Информация - это знания, полученные в процессе обработки данных, т.е. отобранная и упорядоченная система данных
В процессе переработки в полезную информацию данные проходят три стадии отбора:
- физическую, связанную с реальной возможностью ее восприятия и обработки;
- семантическую, обусловленную принятыми соглашениями и стандартами знаков, кодов, терминов;
- прагматическую, по которой оценивается полезность и надобность данных.
Экономические сведения в банке данных предприятия обычно делятся на два важнейших класса условно-постоянные и переменные данные. К условно-постоянным данным, или константам, относятся величины, которые в процессе их изучения и применения сохраняют одно и то же значение. Это нормы и нормативы, характеристики материалов, продукции и оборудования, цены, расценки за выполненные работы, производственные мощности предприятия по отдельным видам работ и др. К переменным данным относятся величины, которые в процессе их изучения принимают различные значения. Они не имеют одной и той же численной определенности, но каждое из них характеризует какую-то сторону процесса или явления. Переменные данные применяются для оперативного планирования и управления.
Условно-постоянные данные применяются многократно и обновляются периодически.Они служат базой для расчетов и контроля состояния переменных данных.
По мере ускорения темпов передачи полезной и освоенной информации от человека, его знаний, опыта, квалификации в систему технических средств переработки и применения увеличивается значение новых информационных технологий.
Требования к качеству информации.Основными принципами учета оперативной информации являются качественные характеристики этой информации и принципы ее учета. Основное требование к учетной информации это ее полезность для принятия решений различными группами пользователей. Полезность информации определяется специальными характеристиками.
1. Ясность.
2. Уместность.
3. Содержательность.
4. Существенность.
5. Своевременность.
6. Полнота отражения.
7. Логичность:
а) закон тождества, в соответствии с которым предмет информации в пределах одного сообщения должен оставаться неизменным;
б) закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными два сообщения;
в) закон исключенного третьего;
г) закон достаточного основания;
8. Достоверность.
Таким образом, качественные характеристики оперативной учетной информации предопределяют полезность оперативной отчетности для пользователей.
10.6. Моделирование в управлении
Моделирование - исследование объектов познания на их моделях. Модель является условным образом отображаемого объекта (предмета, процесса, явления и т.п.). Моделирование экономических процессов производится на основе устойчивых связей, обусловленных законами производства, и возможности точного повторения процесса.
Практическими задачами моделирования являются:
- анализ и прогнозирование экономической ситуации внутри предприятия и за его пределами;
- анализ и прогнозирование рынков сбыта и рынков материально-технического обеспечения;
- подготовка плановых решений деятельности предприятия.
При помощи моделирования описывается в основном не совокупный механизм управления предприятием, а лишь его отдельные функции, главными из которых являются:
- моделирование производства;
- моделирование реализации продукции;
- моделирование закупки сырья, материалов и комплектующих изделий;
- моделирование себестоимости продукции;
- моделирование трудовых затрат.
В процессе моделирования могут быть использованы модели:
1) кибернетические;
2) стохастические;
3) экспериментальные;
4) математические;
5) модельно-кибернетические (находится алгоритм - программа функционирования);
6) материальные и идеальные;
7) эвристические (моделирование мышления как информационный процесс);
8) аналоговые;
9) экономические (макро- и микро-) и др.
Чтобы модель соответствовала объекту моделирования, при ее построении должны соблюдаться определенные правила:
1) полнота отображения объекта;
2) соответствие модели характеристикам объекта;
3) возможность вносить изменения в модель в соответствии с изменениями характеристик объекта и внешней среды;
4) соответствие алгоритма модели правилам машинного программирования;
5) возможность перевода нематематической модели на формы и методы математического описания.
Экономико-математическое моделирование.
Экономико-математическая модель (ЭММ) - это числовое описание, отображающее экономический процесс или явление с помощью одного или нескольких математических выражений (уравнений, функций, неравенств, тождеств), имитирующих (отображающих) поведение моделируемого объекта в заданных или возможных условиях его реального существования.
Разработка и применение ЭММ позволяет имитировать и анализировать многовариантные ситуации, которые могут сложиться на рынках сбыта, материально-технического обеспечения или внутри структур предприятия. Для этого разрабатываются соответствующие модели: модель распределения, адаптивная модель, имитационная модель, макроэкономическая модель, модель хозяйственного расчета (микроэкономическая), экономико-статистическая модель и др. Модели, в которых описывается статичное состояние экономики на какую-то фиксированную дату, называются статистическими(от слова «статистика»), а модели, которые указывают на развитие объекта моделирования, динамическими.
