Расчет рабочего режима
Определим сопротивления по формулам:
(8.1)
(8.2)
Определим коэффициент по формуле:
(8.3)
Используем приближенную формулу так как
(8.4)
Определим активную составляющую тока синхронного холостого хода по формуле:
(8.5)
Так как , определим коэффициенты по формулам:
(8.6)
(8.7)
(8.8)
(8.9)
Потери не меняющиеся при изменении скольжения:
Рст+Рмех. (8.10)
Подставим в формулы (8.1)…(8.10) численные значения. Получившееся результаты сведем в таблицу 1.
Таблица 1 – Расчет рабочих характеристик
,Ом | ,А | Рст+Рмех, кВт | |||||||
12,149 | 351,415 | 1,014 | 0,071 | 0,113 | 1,028 | 25,818 | 114,302 | 0,055 |
Номинальные данные спроектированного двигателя:
Рассчитываем рабочие характеристики для скольжений s=0,005; 0,01; 0,015; 0,02; 0,025; 0,03; принимая предварительно что sном= 0,327. Сведем результаты в таблицу 2.
Таблица 2 – Рабочие характеристики АД
Формула | Разм-ть | Скольжение s | Sном | |||||
0,005 | 0,01 | 0,015 | 0,02 | 0,025 | 0,03 | 0,032 | ||
a’r2’/s’ | Ом | 12464,8472 | 6232,4236 | 4154,949 | 3116,212 | 2492,969 | 2077,475 | 190,707 |
R | Ом | 12490,665 | 6258,242 | 4180,767 | 3142,030 | 2518,788 | 2103,293 | 216,526 |
X | Ом | 114,301733 | 114,30173 | 114,3017 | 114,3017 | 114,3017 | 114,3017 | 114,302 |
Z | Ом | 12491,1884 | 6259,2856 | 4182,33 | 3144,108 | 2521,38 | 2106,396 | 244,843 |
I2” | A | 0,03042144 | 0,0607098 | 0,090858 | 0,120861 | 0,150711 | 0,180403 | 1,55201 |
cosφ2’ | - | 0,99995813 | 0,9998333 | 0,999626 | 0,999339 | 0,998972 | 0,998527 | 0,88434 |
sinφ2’ | - | 0,00915059 | 0,0182611 | 0,02733 | 0,036354 | 0,045333 | 0,054264 | 0,46684 |
I1a | A | 0,14306789 | 0,1733474 | 0,203472 | 0,233429 | 0,263204 | 0,292785 | 1,48516 |
I1p | A | 0,11292609 | 0,1137563 | 0,115131 | 0,117042 | 0,11948 | 0,122437 | 0,83718 |
I1 | A | 0,18226553 | 0,2073399 | 0,233786 | 0,261128 | 0,289053 | 0,317354 | 1,70487 |
I2’ | A | 0,03083827 | 0,0615416 | 0,092103 | 0,122517 | 0,152776 | 0,182875 | 1,57328 |
P1 | кВт | 0,16309739 | 0,197616 | 0,231958 | 0,266109 | 0,300052 | 0,333775 | 1,69308 |
Pэ1 | кВт | 0,00253833 | 0,0032848 | 0,004176 | 0,00521 | 0,006384 | 0,007695 | 0,22209 |
Pэ2 | кВт | 0,00017304 | 0,0006891 | 0,001544 | 0,002731 | 0,004247 | 0,006085 | 0,45037 |
Pдоб | кВт | 0,00081549 | 0,0009881 | 0,00116 | 0,001331 | 0,0015 | 0,001669 | 0,00847 |
∑P | кВт | 0,058 | 0,060 | 0,062 | 0,064 | 0,067 | 0,070 | 0,736 |
P2 | кВт | 0,105 | 0,138 | 0,170 | 0,202 | 0,233 | 0,263 | 0,977 |
η | - | 0,64133122 | 0,6967197 | 0,733355 | 0,758584 | 0,776365 | 0,789018 | 0,64535 |
cosφ | - | 0,78494211 | 0,8360543 | 0,870334 | 0,893926 | 0,910573 | 0,92258 | 0,87113 |
На рисунках представлены рабочие характеристики АД
Рисунок 1 – Рабочие характеристики АД
9 Расчет пусковОГО РЕЖИМА
Активное сопротивление обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока (nрасч. =115°С; rэ=10-6/20,5 Ом×м; bС/bП=1; f1=50 Гц).
Высота стержня в пазу:
hс = hп – (h ш + h¢ш) (9.1)
Подставим числовые значения в формулу (9.1):
hс = 13,16 – (0,7 + 0,3) = 12,16 мм.
