Классификация предприятий (фирм)
В рыночной экономике существует огромное количество разнообразных предприятий и фирм, которые можно сгруппировать по различным признакам:
1. По хозяйственно-правовому статусу, организационно-правовой форме (ОПФ): статус предприятия определяется в законодательном порядке. В ГК РФ (часть I) записано, что все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.
I. Коммерческие организации
1. Хозяйственные товарищества и общества:
– полное товарищество;
– товарищество на вере (коммандитное товарищество);
– общество с ограниченной ответственностью;
– общество с дополнительной ответственностью;
– акционерное общество;
– дочерние и зависимые общества.
2. Производственные кооперативы.
3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия:
– унитарное[2] предприятие, основанное на праве оперативного управления;
– унитарное предприятие, основанное на основе хозяйственного ведения.
II. Некоммерческие организации:
1. Потребительский кооператив[3];
2. Общественные и религиозные организации (объединения);
3. Государственные и муниципальные предприятия
4. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
5. Фонды и учреждения.
2. По форме регистрации:
- с образованием юридического лица;
- без образования юридического лица;
- с применением наёмного труда;
- без применения наёмного труда.
3. По форме собственности:
- частные – все виды предприятий не государственного сектора;
- муниципальные;
- государственные.
4. По принадлежности капитала:
– национальные;
– иностранные;
– смешанные;
5. По роду деятельности:
– производственные
– посреднические
– информационные
– консультационные
– брокерские
– инвестиционные
– аудиторские и т.д.;
6. По отраслевой принадлежности:
– промышленные
– строительные
– транспортные
– торговые
– медицинские и т.д.
7. По контролю:
– головные
– дочерние
– филиалы
– ассоциированные (входящие в объединение);
8. По характеру управления:
а) управляемые в интересах собственника:
-индивидуальные (управленческие и трудовые функции совмещены);
-партнёрства (товарищества или общества или кооперативы);
-корпорации (акционерные общества);
б) управляемые трудовым коллективом (народные предприятия);
в) управляемые государством (на федеральном или местном уровне).
9. По масштабам производства:
- мелкие (малый бизнес);
- средние;
- крупные.
Классификация предприятий по размерам осуществляется на основе какого-либо показателя (количество занятых, размер активов или валовая выручка за год и др.)
Чаще всего в качестве критерия размера предприятия используется численность занятых.
Поскольку государство поощряет развитие малого бизнеса, то в законодательстве многих государств существует критерии отнесения предприятий к малым. Так по российскому законодательству к малым относятся предприятия: в промышленности – до 100 чел. персонала, в с/х – до 60 чел, в других отраслях – до 50 чел.
Малым может быть предприятие любой формы собственности или организационно-правовой формы, функционирующее в любой сфере экономики. Выделение малого бизнеса в самостоятельную форму предпринимательства связано, во-первых, с местом и ролью этих предприятий в современной экономике и, во-вторых, с отношением к ним со стороны государства.
Малые предприятия выступают как наиболее мобильная форма бизнеса. Они:
– быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры;
– способствуют насыщению рынка товарами при появлении новых потребностей;
– создают новые рабочие места;
– способствуют быстрому освоению достижений НТП;
– формируют конкурентную среду.
Именно поэтому правительства всех стран оказывают поддержку малым предприятиям, предоставляя им налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-техническую помощь.
В настоящее время малые предприятия занимают весьма высокий удельный вес в экономике большинства стран.
Так, в США действуют около 20 млн. малых и средних предприятий, на которых занято более 50% работающих, доля этих предприятий в национальном объеме производства превышает 50%. В Японии действует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают работой 78% занятых и создают более 52% национального объема производства.
В России количество малых предприятий значительно меньше той критической массы, которая требуется для создания конкурентной среды. Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 30-50 жителей, то России необходимо 3,5-5 млн. малых предприятий.
В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функции первопроходца в научно-технической сфере. Стали возникать и активно развиваться так называемые венчурные предприятия (от англ. «эдвенчур» – приключение, смелое предприятие).
Венчурные предприятия – это малые предприятия, занятые научными исследованиями, опытно-конструкторскими, инженерными разработками, внедрением нововведений, а также оказывающие разного рода инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции) и т.п.
Особенностью венчурных предприятий является их нацеленность на реализацию «рисковых проектов». Венчурные предприятия часто создаются для опробирования, «прокатки» крупных капиталоемких проектов по производству нового продукта.
Статистика показывает, что, например, в США 20% венчурных фирм затем превращаются в крупные корпорации, 60% поглощаются более крупными компаниями, 20% – разоряются.
Определенный интерес представляет собой такая форма организации малого бизнеса, как франчайзинг (от англ. «франчайз» – льготный) – система мелких фирм, которые заключают соглашение на право пользования товарной маркой крупной фирмы. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты взаимовыгодны, так как мелкие фирмы получают льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретении оборудования, в кредитах.