Главной задачей моделирования хозяйственной деятельности в сфере экономики является оптимизация затрат и результатов. Для того чтобы оптимизировать затраты и результаты деятельности предприятия, надо определить признак (критерий оптимальности), по которому оценивается его деятельность. Этот признак должен соответствует поставленной цели. Однако процесс поиска оптимального результата связан со сложным перебором множества альтернативных вариантов.
Процесс разработки моделей начинается с отбора наиболее существенных признаков объекта и последующей интерпретации этих признаков с помощью математических формул и уравнений. Процесс подготовки и принятия решения на основе экономико-математических моделей может быть описан функцией (В), аргументами которой являются допустимые варианты (X) и значениями числа, которые описывают меру достижения поставленной цели (Z). Эту функцию называют целевой.Задача принятия решения сводится, таким образом, к нахождению предельного (максимального или минимального) значения функции.Такое значение соответствует оптимальному:
В (Xv Xv Xv ... , ХпЧ, Хп) = Z ≥ max (или min).
Экономико-математическое моделирование остается пока, хотя и важнейшим, но вспомогательным инструментом в системе управления производством. Полученные результаты расчетов, сделанных с помощью моделей, используются главным образом в качестве «консультирующих» средств. Принятие окончательного решения является прерогативой руководителя. Это объясняется сложностью и далеко не полной изученностью комплекса экономики и недостаткам моделирования.
10.7. Организационная и производственная организации. Инфраструктура предприятий
Логическое соотношение функциональных областей и уровней управления, построенное в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать поставленных целей, представляет собой организационную структуру организации. Эффективная структура та, которая позволяет:
1) эффективно взаимодействовать с внешней средой;
2) целесообразно распределять задачи среди сотрудников и направлять их усилия для достижения основных целей.
В настоящее время успешно функционирующие предприятия и фирмы регулярно оценивают степень адекватности своих организационных структур и изменяют их так, как этого требуют внешние условия.
Существуют разнообразные альтернативные варианты построения организационных структур, которые можно сгруппировать по их содержанию: бюрократические (механистические), дивизиональные и программно-целевые структуры.
Бюрократические (механистические)организационные структурыхарактеризуются: 1) высокой степенью разделения труда; 2) развитой иерархией управления; 3) наличием многочисленных правил и норм поведения персонала; 4) подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам.
В соответствии с типами связей между элементами структуры и соответствующим распределением полномочий можно выделить два основных вида бюрократических (механистических) структур – линейные и функциональные структуры. На базе этих типов структур формируются различные комбинированные, линейно-функциональные структуры (штабное управление).
Появление дивизиональных структуртесно связано с процессом децентрализации и диверсификации фирм и необходимостью перехода в связи с этим от функциональных форм организации к структурам, организованным по принципу отделений. В этой группе выделяются такие виды дивизиональных структур: 1) продуктовая, 2) структура, ориентированная на потребителя и 3) региональная структура.
Программно-целевые структуры призваны организационно обеспечить реализацию стратегических планови включают два типа – адаптивные и структуры, ориентированные на нововведения.
Адаптивные структуры – это организационные структуры, которые могут модифицироваться в соответствии с изменениями внешней среды и потребностями самой фирмы. Различают три вида адаптивных организационных структур – проектная структура, матричная структура и структура типа конгломерата.
На фирмах, где одним из стратегических направлений развития является поиск новых возможностей в производственной и коммерческой деятельности, разрабатываются организационные структуры, получившие название ориентированных на нововведения.Под нововведениямипонимается: 1) процесс разработки идей, касающихся новых направлений стратегического развития; 2) процесс воплощения этих идей в потенциально прибыльную новую продукцию. Основной принцип структурного построения фирмы, ориентирующейся на нововведения, предполагает обязательное формирование двух групп:
- группы нововведений(или проблемно-поисковой группы) – генерирование новых идей и разработка проектов по расширению деятельности в области диверсификации производства и сбыта (новые продукты, новые рынки и т.д.);
- группы текущей деятельности – реализация проекта, разработанного группой нововведений, в рамках существующего производства.
Организационная структура предприятия – совокупность отделов и служб, занимающихся созданием и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению заданной программы (бизнес-плана).