Приведенная высота стержня:
(9.2)
По [2] для полученного значения x находим j.
Глубина проникновения тока определяется по формуле:
(9.3)
Площадь сечения определяется по формуле, так как b1/2 < hr < h1 + b1/2
(9.5)
где
. (9.5)
Значение коэффициента kr находится по формуле:
kr = qc /qr . (9.6)
Значение коэффициента KR находится по [2]:
, (9.7)
где r'c = rc = 81,36× 10-6 Ом.
Приведенное сопротивление обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока:
r¢2ξ = KR × r¢2 . (9.8)
Изменение индуктивного сопротивления фазы обмотки ротора от действия эффекта вытеснения тока:
(9.9)
где lп2x - коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока.
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока, рассчитывается по формуле:
lп2x = lп2 – Dlп2x , (9.10)
где Dlп2x - уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока.
Уменьшение коэффициента магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом эффекта вытеснения тока рассчитывается по формуле:
, (9.11)
где l'п2 - коэффициент магнитной проводимости участка паза, занятого проводником с обмоткой.
Коэффициент магнитной проводимости участка паза, занятого проводником с обмоткой рассчитывается по формуле
. (9.12)
Приведенное индуктивное сопротивление ротора с учетом вытеснения тока определяется по формуле:
x¢2ξ = Кx × x¢2 . (9.13)
Пусковые параметры определяются по формулам:
x12п = km × x12 ; (9.14)
с1п = 1+x1 /x12п . (9.15)
Расчет токов с учетом влияния эффекта вытеснения тока:
Rп = r1 + c1п ×r¢2 ξ / s; (9.16)
Xп = x1 + c1п × x¢2ξ . (9.17)
Приведенный ток ротора рассчитывается по следующей формуле:
. (9.18)
Ток статора определяется по формул:
. (9.19)
Относительное значение I*1 определяется по формуле:
. (9.20)
Относительное значение М* рассчитывается по формуле:
. (9.21)
Подставим различные значения скольжения в формулы (9.2) – (9.21) полученные значения занесем в таблицу 1.
Таблица 1 - Расчет токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока:
№ п/п | Параметр | Размер-ность | Скольжение s | ||||||
0,8 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,571 | |||||
ξ | - | 1,1656 | 1,0425 | 0,8242 | 0,5213 | 0,3686 | 0,8805 | ||
φ(ξ) | - | 0,12 | 0,1 | ||||||
hr | мм | 16,361 | 16,658 | 18,324 | 18,324 | 18,324 | 18,324 | ||
kr | - | 1,0689 | 1,0499 | 0,9547 | 0,9547 | 0,9547 | 0,9547 | ||
KR | - | 1,0124 | 1,009 | 0,9918 | 0,9918 | 0,9918 | 0,9918 | ||
r'2ξ | Ом | 61,406 | 61,198 | 60,154 | 60,154 | 60,154 | 60,154 | ||
kд=φ'(ξ) | - | 0,95 | 0,96 | 0,97 | 0,98 | 0,98 | |||
λп2ξ | - | 2,3618 | 2,3740 | 2,3863 | 2,3985 | 2,4230 | 2,3985 | ||
Кх | - | 0,9962 | 0,9969 | 0,9977 | 0,9984 | 0,9984 | |||
х'2ξ | - | 106,079 | 106,16 | 106,241 | 106,321 | 106,483 | 106,321 | ||
Rп | Ом | 87,57 | 102,829 | 147,135 | 329,633 | 633,797 | 132,069 | ||
Хп | Ом | 112,09 | 112,179 | 112,254 | 112,335 | 112,499 | 112,335 | ||
I'2п | А | 2,6715 | 2,4972 | 2,0533 | 1,0912 | 0,5973 | 2,658 | ||
I1п | А | 3,3790 | 3,17431 | 2,6580 | 1,5973 | 1,1380 | 2,8184 | ||
Расчет пусковых характеристик c учетом влияния вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния.
По [4] примем значение . Расчет проводим для точек характеристик, соответствующих s = 1; 0,8; 0,5; 0,2; 0,1, при этом используем значения токов и сопротивлений для тех же скольжений с учетом влияния вытеснения тока.
Индуктивное сопротивление обмоток. Принимаем .
Средняя МДС обмотки, отнесенная к одному пазу обмотки статора:
(9.22)
Фиктивная индукция потока рассеяния в воздушном зазоре:
, (9.23)
где CN - коэффициент, рассчитывается по формуле:
. (9.24)
По [2] для полученного значения находим значение
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
, (9.25)
где Dlп1нас - уменьшение коэффициента магнитной проводи мости.
