Теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос

Рассмотрим работу рыночного механизма в максимально общем виде. Поведение ввзаимодействие массового потребителя и производителя на рынке благ описывает теорш спроса и предложения.

1.2.1 ПОНЯТИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие спроса на определенный товар (или услугу} отражает поведение массового потребителя на изменение цены товара. При этом различают два взаимосвязанных, но вместе с тем качественно различных понятия - величина (или объем) спроса и спрос на некоторый товар.

Величина спроса есть количество товара, которое потребитель желал бы купить в течение некоторого периода времени при определенной цене данного товара.

Спрос есть зависимость между количеством товара, которое хотят купить потребите­ли в течение определенного времени, и ценой данного товара.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и непеновые факторы:

а) цена данного и других товаров;

б) предпочтения и вкусы потребителей;

в) размеры рынка;

г) доход потребителя:

д) инфляционные ожидания и т.д

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru Qdi - объем спроса на i - й товар, Т - вкусы и предпочтения, I - доходы P1, ... Pk~ цены всех товаров, включая I-й товар.

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru ) Если все факторы, кроме цены, представить неизменимыми. то от функции (1) можно перейти к функции спроса от цены.

Функция спроса от цены может быть представлена тремя способами, а) Табличным

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru

б) Графическим:

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru Рис. 2.1 Кривая спроса

в) Аналитическим: теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru

Кривая спроса показана на рис. 2.1, из которого видно, чем выше цены г-го товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта обратная зависимость называется законом спроса. Он характеризует отрицательный наклон кривой спроса.

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Действие цено­вого фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки дан­ной кривой спроса (снижение цены приводит к увеличению объема спроса).

I предложения. Поведение потребителей а рыночный спрос

Действие неценовых факторов (например, увеличение дохода) приводит к изменению в просе и выражается смещением кривой спроса вправо, если он растет, и влево, если он падает (см рис. 2.1)

Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара в определенный период времени при различных ценах на данный товар. Величиной предложения называют количество товара, которое продавцы желают продать на рынке в единицу времени при определенной цене товара. К факторам, влияющим на предложение, относятся:

А) характер применяемой технологии;

Б) цены на ресурсы;

В) цены данного и других товаров;

Г) государственная политика в области налогооблажения и субсидирования;

Д) структура рынка

Е) природно климатические условия (в добывающих отраслях) и др. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения:

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения. Функция предложения может быть представлена тремя способами, им:

А) табличным

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru

Изменение цены приводит к изменению величины предложения, передвигая его в другие точки данной кривой предложения (т. А и т. В) от одной комбинации "цена - предложение" к другой.

Действие неценовых факторов (например, изменение технологии) приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо, если технология улучшается, и влево, если ухудшается (см. рис. 2.2).

1.2.2 РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и объем или рыночное равновесие. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену информацией. Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 2.3.

Теория спроса и:

В точке равновесия «а» выполняются условия:

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru

Равновесная цена - цена. уравновешивающая спрос и предложение в результате дей­ствия конкурентных сил.

Образование равновесной цены - это процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособ­ление иен спроса (максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за опреде­ленное количество данного товара) и цен предложения (минимальная цена, по которой про­давец согласен продать определенное количество товара), объемов спроса и предложения.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: моде­ли Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения).

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru

В случае избытка предложения (по цене P2) конкуренция продавцов приводит к ис­чезновению избытка.

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1-Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложе­ния. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает разность и тем самым способствует дос­тижению равновесной цены (рис. 2.4, б). Короткий период лучше характеризуется моде­лью Л. Вальраса, длительный - моделью А. Маршалла.

При анализе спроса и предложения аналитическим способом применяют две основ­ные формулы записи уравнений спроса и предложения:

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru В другой форме записи, которая является наиболее удобной для исследований ры­ночных ситуаций, связанных с воздействием государства, изменением цен и т.д:

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ruНа рис. 2.5 точка С на кривой предложения (CS0) характеризует ее начало при Q = 0. Экономически это соответствует постоянным издержкам, которые несет фирма при производстве данной продукции и равна определенной постоянной величине (const), отображенной в уравнении предложения:

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru

В свою очередь параметр N геометрически характеризует тангенс угла наклона кривой предложения, а экономически - эластичность предложения.

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru Излишек потребителей, равный площади треугольника ВаРа, характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара Аналогичным образом рассматривают и излишек или выгоду производителя, которая площади треугольника аСРа.

Рассмотренные понятия широко используются при анализе изменений рыночной ■туры и оценке последствий государственной политики в области регулирования эьшочных отношений.

1.2.3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эластичность спроса — функция спроса Qd=f(P) устанавливает зависимость объема (Q)спроса от цены (Р). Главный вопрос, возникающий при анализе этой зависимости, -резко изменится объем спроса при том или ином изменении цены. На этот вопрос отвечает понятие эластичности.

Эластичность - мера реагирования одной величины на изменение другой. Коэффициент ценовой эластичности спроса теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru показывает, на сколько процентов спрос на товар при изменении его цены на один процент:

теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос - student2.ru

Наши рекомендации