Уровни проявления стоимости

Стоимость как овеществленный в товаре труд

Первый и самый элементарный уровень существования стоимости выражает то определение, которое гласит, что стоимость - это овеществленный в товаре труд.Это стоимость, как бы не существующая или существующая все лишь в потенции. Дело в том что можно затратить, овеществить в продукте свой труд, но продукт этот не будет продан, то есть не станет товаром, а следовательно, и овеществленный труд в этом продукте никогда не станет общественной стоимостью.

Потребительная стоимость - стоимостеобразующий фактор

Второй уровень стоимости проявляется во взаимосвязи, в единстве и противоположности абстрактного и конкретного труда и соответственно стоимости и потребительной стоимости. Один и тот же конкретный труд может иметь различный уровень квалификации, а следовательно, одни и те же потребительные стоимости могут иметь различные качественные характеристики. Cледовательно, конкретные виды труда отличаются друг от друга уровнем их квалификации, что находит свое проявление в уровнях сложности абстрактного труда. Отсюда можно сделать вывод, что более качественные характеристики одной и той же потребительной стоимости являются результатом более квалифицированного труда.

C точки зрения затрат абстрактного труда можно сказать, что за единицу времени более сложный труд создают большую стоимость по сравнению с менее сложным трудом или простым трудом . Поэтому более высокая квалификация позволяет создавать более качественные потребительные стоимости, которые будут и стоить больше , чем те же потребительные стоимости, но созданные менее квалифицированным трудом .

Данная взаимосвязь между квалификацией конкретного труда и сложностью абстрактного труда прослеживается применительно не только к однородным видам труда, но и к любым видам деятельности. Например, можно сопоставить труд ювелира и плотника. Совершенно очевидно, что эти два обособившихся вида конкретного труда направлены на создание разнородных потребительных стоимостей или благ. Каждая из этих двух специальностей имеет свои уровни квалификации, но в то же время одна из них по сравнению с другой несомненно обладает высшим уровнем подготовки или более высоким общим квалификационным уровнем. И, следовательно, с точки зрения создания стоимости один час сложного труда ювелира может создать такую же стоимость, как и восьмичасовой менее сложный труд плотника.

Использование труда различной сложности обуславливает необходимость их соизмерения, что предполагает сведение их к общему знаменателю . Таким знаменателем и выступает простой труд. Сведение различной сложности труда к простому труду называется редукцией труда.

Вся сложность заключается в том, чтобы найти коэффициенты пересчета колоссального многообразия различной сложности видов труда к единому простому труду.

В целом выразить затраты труда в единице измерения ( например в часах рабочего времени ) не представляется возможным, с одной стороны, из -за отсутствия жесткого критерия непосредственной редукции труда, а с другой, из -за невероятно огромного объема работ по осуществлению такой редукции . Очевидно нет и не может быть никакого механизма непосредственной редукции труда. Но такого механизма и не нужно, ибо человечество за свою длительную историю развития экономических отношений выработало выверенный и надежный механизм опосредованной редукции труда - это механизм ценообразования, в основе которого лежит формирование общественной стоимости как выражение затрат абстрактного в социальном его содержании.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкретный труд и потребительная стоимость выступают как стоимостеобразующая основа, находящая свое проявление в качественных характеристиках абстрактного труда ( сверхсложный, сложный, менее сложный, простой труд ) и соответственно в больших или меньших величинах создаваемой стоимости.

Производительность и интенсивность труда и стоимость.

Третий уровень стоимости раскрывает зависимость ее величины от производительности и интенсивности труда. Напомним, что производительность труда измеряется производством продукции в единицу времени, тогда как интенсивность труда измеряется затратами труда в единицу времени. С точки зрения получаемых результатов конкретного труда эти две категории совпадают между собой. Предположим, на одном предприятии увеличилась производительность труда за рабочую смену ( 7 часов ) в 2 раза, а на другом увеличилась интенсивность труда за смену ( 7 часов ) в 2 раза. Если до роста производительности труда и интенсивности на каждом из этих предприятий выпускалось по 10 изделий, то, несмотря на то, что на одном из них произошло увеличение производительности труда, а на другом - интенсивности, оба они будут выпускать за смену по 20 изделий каждый.