Уменьшение коэффициента магнитной проводи мости определяется по формуле:
, (9.26)
где Сэ1- коэффициент, рассчитывается по [2]:
(9.27)
. (9.28)
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
(9.29)
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учетом влияния насыщения от полей рассеяния:
. (9.30)
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки ротора с учетом влияния насыщения и вытеснение тока:
, (9.31)
где Dlп2нас - изменение магнитной проводимости пазового рассеяния.
Изменение магнитной проводимости пазового рассеяния определяется по формуле:
. (9.32)
По формуле [2]:
. (9.33)
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния ротора с учетом влияния насыщения определяется по формуле:
. (9.34)
Приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения рассчитывается по формуле:
(9.35)
Коэффициент Г-образной схемы замещения рассчитывается по формуле:
. (9.36)
Активное и индуктивное сопротивления определяются по формулам:
; (9.37)
. (9.38)
Приведенный ток обмотки ротора определяется по формуле:
. (9.39)
Ток в обмотке статора определяется по формуле:
. (9.40)
Кратность пускового тока с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения определяется по формуле:
. (9.41)
Кратность пускового момента с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения рассчитывается по формуле:
. (9.42)
Полученный в расчете коэффициент насыщения определяем по формуле:
. (9.43)
Подставим в формулы (9.22) – (9.43) значения скольжения используемые в расчете пусковых токов, полученные значения занесем в таблицу 2.
Критическое скольжение определяем после расчета всех точек пусковых характеристик по таблице 2 и по средним значениям сопротивлений и , соответствующим скольжениям , после чего рассчитываем кратность максимального момента по таблице 2.
Критическое скольжение определяется по офрмуле:
; (9.44)
.
Спроектированный асинхронный двигатель удовлетворяет требованиям ГОСТ как по энергетическим показателям (КПД и cos ) и пусковым характеристикам.
Таблица 2 - Пусковые характеристики с учётом эффекта вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния:
№ п/п | Параметр | Скольжение s | |||||
0,8 | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,571 | |||
kнас | 1,35 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,05 | 1,08 | |
Fп.ср. | 676,698 | 676,698 | 624,644 | 572,591 | 546,564 | 562,18 | |
Bфδ | 1,91858 | 1,91858 | 1,4168 | 1,62341 | 1,54962 | 1,5939 | |
kδ | 0,9 | 0,9 | 0,99 | 0,96 | 0,97 | 0,9 | |
cэ1 | 0,50227 | 0,50227 | 0,05023 | 0,20091 | 0,15068 | 0,50227 | |
λп1нас | 1,2413 | 1,2413 | 1,26459 | 1,25632 | 1,25902 | 1,2413 | |
λд1нас | 4,67869 | 4,67869 | 5,14656 | 4,99061 | 5,04259 | 4,67869 | |
x1нас | 4,4379 | 4,4379 | 4,77705 | 4,66366 | 4,70141 | 4,4379 | |
c1пнас | 1,01039 | 1,01039 | 1,01119 | 1,01092 | 1,01101 | 1,01039 | |
cэ2 | 1,03151 | 1,03151 | 0,10315 | 0,4126 | 0,30945 | 1,03151 | |
λп2ξнас | 1,85406 | 1,8663 | 2,29279 | 2,10645 | 2,1867 | 1,89078 | |
λд2нас | 2,66224 | 2,66224 | 2,92846 | 2,83972 | 2,8693 | 2,66224 | |
х'2ξнас | 100,777 | 100,858 | 105,428 | 103,613 | 104,338 | 101,019 | |
Rп.нас. | 87,514 | 102,762 | 147,124 | 329,527 | 633,637 | 131,976 | |
Хп.нас. | 106,262 | 106,344 | 111,385 | 109,409 | 110,188 | 106,507 | |
I'2нас | 2,76042 | 2,56962 | 2,05926 | 1,09442 | 0,59084 | 2,24067 | |
I1нас | 3,45765 | 3,23509 | 2,66194 | 1,5962 | 1,13704 | 2,85437 | |
k'нас | 1,02 | 1,02 | 1,00 | 1,00 | 1,00 | 1,01 | |
I1* | 1,69 | 1,58 | 1,30 | 0,78 | 0,56 | 1,39 | |
M* | 1,0186 | 1,09958 | 1,11061 | 0,78424 | 0,45715 | 1,15209 |
Графики пусковых характеристик показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 – Пусковые характеристики
10 Тепловой расчет
Тепловой расчет производится для класса изоляции F. Для данного класса изоляции предельно допустимая температура нагрева составляет 140 0С.