Производственная структура предприятий. Производственная структура проектируется исходя из технологии строительного производства (технологической структуры). В производственную структуру предприятия входят основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения (инфраструктура производства).
К основным структурным подразделениям предприятия относятся цехи, выполняющие основные (технологические) процессы с соответствующей материально-технической базой.
Инфраструктура предприятия организации включает вспомогательные и обслуживающие подразделения. Вспомогательные –цеха и участки, выполняющие вспомогательные, технологические работы (ремонтно-механические, инструментальные, энергетические и др.). К обслуживающим относятся подразделения, оказывающие услуги (транспортные, по охране труда, складское хозяйство и др.).
10.8. Маркетинговая деятельность на предприятии строительства
Маркетинг – это стиль руководства, который включает концепцию, философию и принципы поведения, базирующиеся на системно-планомерной ориентации строительной организации на рынок.
Маркетинговый подход к управлению строительной фирмой строится на следующих принципах:
1) выполнение СМР должно быть основано на точном знании потребностей их покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностях строительной организации;
2) полное удовлетворение потребностей в строительной продукции;
3) эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки;
4) обеспечение долговременной результативности (прибыльности) производственно - коммерческой деятельности строительной организации;
5) единство стратегии и тактики поведения организации в целях активной адаптации к постоянным изменениям.
Реализация указанных выше принципов обеспечивается разработкой и осуществлением маркетинговых программ и планов. План маркетинга складывается из следующих характерных блоков:
а) постановка решаемой проблемы и цели;
б) информационное обеспечение и аналитика;
в) разработка альтернативных планов;
г) выбор оптимального плана;
д) конкретизация разделов плана;
е) контроль исполнения плановых решений.
Цели и стратегия плана маркетинга во многом вытекают из целей и стратегий для организации в целом. Следовательно, первым определяются преследуемые организацией цели.
Планирование маркетинга начинается с того, что устанавливается основная стратегия организации (стратегия роста и конкуренции). Разработка маркетинговой стратегии является главной задачей функционирования маркетингового механизма. Эффективность деятельности строительной организации на рынке достигается за счет реализации маркетинговых стратегий организаций. Требования, которые предъявляются к стратегии маркетинга: реализм, альтернативность выбора, четкость, гибкость, временная определенность.
В зависимости от намечаемых масштабов и характера проникновения на рынок различают три вида маркетинговых стратегий:
- массовый маркетинг;
- товарно-дифференцированный маркетинг;
- целевой маркетинг.
Выбор варианта стратегии позволяет определить цели маркетинга. Цели маркетинга должны содержать ответы на четыре основных вопроса:
1) На что направлен маркетинг (на какой рынок и какую продукцию)?
2) Чего следует добиваться?
3) Какие должны быть достигнуты количественные характеристики?
4) Каковы временные рамки (месяц, квартал, год)?
Невозможно разработать стратегический план развития организации, не располагая информацией о рыночной ситуации, запросах потребителей и деятельности конкурентов. Такая информация формируется только в процессе маркетинговых исследований.
Для окончательного уточнения сформулированных целей осуществляется анализ внутренней и внешней среды, а также проводится исследование потенциального рынка. Маркетинговые исследования конъюнктуры рынка проводятся, прежде всего, для изучение спроса на строительную продукцию применительно для конкретного предприятия. Проводится сегментация рынка по группам потребителей-заказчиков, по направлениям строительства. Оцениваются финансовые возможности инвесторов. Изучаются рынки, занятые строительными предприятиями, а также смежные рынки, возможные для освоения. Рассматриваются реальные или потенциальные конкуренты, их поведение на рынке, слабые и сильные стороны. Анализ деятельности строительных предприятий по сравнению с конкурентами проводится по результатам проведения подрядных торгов на базе анализа внутренней деятельности организации (внутренней среды) и внешней коммерческой среды, определяется информация, необходимая для подготовки предложений по решению проблемы. И, наконец, определяется сфера деятельности и инструментарий.
Основными инструментами реализации маркетинговых стратегий являются:
- товарная и ассортиментная политика;
- распределительная политика и политика привлечения потребителей;
- политика цен и условий продаж;
- коммуникационная политика (взаимосвязь с другими субъектами).
Данный набор инструментов часто называют маркетинговым комплексом или миксом «4Р».