Однако сточки зрения абстрактного труда рост интенсивности и производительности труда влияет по разному на стоимость выпускаемых продуктов. При росте производительности труда увеличение количества выпускаемых изделий связано с изменением условий производства ( новая техника, технология ), тогда как общие затраты труда остаются практически неизменными, а затраты на единицу продукции уменьшаются в 2 раза. При росте интенсивности труда увеличение выпуска продукции достигается не за счет совершенствования техники, а за счет более напряженного труда, в результате общее количество затраченного труда увеличивается, тогда как затраты труда на единицу продукции остаются неизменными. Cледовательно, рост производительности труда ведет к снижению стоимости выпускаемого блага.

Уровни проявления стоимости - student2.ru Исходная позиция

количество изделий - 5 ; Общие затраты труда 7 часов

Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru затраты труда на одно

Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru изделие - 1. 4 часа .

Уровни проявления стоимости - student2.ru Производительность Общие затраты труда 7 часов

Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru труда увеличилась

в 2 раза

Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru количество изделий -10 ;

затраты труда на одно

изделие - 0.7 часа


 
  Уровни проявления стоимости - student2.ru

Интенсивность труда Общие затраты труда 14 часов

возросла в 2 раза

Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru количество изделий - 10 ;

Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru Уровни проявления стоимости - student2.ru затраты труда на одно

изделие - 1.4 часа

В отношении взаимосвязи производительности труда и стоимости необходимо сделать одно уточнение. Стоимость единицы продукции при росте производительности труда снижается не пропорционально увеличению объема выпускаемой продукции. Дело в том, что изменение технического уровня, использование новых технологий, более современных машин, оборудования, новых материалов объективно невозможно без повышения квалификации, получения новых знаний и опыта работниками. Поэтому совершенствование рабочей силы объективно повышает квалификацию работника, качество труда, что означает, в свою очередь, повышение уровня сложности абстрактного труда. А это значит, что более сложный труд в одну и ту же единицу времени создают большую совокупную стоимость. Последняя хотя и распределяется на большее количество продукции, но уже в возросших масштабах по сравнению с исходной позицией в уже нами рассмотренном рисунке.

Cледовательно, темпы снижения стоимости и соответственно цен отстают от темпов роста производительности труда. Кроме того, необходимо обратить внимание и на то, что с модернизацией или полной реновацией производства существенно изменяются качественные характеристики выпускаемой продукции. Поэтому нередко можно наблюдать, что с ростом производительности труда стоимость и цены на продукцию могут не только понизиться , но и остаться неизменными и даже повыситься .

Отклонение цены от стоимости.

Рассмотрим четвертый уровень стоимости, который проявляется в рамках чистой отрасли, выпускающей только один продукт ( например, костюмы ). Предположим, общественная потребность в костюмах составляет 100 единиц. Однако в обществе капитал и труд распределились между отраслями таким образом, что товаропроизводители сумели произвести лишь 50 костюмов. Налицо разрыв между производством и потреблением: вместо 100 костюмов обществу предлагается только 50 штук.

Несмотря на то, что, например, на производство каждого из 50 костюмов было фактически затрачено 5 часов рабочего времени, все они будут продаваться по стоимости, как будто каждый из них содержит 10 часов труда. Дело в том, что спрос в данном случая превышает предложение в 2 раза, и, следовательно продажная цена каждого костюма, равно как и всей партии, станет равной удвоенной величине. Если представить, что стоимость одного часа труда оценивается в 1000 УЕ, то стоимость каждого костюма будет равна 5000 УЕ, тогда как его цена определяется величиной в 10000 УЕ. Поэтому общая выручка от реализации костюмов составит 500000 УЕ.

Cледовательно, товар продаются по цене в 2 раза выше, чем содержится в нем абстрактного труда в физиологическом смысле. Иными словами, половина товара не имеет стоимостной субстанции, то есть не содержит затрат абстрактного труда в физиологическом смысле. Отсюда можно заключить, что трудовая стоимость не может быть объяснена на основе физиологической интерпретации абстрактного труда.