Превышение внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя:
(10.1)
где К - коэффициент, учитывающий, что часть потерь в сердечнике статора и в пазовой части обмотки передается через станину непосредственно в окружающую среду, К=0,18;
a1 - коэффициент теплоотдачи с поверхности, a1 ;
Р¢э.п1 - электрические потери в пазовой части обмотки статора:
(10.2)
где kr – коэффициент увеличения потерь по сравнению с полученными, для класса изоляции F рассчитывается по формуле
Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора:
(10.3)
где ПП1 - расчетный параметр поперечного сечения паза статора:
(10.4)
lэкв - средняя эквивалентная теплопроводность пазовой изоляции для класса нагревостойкости F, рассчитывается по формуле:
(10.5)
Так как .
Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей:
(10.6)
где Р¢э.л1 - электрические потери в лобовых частях катушек статора:
(10.7)
Пл1 - периметр условной поверхности охлаждения лобовой части катушки:
Пл1 =Пп1 = 0,0339 м;
bиз.л1-односторонняя толщина изоляции лобовой части катушки, bиз.л1= 0,05 мм.
Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри двигателя:
(10.8)
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри двигателя:
(10.9)
Превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой окружающей среды, определяется по формуле:
(10.10)
где SР¢В - сумма потерь, отводимых в воздух внутри двигателя:
(10.11)
где SР¢ - сумма потерь, рассчитывается по формуле:
(10.12)
Sкор - эквивалентная поверхность охлаждения корпуса:
(10.13)
aв - коэффициент подогрева воздуха, для Da= 0,168 м.
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды, определяется по формуле:
(10.14)
Класс нагревостойкости F.
Требуемый для охлаждения расход воздуха:
(10.15)
где km - коэффициент, учитывающий изменение условий охлаждения по длине поверхности корпуса обдуваемого наружным диаметром:
Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором:
(10.17)
Подставим в формулы (10.1)…(10.17) численные значения . Полученные результаты сведем в таблицу 1.
Таблица 1 – Тепловые характеристики
Величина | Значение | Ед.изм. | Величина | Значение | Ед.изм. | |
K= | 0,18 | Квыл | 0,5 | |||
Pэ1= | 222,09 | Вт | Δνпов.л1= | 1,4388 | С0 | |
α1= | Δν/1= | 6,543 | С0 | |||
kρ= | 1,07 | ΣP= | 735,89 | Вт | ||
P/э.п1= | 114,37 | Вт | Пр= | 0,2 | ||
Δνпов1= | 11,724 | С0 | Sкор= | 0,3533 | мм2 | |
Пп1= | 0,0339 | м | ав= | |||
d/dиз= | 0,9524 | ΣP/= | 782,96 | Вт | ||
λэкв= | 0,16 | ΣP/в= | 650,81 | Вт | ||
λ/экв= | 1,4 | Δγ= | 122,82 | С0 | ||
P/э.л1= | 123,26 | Вт | Δν1= | 129,37 | С0 | |
Пл1= | 0,0339 | м | m/= | 1,8 | ||
bиз.л1мах= | 0,05 | мм | km= | 2,02 | ||
Δνиз.л1= | 0,3932 | С0 | Qв= | 0,0097 | м3/с | |
Δνиз.п1= | 0,0394 | С0 | Ɵ/= | 0,0213 | м3/с | |
lвыл= | 0,0367 | м | ||||
, что и необходимо для нормального охлаждения двигателя. Вентилятор обеспечивает необходимый расход воздуха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовом проекте был рассчитан асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором мощностью 1,1 кВт. Для этой электрической машины были рассчитаны размеры статора и ротора, выбраны типы обмоток, обмоточные провода, изоляция, материалы активных и конструктивных частей двигателя.
В курсовом проекте был спроектирован асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором серии, его технические характеристики приведены в таблице 6 в сравнении с техническими характеристиками асинхронного двигателя серии 4А100LB8У3.
Таблица 6 – Технические данные двигателей
Двигатели | , кВт | об/мин | S, % | , % | ||||
4А112М4У3 | 0,65 | 1,9 | 1,7 | 2,8 | ||||
Спроектированный двигатель | 72,5 | 0,65 | 1,8 | 1,23 | 1,57 | |||
Относительная погрешность , % | - | 0,02 | - | - | 0,28 | 0,34 |
По данным таблицы 6 были рассчитаны относительные погрешности в расчетах.