчайз» – льготный) – система мелких фирм, которые заключают соглашение на право пользования товарной маркой крупной фирмы. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты взаимовыгодны, так как мелкие фирмы получают льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах.

Наши рекомендации