Теперь рассмотрим знакомую нам ситуацию с костюмами и дополним ее еще одним товаром - сапогами. Итак, допустим, потребность в костюмах составляет 100 единиц, тогда как портные выбросили на рынок только 50 штук .Продавая костюмы по цене, превышающей их стоимость в 2 раза, портные получают за каждый проданный костюм не 5000 УЕ, а 10000 УЕ. Общая их выручка составит 500000 УЕ. Фактически они получили сумму денег, как если бы произвели 100 костюмов при продаже их по стоимости, соответствующей стоимости затраченного на него труда, равной 5000 УЕ.

Представим себе противоположную ситуацию на рынке сапог. Обществу необходимо 50 пар сапог, тогда как сапожники сшили их 100 пар. Допустим, что стоимость одной пары сапог, согласно оценке трудовых затрат, также равна 5000 УЕ. Однако в связи с тем, что сапожники предлагают в два раза большее количество сапог, они будут продаваться по цене в 2 раза ниже их стоимости, то есть по 2500 УЕ. В результате, несмотря на то, что в их продукции содержится стоимость, оцениваемая с точки зрения затрат труда в физиологическом смысле в 500000 УЕ, они получат в 2 раза меньший доход.

Таким образом, можно сказать, что сапожники не получили возмещения половины затраченного труда в физиологическом смысле на производство свое продукции, тогда как портные получили на половину большую величину дохода по сравнению с реальными затратами труда.

Это свидетельствует о том, что в обществе сложилась такая ситуация, что в обувную промышленность было направленно труда в два раза больше, чем того требовали потребности населения , что привело к нехватке труда в швейной промышленности. Однако совокупные затраты труда на костюмы и сапоги оказались равными совокупным потребностям общества. Через механизм рынка произошло перераспределение совокупных затрат труда, что и обеспечило стоимостную субстанцию того и другого вида цен.

1.2.Прибавочная стоимость и цена .

С целью определения ОНРВ рассмотрим составные части рабочего дня. Купив рабочую силу, предприниматель организует процесс производства. Предположим, рабочий день равен 7 часам. Однако рабочий в течение 5 часов своего труда создает стоимость, равную стоимости свой рабочей силы, то есть за это время он создает стоимость, эквивалентную его заработной плате. Продолжая работать еще 2 часа, он создает добавочную стоимость к стоимости своей рабочей силы,которая никак не оплачивается предпринимателями. Эта стоимость называется прибавочной стоимостью. Время, в течение которого наемный работник создает стоимость, эквивалентную стоимости рабочей силы, называется необходимым рабочим временем. Графически это можно представить следующим образом:

необходимое рабочее время прибавочное рабочее время

!------------!------------!------------!-----------!-----------!-----------!-----------!

РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Труд, затраченный в течение необходимого рабочего времени, называется необходимым трудом, а в прибавочное время - прибавочным трудом. Труд в течение всего рабочего дня овеществляется в создаваемых товарах, потребительских стоимостях и стоимостях.

Таким образом, стоимость товара с учетом прибавочной стоимости как части стоимости товара с учетом затрат на приобретение средств производства и на наем рабочей силы можно представить в виде следующей формулы:

Уровни проявления стоимости - student2.ru ,

где : W - стоимость товара ;

C - затраты на постоянный капитал ;

V - затраты на переменный капитал ;

m - добавочная стоимость , или прибавочная стоимость .

Чтобы начать процесс производства, предприниматель авансирует деньги на приобретение средств производства ( C) и наем рабочей силы ( V ). Cледовательно, авансированный капитал будет состоять из постоянного и переменного капитала. Постоянный капитал это та часть, которая авансируется на приобретение средств производства и которая в процессе производства не изменяет величины своей стоимости. Переменный капитал эта часть, которая авансируется на приобретение рабочей силы и которая в процессе производства изменяет величину своей стоимости.

Cтоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных материальных и нематериальных благ, необходимых для ее воспроизводства.