Разработка стратегии маркетинга предполагает также выполнение очевидных требований учета реальных возможностей организации в части обеспечения строительными материалами, техническими, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Когда строительная организация ограничивается определенными сегментами рынка, то говорят о селективном маркетинге.
Сегментирование рынка – это разделение рынка на части, сегменты, в зависимости от групп покупателей, которые предъявляют спрос на определенные виды товаров или услуг.
Критериями сегментирования служат:
- географические признаки;
- демографические признаки;
- поведенческие признаки;
- покупательная способность потребителей.
Сегментация рынка в строительном комплексе имеет особенности, общие для всех отраслей капитального строительства: привязка к земле, продолжительные сроки создания, большие единовременные затраты капитальных вложений. С другой стороны, специфика строительной деятельности является основным аргументом в сегментировании рынка.
Установление места, позиции предприятия и его товара по отношению к другим представленным на рынке продавцам и конкурирующим товарам, называют позиционированием. Предприятие (организация) может занять позицию рядом с конкурентом или попытаться заполнить позиционную рыночную «нишу», «брешь», если таковая существуют. В любом случае, позиционирование ставит своей задачей обеспечение конкурентоспособного положения товара на рынке.
В зависимости от характера реагирования на рыночный спрос различают:
- конверсионный маркетинг (способствующий преодолению отрицательного спроса, т.е. вызывающий отторжение товаров);
- стимулирующий маркетинг (возбуждающий недостаточный спрос);
- развивающий маркетинг (выявляющий скрытый спрос и превращающий его в реальный);
- ремаркетинг (оживляющий снижающийся спрос);
- синхромаркетинг (стабилизирующий колеблющийся спрос);
- поддерживающий маркетинг (предотвращающий спад спроса);
- демаркетинг (снижающий чрезмерный спрос);
- противодействующий маркетинг (уменьшающий вредный спрос).
Выбор стратегии позиционирования или сочетание стратегий осуществляется строительными предприятиями в зависимости от их ролевой и содержательной функции в процессе конкурентного взаимодействия. Поэтому строительные организации могут позиционировать свою деятельность на основе специализации и концентрации или диверсификации; рынка строительных услуг и связанного с ним рынка недвижимости; структуры занятости населения; конкуренции отечественных строительных услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг в строительстве, разделяют на внешние и внутренние. К внешним относится проведение маркетинговых исследований в части получения заказов на выполнение строительных работ, предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей строительной и ремонтно-строительной продукции. Разработке перспективного и годового планов предшествует проведение маркетинговых исследований. Изучается конъюнктура рынка и прежде всего спрос на строительную продукцию применительно для конкретного предприятия. Проводится сегментация рынка по группам потребителей-заказчиков, по направлениям строительства. Оцениваются финансовые возможности инвесторов. Изучаются рынки, занятые строительными предприятиями, а также смежные рынки, возможные для освоения. Рассматриваются реальные или потенциальные конкуренты, их поведение на рынке, слабые и сильные стороны. Анализ деятельности строительных предприятий по сравнению с конкурентами проводится по результатам проведения подрядных торговК внутренним факторам относятся исследования непосредственно связанные с организацией строительного производства, с внедрением технических новшеств и изменений технологий, которые рассматриваются как основные измерители эффективности строительства.
Факторы, определяющих успех организации на рынке:
- известность (имидж);
- степень новизны строительной продукции;
- положительные отзывы, рекомендации;
- инновации в НИОКР;
- производственные мощности (потенциал);
- гибкость производства;
- уровень качества;
- финансовый потенциал и др.
Тема 11. Планирование и регулирование производства в строительной организации
11.1. Сущность, задачи и принципы планирования
В условиях рыночных отношений планирование как важнейшая функция управления определяет цель, способы и средства достижения цели, дает обоснование и описание деятельности хозяйственного субъекта на установленный период времени. Планирование осуществляется для конкретизации целей ее развития и каждого подразделения в отдельности на определенный период, постановке задач и выборе средств их достижения, определении необходимых материальных, финансовых и трудовых ресурсов для выполнения поставленных целей и задач. Роль этой функции – определение последовательности действий субъекта управления для достижения поставленной цели в установленные сроки.
