Необходимыми ресурсами
Для обеспечения выполнения планируемых объемов перевозок транспортные предприятия должны обладать необходимым количеством транспортных средств, топливом, другими
материальными ресурсами, коммуникациями, станциями, вокзалами, портами, пристанями. Особенно важно выявить потребности в подвижном составе транспорта и возможности их удовлетворения.
Количество требуемого подвижного состава зависит от планируемых объемов перевозок грузов и пассажиров, технико-экономических, показателей используемых транспортных средств и степени неравномерности перевозок в течение года. С учетом имеющихся различий в характере перевозок, условий эксплуатации и сложившихся исторических особенностей расчеты проводятся по каждому виду транспорта.
А. Железнодорожный транспорт
Потребность в тепловозах (электровозах) для перевозки грузов определяется делением прогнозируемого годового объема грузооборота на 365 дней в году и на их среднесуточную производительность с последующим умножением на коэффициент резерва, т.е.:
где — прогнозируемый объем грузооборота на тепловозах (электровозах), ткм; — среднесуточная производительность тепловоза (электровоза), ткм/сут.; — коэффициент рёзерва тепловозов (электровозов).
Количество тепловозов (электровозов) для пассажирского движения устанавливается делением прогнозируемого годового объема пассажирооборота на 365 и среднесуточную производительность с последующим умножением на коэффициент резерва:
где — прогнозируемый объем пассажирооборота при перевозке на тепловозах (элёктровозах), пкм; — среднесуточная производительность тепловоза (электровоза), пкм/сут.; - коэффициент резерва парка, тепловозов (электровозов).
Общая потребность в грузовых вагонах рассчитывается по формуле
---------------
*Здесь в далее , где a — процент резерва.
где - объем отправления грузов в прогнозируемом году, т; — среднеё время оборота вагона, сут.; — статическая нагрузка на вагон, т; — коэффициент резерва вагонов.
Коэффициент резерва учитывает сезонную неравномерность перевозок грузов, необходимость выполнения капитального ремонта, технического обслуживания вагонов и другие непредвиденные обстоятельства. Средняя статическая нагрузка на вагон зависит от структуры грузов, распределения погрузки в зависимости от типа вагонов и их погрузочных параметров. Среднее время оборота вагонов определяется временем нахождения в процессе перемещения, на технических и грузовых станциях.
Необходимое количество пассажирских вагонов рассчитывается по формуле
где — прогнозируемый объем пассажирооборота на год, пкм; S — среднесуточный пробег пассажирского вагона, км; — средняя заполняемость вагона, чел.; — коэффициент резерва вагонов.
К найденному количеству грузовых и пассажирских вагонов прибавляются спецвагоны — почтовые, багажные, вагоны-рестораны и для прочих нужд.
Б. Автомобильный транспорт
Для выявления потребности в автомобилях в начале уточняется возможная годовая производительность одной автомобиле-тонны (автобусо-места) по формуле: , ткм/год (пкм/год),
где а — коэффициент выпуска автомобилей на линию; — среднее время нахождения автомобиля в наряде за сутки, час; — средняя эксплуатационная скорость автомобилей, км/час; — коэффициент использования пробега; — коэффициент использования грузоподъемности (вместимости); - грузоподъемность (вместимость) автомобиля.
Исходными данными для обоснования перечисленных показателей служат отчетные данные работы за предшествующий
период, результаты прогнозных расчетов и намечаемые к выполнению мероприятия по более эффективному использованию автомобильного (автобусного) парка.
Делением общего прогнозируемого объема грузооборота (пассажирооборота) на уточненное значение возможной годовой производительности одной автомобиле-тонны (автобусо-места) находится потребное количество автомобиле-тонн (автобусо-мест), которые затем распределяются на автомобили (автобусы) различных назначений.
В. Водный транспорт (морской и речной)
Исходными данными для установления потребности в транспорте являются планируемый объем грузооборота, производительность одной тонны грузоподъемности флота и продолжительность эксплуатационного периода судна. Производительность одной тонны грузоподъемности зависит от интенсивности грузовых работ в портах, коэффициента использования грузоподъемности, скорости хода и средней дальности перевозок. Продолжительность эксплуатационного периода судна (на перевозках, в аренде, экспедициях, резерве) включает годовой баланс времени за вычетом простоев по причинам выполнения ремонтных работ, технического обслуживания, постановки судов на прикол, зимовку и спецработы.
В аналогичной последовательности рассчитывается плотность в судах по перевозке пассажиров с учетом имеющихся особенностей по сравнению с грузовым флотом.
Г. Воздушный транспорт
Количество воздушных судов рассчитывается путем деления общего объема пассажирооборота (грузооборота) на среднюю годовую производительность полетов одного самолета или вертолета. Последняя находится умножением эксплуатационной скорости на прогнозируемую величину нагрузки и на средний годовой налет часов. Такой же метод применяется и при нахождении потребности в самолетах и вертолетах для выполнения работ в народном хозяйстве (обработка сёльскохозяйственных угодий, лесопатрулирование, геологоразведка и т.д.).
Потребность в топливе и других материальных ресурсах определяётся умножением норм их расхода на объем транспортной работы.
Потребный парк контейнеров определяется в условном исчислении на основе прогнозируемого годового объема отправления контейнеропригодных грузов и годовой производительности условного контейнера данного типа в тоннах с поправкой на коэффициент наличия резервного фонда.
Рассчитанныё потребности в необходимых ресурсах увязываются с финансовыми и другими возможностями их удовлетворения. При отсутствии такого соответствия принимаются меры к достижению необходимого баланса.
19.4. Прогнозирование и планирование