Стоимость рабочей силы, выраженная в деньгах, называется ценой рабочей силы, которая выступает в форме заработной платы. С точки зрения работника заработная плата является доходом, с точки зрения предпринимателя она рассматривается как затраты на приобретение рабочей силы или на переменный капитал.

Получив в свое распоряжение необходимые средства производства и рабочую силу, предприниматель организует процесс производства, в котором используется уже функция рабочей силы то есть не способность к труду, а сам труд. В течении рабочего дня работник может создать своим трудом не только стоимость, эквивалентную стоимости рабочей силы, но и добавочную стоимость - прибавочную стоимость, которую безвозмездно присваивает предприниматель. Таким образом, можно заключить, что предприниматель, авансировав затраты на переменный капитал, в конце рабочего дня получает продукцию, в которой воплощена не только стоимость рабочей силы, но и прибавочная стоимость.

Вернемся к примеру с портным. Предположим, что он является самостоятельным производителем. Допустим, его затраты состоят только из расходов на приобретение средств производства ( C = 2000 УЕ ). В процессе производства к прошлой стоимости ( 2000 УЕ ) он добавляет новую стоимость, равную 1000 УЕ, которая полностью и безраздельно принадлежит ему. Если для воспроизводства своей рабочей силы ему достаточно 500 УЕ, то другие 500 УЕ являются для него дополнительным доходом или прибылью.

Теперь допустим, что портной не имеет возможности приобрести средства производства, чтобы начать свое дело. В этом случае он нанимается к предпринимателю на работу. Тогда предприниматель несет расходы на приобретение средств производства ( C=2000 УЕ) и на наем рабочей силы ( V=500 УЕ ). В течение рабочего времени портной создает не только стоимость, равную стоимости своей рабочей силы, но и дополнительную стоимость ( m=500 УЕ), которую присваивает на безвозмездной основе предприниматель.

Увеличение массы прибавочной стоимости может быть достигнуто двумя способами. Первый из них заключается в удлинении рабочего дня за рамки необходимого рабочего времени, в течение которого труд рабочего создает эквивалент стоимости рабочей силы. Прибавочная стоимость, полученная путем удлинения рабочего дня за рамки необходимого рабочего времени, называется абсолютной прибавочной стоимостью.

Скрытой формой удлинения рабочего дня является повышение интенсивности труда. Дело в том, что при повышении интенсивности труда формально рабочий день остается неизменным, тогда как реально с точки зрения затрат труда имеет место увеличение продолжительности рабочего дня. Например, повысить интенсивность труда на 20% означает, что в каждую единицу времени надо вкладывать тру на 1/5 больше, чем до ее повышения, а значит за ту же продолжительность рабочего дня будет создана большая на 20% стоимость. Однако если бы мы вздумали добиться того же результата, то есть увеличить производимую стоимость на 20%, сохранив прежний уровень интенсивности и производительности труда, то в таком случае пришлось бы увеличить продолжительность рабочего дня на 1/5.

В тесной связи с абсолютной прибавочной стоимостью находятся минимальная и максимальная границы рабочего дня. Как бы ни было велико желание у кого бы то ни было удлинить рабочий день, его максимальная продолжительность ограничивается прежде всего двумя факторами: пределом физиологических возможностей человека трудиться и необходимостью времени для удовлетворения духовных, социальных и других его потребностей. Минимальная граница рабочего дня определяется необходимым рабочим временем. При таких условиях становится невозможным создание и присвоение прибавочной стоимости.

Другим способом получения большей прибавочной стоимости является увеличениеприбавочногорабочеговремениврамкахсуществующегорабочегодня. Прибавочная стоимость полученная таким путём, называется относительной прибавочной стоимостью. Непременным условием такого сдвига в необходимом и прибавочном рабочем времени в рамках установленного рабочего дня становится повышение уровня общественной производительности труда. Повышение общественной производительности труда ведёт к удешевлению материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы.

Между абсолютной и относительной прибавочной стоимостью существует диалектическая взаимосвязь. Рассматривая деление рабочего дня на необходимое и прибавочное рабочее время в статике, невозможно дать однозначный ответ, каков характер имеет прибавочная стоимость. Однако знание факторов, которые вызывают изменение в соотношении между необходимым и прибавочным рабочим временем, позволяет дать конкретный ответ о той или иной форме прибавочной стоимости.