Планирование – это система взаимосвязанных показателей деятельности предприятия (организации), представленная в удобных для пользователей формах документов. План – это инструмент для принятия управленческих решений, в котором предельно четко и подробно указываются:
- цель деятельности предприятия и его структуры на плановый период, количественно выраженная системой установленных показателей (с указанием конкретных видов выпускаемой продукции и характера работ);
- средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
- правила и сроки увязки целей и средств по этапам на весь период действия плана;
- этапы и сроки выполнения работ;
- исполнители плана по срокам и видам работ;
- методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
Основная цель планирования в строительном производстве – обеспечение своевременного ввода объектов в действие. Главной задачей планирования являетсяобеспечение согласованного с различными участниками производственного процесса порядка возведения или реконструкции зданий, сооружений и других строительных объектов. Планирование в строительной организации состоит в разработке программы производственно-хозяйственной деятельности, включающей планы строительного производства, потребности ресурсов и установлении результирующих показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Задачами планирования являются определение объемов работ и потребности трудовых, технических, материальных и финансовых ресурсов с распределением объемов работ по периодам времени; разработка мероприятий организационно-технического и социального развития и обоснование показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Принципы планирования:
- взаимоувязка производственной программы с рыночным спросом по номенклатуре, ассортименту и объемам продукции;
- комплексный характер планов, отражающих все подразделения и разделы деятельности;
- сбалансированность производственной программы с мощностями и ресурсными возможностями;
- методическая обоснованность планов, включающая предвидение развития ситуации, адаптацию к сложившейся конъюнктуре рынка, оптимизацию показателей разделов плана;
- сочетание нормативного подхода для обоснования показателей деятельности и реальных возможностей в использовании ресурсов;
- непрерывность и взаимозависимость планов разных временных уровней;
- достижение обоснования показателей прибыли и рентабельности производства, обеспечивающих самоокупаемость и финансовую устойчивость предприятия.
Необходимость планирования обусловлена требованием установления четкой определенности по объемам, срокам выполнения работ и потребности ресурсов, а также снижением неопределенности в реагировании на изменение рыночной ситуации.
11.2. Формы и методы планирования
В зависимости от содержания, целей и задач можно классифицировать следующие формы планирования:
а) по горизонту планирования:
- долгосрочное (перспективное) планирование. Перспективные (долгосрочные и среднесрочные) планы должны отражать стратегию развития предприятия. Они включают разделы по формированию портфеля заказов, повышение производственной мощности организации, инновационного технического развития, направления социального развития коллектива. Следует отличать перспективное планирование от идентичного по форме прогнозирования. Прогнозирование,являясь неотъемлемым элементом планирования, представляет собой метод, где описание возможных ситуаций будущего основывается на имеющихся практических данных и ориентирует текущие предположения относительно изменения развития объекта или процесса. Большинство решений, принимаемых в области маркетинга, предпринимательства, инвестирования, инноваций и т.п., основываются на оценке событий, которые произойдут в будущем, т.е. в своей основе имеют прогноз развития событий. Выявление с помощью прогноза различных вариантов развития планируемого объекта или процесса и обоснование выбора оптимального варианта позволяют рассматривать прогнозирование как один из этапов перспективного планирования;
- среднесрочноепланирование составляет от одного года до пяти лет;
- краткосрочное (текущее) планирование осуществляется на период до одного года и включает полугодовое, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное (часовое) планирование;
б) по типам важности поставленных целей(типу целей, содержанию плановых решений или объему привлекаемых материальных ресурсов и инвестиций):
- стратегическое планирование – четкая ориентация планирования на рыночные нужды, учет рынка как главного фактора внешней среды;
- тактическое планирование – это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей стратегии предприятия, обоснования задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционно принятых целей;
- оперативное планирование посвящено конкретизации показателей тактического плана и решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде;
- инвестиционные проекты(планы капитальных вложений) направлены на увеличение производственных мощностей, характеризуются долговременным характером;
- бизнес-планирование проводится для обоснования создания нового предприятия и организации, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности;
в) по другим признакам:
1) содержания хозяйственной деятельности – планы исследований и разработок (НИР и ОКР), производства, маркетинга, сбыта, персонала, закупок сырья и материалов, инвестиций, финансовый план и др.;
2) уровня управления и организационной структуры предприятия – планирование корпоративное, фирменное (заводское), планы дочерних компаний, филиалов, цеховая система планирования, производственная система планирования (участок, бригада, рабочее место и т.д.);
3) сферы применения – планирование межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;
4) объектов планирования – целевое планирование (определение стратегических и тактических целей), программное планирование (разработка и реализация конкретных программ, например маркетинга, снижения себестоимости, производственной программы, сбыта) и планирование средств (определение средств достижения поставленных целей, например планирование персонала, технического перевооружения производства);
5) глубины планирования – агрегированное планирование (ограничено заданными параметрами, например планирование цеха как суммы участков, завода как суммы цехов) и детальное планирование (подробный расчет и описание планируемого объекта или процесса);
6) по степени охвата – общее (все моменты и параметры) и частичное планирование (определенные моменты, параметры и области);
7) по стадиям разработки – предварительное (разрабатываются проекты планов) и окончательное планирование (после утверждения планы получают силу законов);
8) по координации планов во времени – последовательное планирование (последовательно осуществляемый согласованный процесс планирования различных планов) и одновременное планирование (параметры всех планов определяются одновременно в единственном акте планирования);
9) по учету изменения данных – жесткое и гибкое планирование.
