Распространенность межэтнических браков
На уровень межэтнических браков влияют: теснота связей с мезоструктурой этноса (то есть степень вовлеченности индивида в родственную общину этнической группы), а также маргинальность положения индивида. Межэтнические браки являются следствием определенной «маргинализации»: когда индивид утрачивает связь с мезоструктурой этноса по разным причинам (живет в большом городе, иноэтнической среде), за исключением, когда межэтнические браки являются собственно традицией этноса [4, c. 25].
Межэтническая семья является плодотворным базисом для формирования идентичности тех, про кого говорят, что они этнические маргиналы. Этнические маргиналы, то есть люди, которые не усвоили ценности ни одной из этнических групп, являются, на взгляд автора, самыми активными агентами структурирующими социальную, в данном случае этническую, группу.
Поскольку межэтническая семья предполагает неодинаковую этническую принадлежность родителей, то ребенок оказывается объективно вовлечен в ситуацию межэтнического взаимодействия. Таким образом, агент первоначально объективно вовлечен в ценностно-нормативное пространство этнических групп. Его окружают культурные артефакты, которые представляют определенную ценность для той или иной этнической группы. В случае, если агент появляется на свет в межэтнической семье, то подобных артефактов становится бесчисленное множество, причем символическое значение определенного артефакта для этнических групп, к которым принадлежат родители, могут быть очень разными.
Таким образом, этнический маргинал попадает в ситуацию свободного выбора, при котором ценность того или иного культурного артефакта для него определяется им самим. То есть, именно маргинальные типы можно считать теми агентами, которые максимально интенсивно производят структурацию этничности. Причем, в контексте данной работы, представляет интерес процесс идентификации детей из межэтнической семьи, процесс становления этничности. Каким образом этническая структура представляет ребенку набор базисных этнических ценностей через родителей. Каким образом ребенок их соотносит со своей ценностной структурой, и каким образом происходит процесс выбора этнической принадлежности.
Вполне реальна ситуация, когда ребенок из межэтнической семьи не может определиться со своей этнической принадлежностью и в результате выбирает себе какую-то другую этническую принадлежность, либо никакой. В этом случае представляет интерес способ взаимодействия с социальной средой. Представляет интерес, каким образом агент действует в ситуации, когда взаимодействие с другими индивидами строится на основе этнической принадлежности. Какую именно этническую принадлежность агент принимает на себя, когда это становиться необходимым. И каким образом данный интерсубъективный опыт этнического взаимодействия сказывается на его структуре ценностей. Какое место в данной структуре начинают занимать этнические ценности. Каким образом новая ценностная структура способствует трансформации этничности агента. И насколько трансформировавшаяся этничность в сознании агента, выливается в этническое поведение относительно трансформации этничности.
Вышеперечисленные вопросы разрешить достаточно сложно. Поскольку многое, что происходит в сознании агента им самим не рефлексируется, не осознается. Достаточно затруднительным представляется выбор метода исследования.
Метод, наиболее адекватно отвечающий заданной цели, является «метод полуструктурированного лейтмотивного интервью всей семьи: поскольку подобный метод позволяет свободно размышлять интервьюируемому над темой обследования в процессе интервью, вспоминать некоторые детали своей жизни, касающихся опыта этнического взаимодействия» [4, с. 26].
Межэтническая семья является основным институтом, «поставляющим» наиболее активных агентов, трансформирующих этничность ― этнических маргиналов. Если этнический маргинал, прошедший процесс социализации в моноэтнической среде, скорее исключение, нежели правило, то в межэтнической семье верно обратное, поскольку ребенок, осваивающий окружающий мир, становится в тяжелое положение, при котором персонификация этнических ценностей становится затруднительной. В данной ситуации возможен сценарий, по которому родители сами не ставят условием обязательное определение ребенка в этническом пространстве.
Заключение
Этничность может определять характер поведения человека (группы) в процессе этнической мобилизации, исходя из соответствия или несоответствия действительности этнонациональным интересам (мотивационная функция).
Семья — элементарная общественная ячейка, которой принадлежит немалая роль в воспроизводстве этноса. В примордиализме семья рассматривается, прежде всего, как институт имеющий своей функцией информационную защиту индивида, и при помощи этого поддержания этноса. Семья, в том числе и межэтническая, представляет собой мезоструктуру, транслирующую от одного поколения этноса другому культурные символы и значения, представляющих определенную ценность для этноса. В конструктивизме же семья рассматривается подобно экономическим институтам, как институт обмена: обмена статусами. Семья имеет свои показатели продуктивности, основываясь на которых можно проанализировать устойчивость семьи.
Бытие этносов соотносится с семьей. Сохранить семью значит сохранить народ. Место семьи в социальной структуре этноса образно выразил Н. Бердяев: этнос есть расширенная семья, а семья ― сжатый этнос.
В отличие от таких социальных институтов, как школа или средства массовой информации, семья в большей мере обеспечивает связь природной среды с духовной составляющей этноса. Именно в семье (через обучение родному языку, благодаря усвоению социальных отношений и ценностей, выраженных при помощи языка, которые передаются в процессе воспитания новых поколений в нормах, традициях и нравах и т.п.) формируется мировоззрение и самосознание представителей того или иного народа (этноса).
Изучение этнической идентичности основывается на самоопределении людей, к какому народу они сами себя относят, а также в соответствии с этнической принадлежностью их родителей. Исследование роли семьи в воспроизводстве этничности позволяет осуществить поколенческий подход к анализу факторов, оказывающих влияние на данный процесс.
Ученые определяют понятие «быт» как одну из важнейших сфер жизни общества, охватывающую все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности. Они считают ее материальной и культурной средой, в которой происходит удовлетворение потребностей в жилище, пище, одежде, развлечениях, состоянии здоровья и т. п. Даже из такой обобщенной характеристики видно, сколь значителен быт для этничности.
На уровень межэтнических браков влияют: теснота связей с мезоструктурой этноса (то есть степень вовлеченности индивида в родственную общину этнической группы), а также маргинальность положения индивида.
Поскольку межэтническая семья предполагает неодинаковую этническую принадлежность родителей, то ребенок оказывается объективно вовлечен в ситуацию межэтнического взаимодействия. Таким образом, агент первоначально объективно вовлечен в ценностно-нормативное пространство этнических групп.
Список литературы
1. Денисова, Г.С., Радовель, М.Р. Специфика социокультурного воспроизводства этносов на Северном Кавказе: разделенные народы. Основные категории и понятия. Условия, предпосылки и детерминанты этнокультурного воспроизводства / Г.С. Денисова, М.Р. Радовель // Этносоциология. ― http://polbu.ru/denisova ethnosociology/
2. Кузеев, Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность / Р.Г. Кузеев. ― М.: АСТ, 2009. ― 238 с.
3. Мнацаканян, М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты / М.О. Мнацаканян. ― М.: Проспект. 2008. ― 430 с.
4. Савельев, А. Этнополитика: от теории к практике / А. Савельев // Вестник аналитики. ― 2011. ― № 6. ― С. 24―27.
5. Тишков, В.А. Этнология и политика/ В.А. Тишков. ― М.: Эксмо, 2007. ―412 с.
6. Ушаков, Д.В. Воспроизводство этничности в системе этнокультурных взаимодействий: теоретическая модель / Д.В. Ушаков // Этносоциальные процессы в Сибири. Вып. 6. / под. ред. Ю. В. Попкова. ― Новосибирск: Нонпарель, 2004. ― С. 117-126.