Рассмотрим это на наглядном, уже знакомо нам примере. Допустим, что рабочий день распадается на 5 часов необходимого и 2 часа прибавочного рабочего времени.

Исходя из этих данных, можно только констатировать, что имеется прибавочная стоимость, выраженная в прибавочном рабочем времени, равном 2 часам. Но никто на решится назвать её однозначно абсолютной или относительной прибавочной стоимостью. То или иное её определение зависит от того, что принимается за исходную точку отсчёта : необходимое рабочее время или рабочий день.

Если за первоначальное положение принять необходимое рабочее время (5 часов), то совершенно очевидным становится, что затем рабочий день вышел за рамки этого рабочего времени и достиг 7 часов. Следовательно, стоимость, создаваемая за 2 часа прибавочного рабочего времени, имеет характер абсолютной прибавочной стоимости. Если за исходное положение принять рабочий день ( 7 часов ), который ранее равнялся необходимому рабочему времени, то можно предположить, что в результате роста производительности труда в рамках данного рабочего дня удалось отодвинуть границу необходимого рабочего дня на рубеж 5 часов. Таким образом, стоимость, создаваемая за 2 часа возникшего прибавочного времени, будет считаться относительной прибавочной стоимостью.

Разновидностью относительной прибавочной стоимости является избыточная прибавочная стоимость. Она возникает в результате применения новой техники, технологии, более совершенных методов производства на отдельных предприятиях, когда индивидуальная производительность на них превышает общественный её уровень. Индивидуальная стоимость единицы превышает общественный её уровень, тогда как товар продаётся по общественной стоимости. Избыточная прибавочная стоимость есть излишек прибавочной стоимости сверх обычной нормы, получаемый отдельными предпринимателями. Избыточная прибавочная стоимость исчезает, как только технические и иные усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли.

1.3.Полезность и цена.

К теориям, ориентированным на внешние факторы, относятся стратегии, учитывающие только полезность вещей. Считается, что более высокое качество и новизна вещей означает и более высокие цены. Установление цены на товар в зависимости от его потребительских свойств без привязки к издержкам производства позволяет получить производителю прибыль, значительно превышающую ее нормальный уровень. В этом состоит преимущество стратегий данного вида с позиции производителя товара. В то же время возможна и противоположная ситуация, когда слишком высокие индивидуальные издержки производства и реализации новой и высококачественной продукции не обеспечивают производителю даже нормального уровня прибыли. Вместе с тем следует учитывать и то обстоятельство, что использование стратегий, ориентированных на внешние факторы, требуют сбора и обработки информации, находящейся за пределами данной экономической системы, что создают немалые трудности.

Стратегии, ориентированные на внешние факторы, опираются на теории предельной полезности, которые делятся на две основные группы: теории так называемой австрийской школы и тории экономистов-математиков.

Представителями австрийской школы являются Карл Менгер, Фридрих Визер, Евгений Бем-Баверк и другие. Теории предельной полезности австрийской школы имеют ту особенность. Что на место категории стоимости ставят категорию полезности и рассматривают ее в качестве единственного источника формирования цен.

Под полезностью вещи авторы данных теорий понимают способность вещи удовлетворять ту или иную потребность. По их мнению, во-первых, эти потребности разнообразны; во-вторых, существует напряженность потребностей в пределах одного какого-либо их вида. Различные потребности можно расположить, как считали авторы, по степени их возрастающей или убывающей важности для благополучия субъекта. А напряженность потребности данного вида можно определить степенью их насыщения.

Согласно теориям австрийской школы ценность вещи измеряется величиной предельной полезности этой вещи. При этом под предельной полезностью понимается субъективная оценка индивидуумом полезности последней единицы того или иного блага. Предельная полезность зависит от двух факторов: интенсивности потребностей индивидуума в том или ином благе и редкости этого блага. Чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ, тем выше должна быть предельная полезность указанного блага и, наоборот, чем ниже эта интенсивность, тем соответственно меньше его предельная полезность. В то же время, чем более значителен запас какого-либо блага при данной интенсивности потребности в нем, тем ниже предельная полезность указанного блага

С учетом взаимозаменяемости полезности различных товаров и услуг, включаемых в потребительский бюджет индивидуума, «величина ценности материального блага определяется важностью той конкретной потребности, которая занимает последнее место в ряду потребностей, удовлетворяемых всем наличным запасом материальных благ данного рода». При этом в случае изолированного обмена между двумя лицами цена устанавливается в пределах между субъективными оценками предельной полезности товара покупателем и продавцом. В случае двусторонней конкуренции между покупателями и продавцами границы установления цены определяются сверху субъективной оценкой последнего из вступивших в сделку покупателей и субъективной оценкой наиболее сильного из устраненных с рынка продавцов, а снизу - субъективной оценкой последнего из вступивших в сделку продавцов и субъективной оценкой наиболее сильного из устраненных с рынка покупателей. Иными словами, «высота рыночной цены ограничивается и определяется высотою субъективных оценок товара двумя предельными парами.»

Теории австрийской школы имеют своих сторонников и в наше время. К числу наиболее видных их представителей относятся Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек.

К теориям предельной полезности, выдвинутым экономистами-математиками, относятся прежде всего теория Уильяма Джевонса и теория Леона Вальраса.

Обе теории опираются на законы немецкого экономиста Германа Госсена, выражающие общие закономерности индивидуального потребления. Первый закон Госсена устанавливает снижение субъективной полезности последующих единиц блага в процессе его потребления. Второй закон устанавливает, что при потреблении различных благ индивидуум стремиться к такой рациональной полезности благ, при которой предельные полезности этих благ уравниваются. В таком случае индивидуум достигает при потреблении максимума полезности.

Содержание теорий Джевонса и Вальраса сводится к построению системы уравнений, которые характеризуют функционирование хозяйственного механизма и фиксируют роль ценообразования в этом механизме. При этом в ценообразовании сохраняется ориентация на спрос, предельную полезность и субъективные оценки.

Эволюция теории предельной полезности в ХХ веке привела к тому, что разные взгляды на данную проблему оформились в два самостоятельных направления. Сторонники первого направления (А. Маршалл, Д. Робертсон и др.) стояли и продолжают стоять на позициях возможного количественного измерения абсолютных величин предельной полезности, в том числе в денежных единицах. Эта группа экономистов получила наименование кардиналистов. Второе направление было представлено группой экономистов, именуемых ординалистами. Наиболее видными представителями этой группы считаются итальянский экономист В. Парето и английский экономист Дж. Хикс. Ординалисты отказались от абсолютного измерения предельных полезностей и сконцентрировали внимание на предпочтении одних товаров другими, под которым понимали отношение предельных полезностей друг к другу, выраженное в форме независимой от цен и доходов шкалы предпочтений.

В настоящее время изучение проблемы общественной полезности является частью нового направления экономической науки, получавшей название оптимального планирования. Основоположниками этого направления считаются известные отечественные экономисты-математики В.В. Новожилов, В.С. Немчинов, Л.В. Канторович. Созданная ими теория цены оптимального плана представлена тремя вариантами: теорией дифференциальных затрат, теорией объективно обусловленных оценок и системой оптимального функционирования экономики. Общими чертами этих вариантов являются:

· характеристика цены как основного инструмента планирования и функционирования народного хозяйства;

· требование, чтобы цена определялась не до разработки плана, а в процессе его разработки и в ходе его выполнения с учетом конкретных условий хода выполнения;

· признание ограниченности ресурсов, потребительских благ и первоочередного учета ее при установлении цены;

· применение математического аппарата предельного анализа.

Третью группу стратегий из приведенной классификации образуют стратегии смешенного типа. Их основное содержание состоит в том , что на величину цены в раной мере воздействуют как внутренние, так и внешние факторы. Цена формируется исходя из условия равенства цены предложения и цены спроса. При этом цена предложения определяется как результат действия внутренних факторов, а цена спроса - как результат действия внешних факторов.

