Сущность, роль и особенности

Сергеев Иван Васильевич,

Веретенникова Ира ид а Ивановна

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

Учебник

Подписано в печать 07.02.05. Формат 60x90 7|й.

Печать офсетная. Печ. л. 35,0 Тираж 3000 экз. 3aKaj № 6259.

ООО ≪ТК Велби≫

107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов

в ОАО ≪Можайский полиграфический комбинат≫

143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.

c И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, 2005

ISBN 5-482-00033-8 c ООО ≪Издательство Проспект≫, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыноч-

ной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался

падением производства, инфляцией, снижением жизненного уров-

ня населения и нарастанием социальной напряженности в общест-

ве. И только к 1999 г. была достигнута определенная стабилизация,

в последующие годы начали проявляться позитивные сдвиги

в экономике. Таких существенных негативных последствий никто

не предполагал; прогнозировалось экономическое ухудшение в стра-

не, но не в таких масштабах и не на столь длительный период. Поче-

му же произошел такой масштабный и длительный экономический

кризис в нашей стране?

Можно назвать множество объективных и субъективных при-

чин, но ни одна из них до конца не раскроет сути произошедшего,

настолько это разноплановое и неординарное явление. Основными

из них, на наш взгляд, являются:

• на государственном уровне переход на рыночные отношения

не был должным образом продуман и подготовлен;

• слабость государства в регулировании экономических и со-

циальных процессов;

• отсутствие хорошей и научно обоснованной программы эко-

номического и социального развития страны на переходный период;

• управленческий персонал не был должным образом подго-

товлен к выполнению своих функций в условиях рыночных отно-

шений. Это относится не только к верхним эшелонам власти, но и

в целом к директорскому корпусу;

• допущенные ошибки в приватизации и др.

Все это вместе взятое сыграло негативную роль при осуществ-

лении экономической реформы в России. Отсюда можно сделать

вывод, что подготовка экономистов новой формации, глубоко пони-

мающих теорию рыночной экономики и умеющих эффективно ис-

пользовать полученные знания на практике как на макро-, так и на

микроуровне, имеет исключительно важное значение для России.

В современных условиях не менее важно готовить не только хо-

роших специалистов в любой области знаний, но и патриотов своей

страны. Только в этом случае мы сможем создать высокоразвитое

цивилизованное государство с достойным образом жизни для каж-

дого гражданина России.

Известно, что экономика подразделяется на две основные облас-

ти: макроэкономику и микроэкономику.

Макроэкономика изучает экономическое состояние, ≪здоровье≫

страны в целом. В макроэкономике все величины рассматриваются

в агрегированном, совокупном виде: национальный доход, валовой

национальный продукт, совокупный спрос, совокупное предложе-

ние, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т. д.

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономи-

ческих субъектов. Она изучает деятельность предприятий, фирм

и отраслей народного хозяйства.

Деление экономики на макро- и микроэкономику чисто услов-

ное, так как довольно часто эти два понятия трудно разграничить.

Кроме того, между ними существует довольно тесная связь. Во-

первых, макроэкономика является теоретическим фундаментом для

познания микроэкономики; во-вторых, состояние экономики зави-

сит в первую очередь от эффективности работы отдельных пред-

приятий, фирм, т. е. коммерческих организаций.

Именно на предприятиях создаются продукция и услуги, необ-

ходимые для производственных целей и нужд населения. Поэтому

от того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают про-

дукцию по уровню качества и конкурентоспособности, как внедря-

ют результаты НТП, зависят экономическое могущество страны и

уровень жизни ее граждан.

Главной задачей данного курса является ознакомление сту-

дентов с основами рыночной экономики предприятия, с методами

рационального использования ресурсов и управления предприяти-

ем с целью получения максимальной прибыли и возрастания его

стоимости.

Предметом изучения курса ≪Экономика предприятия≫ являют-

ся сущность самого предприятия как коммерческой организации,

ресурсы предприятия (основные производственные фонды, оборот-

ные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их ис-

пользования.

Известно, что эффективность работы предприятия зависит от

того, насколько глубоко и правильно используются прогрессивные

общественные формы организации производства, такие как кон-

центрация, специализация, кооперирование и комбинирование про-

изводства. Все эти вопросы нашли отражение в отдельных главах

учебника. При этом все прогрессивные общественные формы орга-

низации производства излагаются в тесной взаимосвязи. Учитывая

важность сырьевых и топливно-энергетических ресурсов для любо-

го предприятия, раскрываются их роль в экономике, обеспечен-

ность ими и пути их более рационального использования.

Данный курс изучает и такие проблемы, как проблема ускоре-

ния НТП и улучшения качества продукции, проблема снижения из-

держек производства и реализации продукции и получения макси-

мальной прибыли на предприятии.

Данный учебник написан на основе учебного пособия ≪Эконо-

мика предприятия≫ с учетом существенной переработки и дополне-

ний практически всех глав. В учебник включены новые очень важ-

ные разделы, а именно: банкротство предприятия и антикризисное

управление, стоимость бизнеса (предприятия) и др.

Учебник ≪Экономика предприятия≫ написан авторами на осно-

ве опыта преподавания и обобщения многочисленных литератур-

ных источников.

ГЛАВА 1

ПРЕДПРИЯТИЕ

В УСЛОВИЯХ РЫНКА

СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ

Наши рекомендации