В современном машиностроении различают три типа производства (единичное, серийное и массовое) и два метода работы (непоточный и поточный)
Единичное производство характеризуется выпуском машин широкой номенклатуры в малых количествах (часто единицами), поэтому оно является универсальным непоточным. Изготовление машин или совсем не повторяется, или повторяется через неопределенные промежутки времени. Характерные признаки единичного производства: выполнение на рабочих местах разнообразных операций; использование в процессе сборки в основном нормального режущего, измерительного и вспомогательного инструмента и универсальных приспособлений; большое число пригоночных работ. Вследствие разнообразия сборочных работ при единичном производстве трудно осуществить специализацию слесарей-сборщиков, поэтому в сборочных цехах в основном работают высококвалифицированные слесари-сборщики. Единичное производство характерно для тяжелого машиностроения, продукцией которого являются крупные гидротурбины, уникальные металлорежущие станки, прокатные станы, шагающие экскаваторы и другое оборудование.
Серийное производство — изготовление машин не единицами, а сериями, регулярно повторяющимися (через определенные промежутки времени). Серией называют задание по выпуску одинаковых машин на год, квартал, месяц. При серийном производстве в сборочном цехе представляется возможным собирать одни и те же машины (изделия) в течение длительного периода времени, что позволяет значительно лучше оснастить процесс сборки специальным инструментом, приспособлениями и оборудованием. В условиях серийного производства технологический процесс сборки машин построен по принципу параллельно-последовательного выполнения операций. Сложные операции расчленяют на более простые, общую сборку машин — на узловую сборку. Разделение сборки на узловую и общую, выпуск в течение длительного периода одних и тех же машин наряду с уменьшением числа пригоночных работ дает возможность организовать специализацию рабочих и, следовательно, использовать слесарей-сборщиков более узкой специализации, чем при единичной сборке. Это значительно повышает производительность труда. В зависимости от размера серий (партии) машин выделяют мелкосерийное производство, имеющее отдельные черты сходства с единичным производством, и крупносерийное, которое имеет многие отличительные черты массового производства.
Массовое производство характеризуется выпуском большого числа одинаковых машин (изделий) в течение продолжительного (несколько лет) времени, например велосипедов, автомобилей и т.п. Технологический процесс сборки при массовом производстве расчленяют на простейшие сборочные операции. Это позволяет на каждом рабочем месте выполнять одну, постоянно повторяющуюся операцию и в еще большей степени, чем при серийном производстве, сузить специализацию рабочего и упростить оборудование, располагая его по ходу технологического процесса в виде поточных линий. На каждой линии обрабатывают отдельную деталь или производят узловую сборку изделия. Массовое производство позволяет осуществить принцип полной взаимозаменяемости, заключающийся в том, что любая деталь может быть поставлена на машину без каких-либо пригоночных работ; точно так же деталь, снятая с машины данной модели, должна без всякой пригонки подойти к любой такой же машине.
Массовое производство является поточным. Его часто называют поточно-массовым. При поточном методе работы собираемые изделия (сборочные единицы) от одного рабочего места к другому перемещаются вручную (на тележках, рольгангах и т.п.) или транспортирующим механизированным устройством непрерывного или периодического действия (конвейером или транспортером).
Производственный выпуск машин сборочным цехом машиностроительного завода зависит от того, насколько технологично спроектирована машина (изделие), насколько точно изготовлены детали и как организован процесс сборки, который должен иметь минимальный цикл при максимальном съеме продукции с 1м2 сборочной площади и обеспечивать минимальную трудоемкость слесарно-сборочных работ при высоком качестве собираемой машины.
Технико-экономические показатели машин
Технико-экономические показатели строительных машин определяются их конструктивно-эксплуатационными характеристи-ками, зависящими от основных параметров машин и от условий их эксплуатации, которые могут быть случайными.
Наиболее важными из них являются:
- производительность,
- маневренность,
- проходимость,
- устойчивость,
- надежность,
Производительность машин измеряется количеством строительной продукции, вырабатываемой в единицу времени. Принято различать три вида производительности строительных машин: теоретическую, техническую и эксплуатационную.
Теоретическаяпроизводительность определяется в условиях непрерывного режима работы при расчетных скоростях рабочих движений и нагрузках:
для машин циклического действия - По=Q/tц
где Q — количество продукции за цикл; tц — время цикла;
· для машин непрерывного действия - По=vF
где v — скорость перемещения рабочего органа (или машины);
F —расчетное количество материала, перемещаемого единицей длины его потока.
Техническая производительность машины определяется максимальным количеством продукции, получаемой в данных конкретных условиях при непрерывной работе. При ее определении учитываются лишь минимальные перерывы (для заправки горючим, технического обслуживания, передвижения в забое и т. п.). Эту характеристику применяют в основном для комплектования комплексов машин и для оценки максимальных их возможностей.
Эксплуатационная производительность машины определяется объемом продукции в час, смену, год, получаемым реально при правильной эксплуатации машины работниками средней квалификации. При этом учитываются перерывы в работе. По эксплуатационной производительности определяют годовые директивные нормы выработки на машину и определяют плановые задания для строительных организаций.
Показатели маневренности и проходимости, имеют самостоятельное значение для строительных машин, и часто влияют на производительность непосредственно.
Устойчивость машины является важным показателем социальной приспособленности машин и основных характеристик, влияющих на ее производительность и материалоемкость.
Значительное влияние на эксплуатационную производительность машин оказывают показатели надежности, которые характеризуются безотказностью, долговечностью, ремонтопригодностью, сохраняемостью и транспортабельностью. Чем лучше показатели надежности, тем меньше времени затрачивается в процессе эксплуатации на внеплановые ремонты, связанные с устранением внезапных отказов и отказов, связанных с недостаточной долговечностью узлов и деталей. Чем выше показатели ремонтопригодности у машины, тем меньше времени затрачивается на ее ремонт и техобслуживание. Высокие показатели по сохраняемости машины способствуют уменьшению затрат времени на их подготовку к работе после значительных перерывов и перебазировок, а следовательно, увеличивают время их полезной работы.
Удельные материалоемкость и энергоемкость машины представляют собой соответственно отношение массы машины и мощности ее силовой установки к единице часовой технической производительности или к ее главному параметру (вместимость рабочего органа, грузоподъемность и т. п.).
Трудоемкость механизированного процесса представляет собой отношение затрат труда на управление, техническое обслуживание и другие операции, необходимые для бесперебойной работы машин, к годовому объему работ, выполняемых машиной или комплектом машин.
Приспособленность машин к транспортированию между объектами работы характеризуется показателем транспортабельности, который также способствует снижению непроизводительного времени машины и повышению ее эксплуатационной производительности. Показатели надежности зависят не только от основных свойств машины, заложенных в нее при создании, но и в значительной мере от условий ее эксплуатации. Качественная эксплуатация строительных машин способствует получению высоких показателей их надежности и существенному росту эксплуатационной производительности (до 30...40%).
При оценке технического уровня и качества строительных машин используют также такой показатель, как экономическая эффективность использования машин.
Оценка экономической эффективности производится по обобщенному показателю суммарных приведенных затрат:
3=С+ЕнК,
где С — текущие затраты (себестоимость годового объема продукции машины); К — единовременные капитальные вложения на создание машины; Ен—нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, устанавливаемый соответствующими методиками.
Для сравнения вариантов машин, используемых на одних и тех же работах, обычно пользуются не суммарной годовой величиной приведенных затрат, а их удельной величиной, принимаемой как отношение приведенных затрат к годовой эксплуатационной производительности. Эффективная работа машины будет соответствовать минимуму приведенных затрат. Для обеспечения этого положения необходимо добиваться, чтобы производительность машины была максимальной, затраты времени и других ресурсов на перемещение машины между объектами должны быть минимальными, расход энергии, эксплуатационных материалов, а также затраты времени и других ресурсов на ремонты, техническое обслуживание и управление — минимальными.
Эффективность новой машины оценивается также по сроку ее окупаемости tок=К/Эн,
где К — капиталовложения, необходимые для создания новой машины и пуска ее в производство; Эн — годовая экономия от внедрения новой машины.
Важным показателем является выработка продукции на одного рабочего Вуд=Пэ/n,
где Пэ — эксплуатационная производительность машины; п — количество рабочих, обслуживающих машину.
Создание машин