Стратегии смешанного типа позволяют не допустить ошибок и просчетов, неизбежно возникающих при использовании стратегий как первой, так и второй групп. Вместе с тем применение данных стратегий в практике хозяйствования требует большого спектра знаний, исследования внешней среды и соответствующих немалых затрат.

Стратегии смешанного типа опираются на экономическую теорию, родоначальником которой является английский экономист Альфред Маршалл. Он рассматривал спрос и предложение как две равноценные стороны в установлении цен.

Экономический кризис 1929-33 годов показал ограниченность теории А. Маршалла, решающего проблемы ценообразования только на микроэкономическом уровне. Как реакция на присущую ей и аналогичным теориям ограниченность, появились работу Кейнса, подчеркивающие необходимость вмешательства в экономику на макроэкономическом уровне. В связи с этим дальнейшее развитие теорий ценообразования стало осуществляться в основном применительно к макроэкономическим проблемам. Особое внимание при этом было обращено на теорию монопольной цены, поскольку свободная конкуренция ушла в прошлое и ее место заняла монополистическая или несовершенная конкуренция.

Тема 2.Система цен.

Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы и формы товарного обращения.

Действующие в народном хозяйстве цены в зависимости от экономического назначения продукции и особенностей её обращения подразделяются на оптовые, закупочные и розничные.

Оптовые цены-цены, в соответствии с которыми предприятия и организации реализуют произведенную ими продукцию ( услуги ) всем категориям покупателей, кроме населения. Оптовые цены используются в основном в обороте продукции промышленного производства. В то же время по оптовым ценам отпускается и сельскохозяйственное сырье, приобретаемое заготовительными организациями у колхозов, совхозов и населения, когда оно предназначено для дальнейшей переработки на предприятиях легкой и пищевой промышленности.

Различают оптовые цены предприятий и оптовые цены промышленности. Это деление отражает продвижение товара от производителя к потребителю.

Оптовая цена предприятия- цена, по которой продукция оплачивается предприятию - изготовителю. По оптовым ценам предприятия - изготовители продукции рассчитываются со сбытовыми организациями и с непосредственными потребителями продукции. На основе оптовой цены предприятия базируется система планирования и экономического стимулирования производства, рассчитываются стоимостные показатели. Оптовые цены предприятий имеют следующую структуру :

Себестоимость + Прибыль + А + НДС = Оптовая цена предприятия

Оптовая цена промышленности- цена , по которой снабженческо-сбытовые организации реализуют инвестиционные товары (средства производства) предприятиям-потребителям и потребительские товары - торговым организациям. Оптовые цены промышленности превышают оптовые цены предприятий на сумму издержек и нормативной прибыли снабженческо-сбытовых организаций. Структура оптовой цены промышленности имеет следующий вид :

Оптовая цена предприятия + Издержки снабженческо - сбытовых организаций + Прибыль снабженческо - сбытовых организаций = Оптовая цена промышленности

Закупочные цены - цены, по которым сельскохозяйственные предприятия и организации продают произведенную ими сельскохозяйственную продукцию.

Розничная цена- цена, по которой товар ( услуга ) продается населению, а также предприятиям и организациям при закупке товаров через розничную сеть. Розничные цены являются ценами конечной реализации товаров народного потребления и имеют следующую структуру:

Оптовая цена промышленности + Издержки торговых организаций + Прибыль торговых организаций + НДС на торговую наценку + Налог с продаж = Розничная цена

Виды цен в зависимости от вида обслуживаемого рынка

В зависимости от данного признака различают:

цены, действующие на товарных рынках:

· цены продукции - это цены, действующие на рынке средств производства;

· цены товаров - это цены, действующие на рынке предметов потребления;

· тарифы - цены, действующие на рынке услуг;

· биржевые котировки - цены, действующие на товарной бирже.

2. цены, складывающиеся на рынке капиталов:

· процент - цена ссудного капитала;

· курс ценных бумаг - цена фиктивного капитала.

3. цены, действующие на рынке труда

· заработная плата - цена товара рабочая сила.

Наши рекомендации