Теория спроса и предложения поведение потребителей и рыночный спрос
Рассмотрим работу рыночного механизма в максимально общем виде. Поведение ввзаимодействие массового потребителя и производителя на рынке благ описывает теорш спроса и предложения.
1.2.1 ПОНЯТИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Понятие спроса на определенный товар (или услугу} отражает поведение массового потребителя на изменение цены товара. При этом различают два взаимосвязанных, но вместе с тем качественно различных понятия - величина (или объем) спроса и спрос на некоторый товар.
Величина спроса есть количество товара, которое потребитель желал бы купить в течение некоторого периода времени при определенной цене данного товара.
Спрос есть зависимость между количеством товара, которое хотят купить потребители в течение определенного времени, и ценой данного товара.
На динамику спроса оказывают влияние ценовые и непеновые факторы:
а) цена данного и других товаров;
б) предпочтения и вкусы потребителей;
в) размеры рынка;
г) доход потребителя:
д) инфляционные ожидания и т.д
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:
Qdi - объем спроса на i - й товар, Т - вкусы и предпочтения, I - доходы P1, ... Pk~ цены всех товаров, включая I-й товар.
) Если все факторы, кроме цены, представить неизменимыми. то от функции (1) можно перейти к функции спроса от цены.
Функция спроса от цены может быть представлена тремя способами, а) Табличным
б) Графическим:
Рис. 2.1 Кривая спроса
в) Аналитическим:
Кривая спроса показана на рис. 2.1, из которого видно, чем выше цены г-го товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Эта обратная зависимость называется законом спроса. Он характеризует отрицательный наклон кривой спроса.
Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки данной кривой спроса (снижение цены приводит к увеличению объема спроса).
I предложения. Поведение потребителей а рыночный спрос
Действие неценовых факторов (например, увеличение дохода) приводит к изменению в просе и выражается смещением кривой спроса вправо, если он растет, и влево, если он падает (см рис. 2.1)
Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество товара в определенный период времени при различных ценах на данный товар. Величиной предложения называют количество товара, которое продавцы желают продать на рынке в единицу времени при определенной цене товара. К факторам, влияющим на предложение, относятся:
А) характер применяемой технологии;
Б) цены на ресурсы;
В) цены данного и других товаров;
Г) государственная политика в области налогооблажения и субсидирования;
Д) структура рынка
Е) природно климатические условия (в добывающих отраслях) и др. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения:
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения. Функция предложения может быть представлена тремя способами, им:
А) табличным
Изменение цены приводит к изменению величины предложения, передвигая его в другие точки данной кривой предложения (т. А и т. В) от одной комбинации "цена - предложение" к другой.
Действие неценовых факторов (например, изменение технологии) приводит к изменению в предложении, что выражается в смещении кривой предложения вправо, если технология улучшается, и влево, если ухудшается (см. рис. 2.2).
1.2.2 РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и объем или рыночное равновесие. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену информацией. Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис. 2.3.
Теория спроса и:
В точке равновесия «а» выполняются условия:
Равновесная цена - цена. уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.
Образование равновесной цены - это процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление иен спроса (максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара) и цен предложения (минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество товара), объемов спроса и предложения.
Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: модели Л. Вальраса и А. Маршалла.
Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения).
В случае избытка предложения (по цене P2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.
Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1-Р2. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (рис. 2.4, б). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный - моделью А. Маршалла.
При анализе спроса и предложения аналитическим способом применяют две основные формулы записи уравнений спроса и предложения:
В другой форме записи, которая является наиболее удобной для исследований рыночных ситуаций, связанных с воздействием государства, изменением цен и т.д:
На рис. 2.5 точка С на кривой предложения (CS0) характеризует ее начало при Q = 0. Экономически это соответствует постоянным издержкам, которые несет фирма при производстве данной продукции и равна определенной постоянной величине (const), отображенной в уравнении предложения:
В свою очередь параметр N геометрически характеризует тангенс угла наклона кривой предложения, а экономически - эластичность предложения.
Излишек потребителей, равный площади треугольника ВаРа, характеризует чистую выгоду, получаемую потребителями от покупки и потребления данного товара Аналогичным образом рассматривают и излишек или выгоду производителя, которая площади треугольника аСРа.
Рассмотренные понятия широко используются при анализе изменений рыночной ■туры и оценке последствий государственной политики в области регулирования эьшочных отношений.
1.2.3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Эластичность спроса — функция спроса Qd=f(P) устанавливает зависимость объема (Q)спроса от цены (Р). Главный вопрос, возникающий при анализе этой зависимости, -резко изменится объем спроса при том или ином изменении цены. На этот вопрос отвечает понятие эластичности.
Эластичность - мера реагирования одной величины на изменение другой. Коэффициент ценовой эластичности спроса показывает, на сколько процентов спрос на товар при изменении его цены на один процент: