Методы обеспечения эффективности труда работников

Эффективность труда – это совокупный показатель трудовой деятельности работников, включающий в себя количественную составляющую в виде производительности труда и качественную составляющую в виде удовлетворенности процессом труда и повышения качества производимой продукции.

К методам обеспечения эффективного труда работников относятся организация труда персонала и социальная политика, осуществляемая на предприятии.

Организация труда - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на обеспечение условий для оптимального функционирования работника в процессе производства, способствующего достижению высокой результативности трудовой деятельности. Организация труда заключается в установлении определенного порядка построения и осуществления процесса труда.

Важным мотивационным фактором, создающим возможности для повышения трудового потенциала, является улучшение условий и охраны труда. Многие работники как производственной, так и инженерно-технической сферы деятельности работают в условиях, не отвечающих требованиям безопасности. Вместо того, чтобы улучшать условия труда, приобретая новое оборудование, создавать благоприятную среду, тем самым повышая мотивационный эффект труда, руководители предприятий тратят нередко большие средства на компенсацию работникам производственной вредности. К таким компенсациям относятся: введение сокращенного рабочего дня, дополнительные отпуска, талоны на лечебное питание (молоко), досрочный выход на пенсию, доплаты за вредность, достигающие 25% от должностного оклада. Эти мероприятия как раз относятся к стимулированию труда, которое противоположно по направленности воздействию мотивации труда, о чем было описано в первой главе. Оно стремится не изменить существующую действительность, а закрепить ее.

Рационально и эффективно организованный труд является ведущим фактором роста его производительности, снижения издержек производства, составляющих основу обеспечения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов рыночной экономики.[2]

Таким образом, можно сделать вывод, что организация труда – это комплекс форм и методов, охватывающих персонал и оборудование в процессе трудовой деятельности с целью повышения эффективности труда. Организация труда включает в себя ряд элементов, определяющих ее сущность. Они во многом пересекаются с элементами, входящими в состав управления персоналом. К организации труда относятся:

1. Подбор и обучение персонала.

2. Создание безопасных и здоровых условий труда.

3. Разделение труда (функциональное, технологическое, профессиональное, квалификационное).

4. Кооперация труда (внутри предприятия или его подразделений).

5. Нормирование труда, заключающиеся в установлении обоснованных норм времени, норм выработки, норм обслуживания оборудования, норм времени обслуживания, норм численности персонала.

6. Воспитание дисциплины у работников предприятия. При этом имеется ввиду, соблюдение не только трудовой, но также производственной, технологической, плановой и финансовой дисциплины, являющихся элементами организационной культуры предприятия.

7. Организация рабочего места, т.е. оснащение его необходимыми средствами производства и их рациональное размещение (планировка).

8. Обслуживание рабочих мест, включающее в себя виды обслуживания, формы его предоставления, выбор исполнителя.

9. Планирование и учет труда персонала.

10. Разработка рациональных приемов и методов труда, т.е. то с чего начинался менеджмент как наука управления. Школа «научного управления», основанная Ф.У. Тейлором, в США в конце XIX века, как раз и занималась разработкой правильной методологии труда, начиная с простейших операций, ввела в обиход хронометраж и фотографию рабочего дня, и другие элементы, которые легли в основу научной организации труда (НОТ), впоследствии разрабатывавшейся уже в нашей стране, такими учеными, как Гастев, Керженцев, Журавский, Струмилин и другими.

Рационализация приемов и методов труда, позволяет обеспечить наиболее экономичное выполнение операций (с позиции затрат времени и усилий работника);

11. Организация оплаты и материального стимулирования труда.

Организация труда направлена на решение трех групп задач.

Во-первых, это экономические задачи, которые обеспечивают повышение производительности труда, улучшение использования и экономию всех видов ресурсов (в первую очередь человеческих) и повышение качества и конкурентоспособности продукции, производимой предприятием.

Во-вторых, это психофизиологические задачи, направленные, на экономию жизненной энергии человека, ограничение интенсивности труда, гармонизацию физических и психических нагрузок, испытываемых работником в процессе труда, особенно в период адаптации на рабочем месте, создание безопасных условий для человеческого организма в процессе труда и снижение нервной и эмоциональной напряженности.

В-третьих, это социальные задачи, призванные обеспечить повышение содержательности, разнообразия и престижности труда, справедливую оплату труда, полностью учитывающую вклад работника в процесс трудовой деятельности, воспитание высокой трудовой дисциплины.

Другим важным условием эффективного труда, и одновременно инструментом мотивации и стимулирования персонала является социальная политика организации. Социальная политика организации, как составная часть менеджмента представляет собой мероприятия, связанные с предоставлением своим работникам дополнительных льгот, услуг и выплат социального характера.

Она реализуется двумя путями.

Во-первых, на предприятии реализуются льготы и гарантии в рамках социальной защиты работников (социальное страхование по старости, по случаю временной нетрудоспособности, безработицы и др.), установленные на государственном или региональном уровне.

Во-вторых, предприятия предоставляют своим работникам и членам их семей дополнительные льготы, относящиеся к элементам материального стимулирования, за счет выделенных на эти цели средств из фондов социального развития предприятия. Предоставление дополнительных льгот и услуг социального характера, сверх обязательных выплат проводится либо по инициативе администрации, действительно воплощающей в жизнь принципы социальной кадровой политики, либо в результате тарифных соглашений между администрацией и советом трудового коллектива (профкомом), как выразителем интересов работников. Эти выплаты становятся такими же обязательными для выполнения, как и те, что предоставляются в соответствии с трудовым законодательством.

Можно выделить следующие основные цели социальной политики:

· отождествление работника со своим предприятием (удовлетворение потребности в причастности к предприятию);

· совпадение личных целей и желаний работников с целями предприятия или соответствие им;

· рост производительности труда и желание работников трудиться;

· социальная защищенность работников;

· улучшение нравственной атмосферы на предприятии, формирование благоприятного социально-психологического климата;

· рост имиджа предприятия в глазах работников и общества.

Социальная политика предприятия должна решать следующие задачи:

· защита работников, реализуемая через систему льгот и гарантий, предоставляемых государством, а также самим предприятием.

· воспроизводство рабочей силы, реализуемое через организацию оплаты труда и ее регулирование;

· стабилизация интересов социальных субъектов (работник, работодатель, государство), реализуемое через ее согласование.


Наши рекомендации