В условиях рынка план должен быть адаптивным, индикативным, внутрифирменным.
Внутрифирменный план разрабатывается как комплекс документации производственно-хозяйственной деятельности предприятия, учитывающий динамику изменений рынка (должен быть гибким и адаптивным). Его можно считать одним из вариантов бизнес-плана для деятельности предприятия в целом, как совокупности инвестиционных проектов.
Точное распределение производственных заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в оперативно-календарных планах.
Экономическая практика выработала методы планирования: директивное, индикативное, прогрессивный метод и комбинированный метод.
Директивное планирование – планирование «сверху вниз» – имеет обязательный характер для объектов планирования. Это централизованное планирование, когда разработанный и принятый руководством план с определенными показателями спускается в службы предприятия. Этот метод слабо учитывает реальную обстановку на местах и специалисты нижестоящего уровня практически не востребованы при разработке плана.
В условиях рынка, особенно на макроуровне, чаще всего применяется индикативное планирование. Задания (индикаторы) характеризуют параметры и направления развития экономики страны (региона), определенные в результате выработки и формирования органами государственного управления курса социально-экономической политики.
В состав индикативного плана может входить ограниченное число обязательных заданий, имеющих два значения: оптимистичное и пессимистичное. Индикативное планирование принципиально отличается от директивного потому, что носит рекомендательный характер и основано на косвенном регулировании, использовании системы экономических нормативов и льгот, преимущественном применении стоимостных, а не натуральных показателей.
Прогрессивный метод основан на децентрализованном планировании, когда планы составляются на низших уровнях управления и направляются на рассмотрение и утверждение их руководством. Одним из недостатков этого метода является то, что необходима вертикальная интеграция и координация четких планов при составлении общего плана, также появляются слабые места в горизонтальной координации планов.
Комбинированный метод (встречное планирование) пытается, сочетая элементы ретроградного и прогрессивного планирования, преодолеть слабые места обоих видов планирования. Комбинированное планирование начинается централизованным движением сверху-вниз и заканчивается обратным децентрализованным направлением. Централизованное планирование заключается в составлении глобального плана на базе поставленных целей, который детализируется и спускается на низшие уровни управления. Затем начинается децентрализованное планирование от рабочих мест к руководству предприятия. Процесс планирования считается законченным, когда децентрализованное планирование приведет к детализированному общему плану и точному определению поставленных целей.
11.3. Содержание стратегического планирования
Стратегическое планирование – совокупность целевых действий и решений, которые определены руководством организации для достижения желаемых результатов, с использованием базы практически всех управленческих решений и план, обеспечивающий реализацию миссии строительной организации. Основным элементом стратегического планирования выступает стратегия – план или модель, определяющая долговременное развитие организации. В теории и практике стратегического менеджмента выделяют две основные стратегии бизнеса – стратегию роста и стратегию стабильности.
В рамках стратегического планирования должны быть проработаны управленческие решенияпо направлениям:
- распределение ресурсов;
- адаптация к внешним факторам;
- подконтрольное координирование финансовых и производственных аспектов деятельности;
- организационное стратегическое предвидение.
Стратегическое планирование характеризует интегральный процесс подготовки и принятия стратегических решений с разработкой основных методов их осуществления.
Основой стратегического планированиясчитается построение дерева целей и сценариев планирования, разработка планов на основе ситуационных моделей, экспертных и матричных оценок вариантов хозяйственного поведения и др. Исходным отличительным принципом составления общекорпоративных стратегических планов является построение их от буду