Сущность, роль и особенности
Сергеев Иван Васильевич,
Веретенникова Ира ид а Ивановна
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
Учебник
Подписано в печать 07.02.05. Формат 60x90 7|й.
Печать офсетная. Печ. л. 35,0 Тираж 3000 экз. 3aKaj № 6259.
ООО ≪ТК Велби≫
107120, г. Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2
Отпечатано в полном соответствии
с качеством предоставленных диапозитивов
в ОАО ≪Можайский полиграфический комбинат≫
143200, г. Можайск, ул. Мира, 93.
c И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, 2005
ISBN 5-482-00033-8 c ООО ≪Издательство Проспект≫, 2005
ВВЕДЕНИЕ
Переход нашей экономики от планово-централизованной к рыноч-
ной оказался очень сложным и трудным. Этот этап сопровождался
падением производства, инфляцией, снижением жизненного уров-
ня населения и нарастанием социальной напряженности в общест-
ве. И только к 1999 г. была достигнута определенная стабилизация,
в последующие годы начали проявляться позитивные сдвиги
в экономике. Таких существенных негативных последствий никто
не предполагал; прогнозировалось экономическое ухудшение в стра-
не, но не в таких масштабах и не на столь длительный период. Поче-
му же произошел такой масштабный и длительный экономический
кризис в нашей стране?
Можно назвать множество объективных и субъективных при-
чин, но ни одна из них до конца не раскроет сути произошедшего,
настолько это разноплановое и неординарное явление. Основными
из них, на наш взгляд, являются:
• на государственном уровне переход на рыночные отношения
не был должным образом продуман и подготовлен;
• слабость государства в регулировании экономических и со-
циальных процессов;
• отсутствие хорошей и научно обоснованной программы эко-
номического и социального развития страны на переходный период;
• управленческий персонал не был должным образом подго-
товлен к выполнению своих функций в условиях рыночных отно-
шений. Это относится не только к верхним эшелонам власти, но и
в целом к директорскому корпусу;
• допущенные ошибки в приватизации и др.
Все это вместе взятое сыграло негативную роль при осуществ-
лении экономической реформы в России. Отсюда можно сделать
вывод, что подготовка экономистов новой формации, глубоко пони-
мающих теорию рыночной экономики и умеющих эффективно ис-
пользовать полученные знания на практике как на макро-, так и на
микроуровне, имеет исключительно важное значение для России.
В современных условиях не менее важно готовить не только хо-
роших специалистов в любой области знаний, но и патриотов своей
страны. Только в этом случае мы сможем создать высокоразвитое
цивилизованное государство с достойным образом жизни для каж-
дого гражданина России.
Известно, что экономика подразделяется на две основные облас-
ти: макроэкономику и микроэкономику.
Макроэкономика изучает экономическое состояние, ≪здоровье≫
страны в целом. В макроэкономике все величины рассматриваются
в агрегированном, совокупном виде: национальный доход, валовой
национальный продукт, совокупный спрос, совокупное предложе-
ние, занятость и норма безработицы, уровень инфляции и т. д.
Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономи-
ческих субъектов. Она изучает деятельность предприятий, фирм
и отраслей народного хозяйства.
Деление экономики на макро- и микроэкономику чисто услов-
ное, так как довольно часто эти два понятия трудно разграничить.
Кроме того, между ними существует довольно тесная связь. Во-
первых, макроэкономика является теоретическим фундаментом для
познания микроэкономики; во-вторых, состояние экономики зави-
сит в первую очередь от эффективности работы отдельных пред-
приятий, фирм, т. е. коммерческих организаций.
Именно на предприятиях создаются продукция и услуги, необ-
ходимые для производственных целей и нужд населения. Поэтому
от того, как они используют свои ресурсы, какую выпускают про-
дукцию по уровню качества и конкурентоспособности, как внедря-
ют результаты НТП, зависят экономическое могущество страны и
уровень жизни ее граждан.
Главной задачей данного курса является ознакомление сту-
дентов с основами рыночной экономики предприятия, с методами
рационального использования ресурсов и управления предприяти-
ем с целью получения максимальной прибыли и возрастания его
стоимости.
Предметом изучения курса ≪Экономика предприятия≫ являют-
ся сущность самого предприятия как коммерческой организации,
ресурсы предприятия (основные производственные фонды, оборот-
ные средства, рабочая сила, инвестиции) и пути улучшения их ис-
пользования.
Известно, что эффективность работы предприятия зависит от
того, насколько глубоко и правильно используются прогрессивные
общественные формы организации производства, такие как кон-
центрация, специализация, кооперирование и комбинирование про-
изводства. Все эти вопросы нашли отражение в отдельных главах
учебника. При этом все прогрессивные общественные формы орга-
низации производства излагаются в тесной взаимосвязи. Учитывая
важность сырьевых и топливно-энергетических ресурсов для любо-
го предприятия, раскрываются их роль в экономике, обеспечен-
ность ими и пути их более рационального использования.
Данный курс изучает и такие проблемы, как проблема ускоре-
ния НТП и улучшения качества продукции, проблема снижения из-
держек производства и реализации продукции и получения макси-
мальной прибыли на предприятии.
Данный учебник написан на основе учебного пособия ≪Эконо-
мика предприятия≫ с учетом существенной переработки и дополне-
ний практически всех глав. В учебник включены новые очень важ-
ные разделы, а именно: банкротство предприятия и антикризисное
управление, стоимость бизнеса (предприятия) и др.
Учебник ≪Экономика предприятия≫ написан авторами на осно-
ве опыта преподавания и обобщения многочисленных литератур-
ных источников.
ГЛАВА 1
ПРЕДПРИЯТИЕ
В УСЛОВИЯХ РЫНКА
СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