Анализ функциональной подсистемы - персонал
Структура персонала ОАО «Коминтерн» за 2001-2002 гг. представлена в табл. 5.10.
Таблица 5.10
Структура персонала ОАО «Коминтерн»
Категория персонала | 2001 год | на 01.10.2002 | ||
чел. | % | чел. | % | |
С/списочная численность | ||||
Промышленно-производственный персонал, всего | 91,6 | 91,5 | ||
из них: служащие | 13,7 | |||
рабочие, всего | 86,3 | |||
в т.ч. основные | 76,2 | 75,9 | ||
вспомогательные | 23,8 | 24,1 | ||
Непромышленный персонал | 8,4 | 8,5 |
Данные табл. 5.10 свидетельствуют о незначительном снижении численности работников в 2002 году по сравнению с 2001 годом (на 3,2%). Основную долю работников, как в 2001 году, так и в 2002 году, занимает промышленно-производственный персонал (91,6% и 91,5% соответственно), хотя его доля в 2002 году снизилась на 3,3%. В 2002 году по сравнению с 2001 годом повысилась доля служащих на 1,9%, а доля рабочих уменьшилась на 4,1%. В целом, можно сказать о высокой стабильности кадров в ОАО «Коминтерн». Это связано, прежде всего, с высоким уровнем заработной платы работников предприятия.
Удельный вес вспомогательных рабочих составляет 20,8% в численности ППП и 24,1% в численности рабочих. Для снижения удельного веса этой категории необходимо внедрение механизации учета, совершенствование складского хозяйства, изменение структуры вспомогательных служб.
Удельный вес служащих составляет 13,7% от численности ППП. Сокращение этой категории персонала должно происходить за счет совершенствования структуры управления компанией.
Таблица 5.11
Численность рабочих основных профессий
Наименование профессии | Списочная численность на 1.08.2002 | Средний квалификационный разряд |
Швея | 3,7 | |
Термоотделочник | ||
Оператор швейного оборудования | 3,4 | |
Раскройщик | 5,5 |
По данным табл. 5.11 видно, что средний разряд составляет – 4,0, средний разряд рабочего совпадает с разрядом работы.
Таблица 5.12
Уровень образования работников ОАО «Коминтерн»
Уровень образования | Удельный вес, % |
Высшее | 8,1 |
Среднее специальное | 13,4 |
Среднее | 72,6 |
Неполное среднее | 5,9 |
Данные табл. 5.13 свидетельствуют о преобладании в ОАО «Коминтерн» работников со средним образованием (72,6%), в основном – это рабочие, большинство из которых обладает высоким профессионализмом. Доля работников с высшим и средним специальным образованием составляет 8,1% и 13,4% соответственно.
Средний тарифный разряд рабочих, данные об общеобразовательном уровне свидетельствуют о возможности использования потенциала работников для выпуска высококачественных изделий.
При подборе персонала на предприятии учитываются следующие основные критерии:
- профессионализм;
- образование;
- деловые и человеческие качества;
- перспективность;
- порядочность.
Новые работники на предприятие принимаются на основании изучения документов, бесед заинтересованных лиц, информации с прежнего места работы, выполнения пробных работ, установления испытательного срока.
На основании заявок от начальников цехов и отделов ежегодно до 1.02 инженер по подготовке кадров составляет план повышения квалификации кадров на год, где отражается вид, форма обучения и количество обучаемых. В ОАО «Коминтерн» применяются следующие формы организации обучения:
- индивидуальное производственное обучение под руководством инструктора;
- групповое теоретическое обучение при подготовке рабочих основных профессий;
- индивидуальное теоретическое обучение, консультации при подготовке рабочих.
Обучение на предприятии осуществляется по следующим видам: подготовка новых рабочих, переподготовка, обучение вторым профессиям, производственно-экономические курсы, курсы целевого назначения, производственно-экономические семинары, обучение за пределами предприятия.
Основные сильные и слабые стороны персонала ОАО «Коминтерн» приведены в табл. 5.13.
Таблица 5.13
Анализ сильных и слабых сторон организации труда персонала
ОАО «Коминтерн»
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Сохранение стабильной занятости на предприятии. 2. Высокий профессионализм работников, позволяющий выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию, обновлять ассортимент изделий в соответствии с направлениями моды. 3. Высокий уровень заработной платы, мотивирующий работников к качественному выполнению своих обязанностей, повышающий их заинтересованность в труде. | 1. Значительная часть рабочих предприятия имеет среднее образование, что требует их обучения и повышения квалификации. 2. Дорогая рабочая сила, требующая привлечения дополнительных заёмных средств для своевременной выплаты заработной платы. |
На основе результатов анализа внутренней среды ОАО «Коминтерн» сделаем оценку значения факторов внутренней среды для деятельности предприятия при помощи матрицы «вероятность усиления фактора – воздействие фактора на предприятие». Результаты анализа сведены в табл. 5.14.
Таблица 5.14
Оценка факторов внутренней среды ОАО «Коминтерн»
Факторы внутренней среды | Воздействие | Вероятность | Значение |
Маркетинг | |||
1. Занимаемая доля рынка | В | В | В |
2. Разнообразие и качество ассортимента | Н | С | Н |
3. Маркетинговые исследования | В | С | В |
Финансы | |||
1. Наличие собственных оборотных средств и платёжеспособность предприятия | В | В | В |
2. Оборачиваемость основного капитала | В | С | В |
Производство | |||
1. Прогрессивность оборудования | В | В | В |
2. Поставщики сырья | В | В | В |
3. Загрузка производственных мощностей | С | В | В |
5. Доля экспортируемой продукции | С | С | С |
Персонал | |||
1. Профессионализм персонала | В | С | В |
2. Уровень занятости | В | С | В |
3. Уровень заработной платы | Н | С | Н |
4. Образование работников | С | В | В |
Наиболее значимые факторы внутренней среды определяют сильные и слабые стороны ОАО «Коминтерн» приведены в табл. 5.15.
Таблица 5.15
SWOT – анализ внутренней среды ОАО «Коминтерн»
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Оснащение предприятия прогрессивным высококачественным оборудованием, позволяющее выпускать конкурентоспособную продукцию как для внутреннего рынка, так и для стран ближнего и дальнего зарубежья с относительно низкими затратами и занять значительную долю рынка. 2. Максимальное удовлетворение потребностей различных групп населения, благодаря проведению маркетинговых исследований. | 1. Быстрое устаревание ассортимента изделий из-за длительности процесса разработки и внедрения изделий, слабой гибкости моделирования и производства товаров. 2. Низкая оборачиваемость основного капитала. |
Окончание табл. 5.15
3. Длительное сотрудничество предприятия с основными поставщиками сырья, обеспечивающее бесперебойный процесс производства продукции и удовлетворение потребностей предприятия в необходимом ассортименте тканей. 4. Привлечение дополнительных валютных средств за счёт значительной доли продукции, поставляемой на экспорт. 5. Сохранение стабильной занятости на предприятии. 6. Высокий профессионализм работников, позволяющий выпускать высококачественную конкурентоспособную продукцию, обновлять ассортимент изделий в соответствии с направлениями моды. 7. Высокий уровень заработной платы, мотивирующий работников к качественному выполнению своих обязанностей, повышающий их заинтересованность в труде. 8. Высокая платёжеспособность предприятия. | 3. Недостаточная загрузка производственных мощностей предприятия, ведущая к простою оборудования. 4. Значительная часть рабочих предприятия имеет среднее образование, что требует их обучения и повышения квалификации. 5. Дорогая рабочая сила, требующая привлечения дополнительных заёмных средств для своевременной выплаты заработной платы |