Выравнивание мощностей
Спрос и его прогнозирование
В производстве спрос на сырье и материалы всегда имеет зависимый характер, потому что процесс планирования исходит из потребности в готовой продукции. Однако в том случае, если срок поставки существенно превосходит длительность изготовления (например, когда производство продукта занимает две недели, а приобретение материалов – шесть месяцев), спрос должен рассматриваться как независимый. Впрочем, системы работы с независимым спросом настолько удобны, что они применяются далее тогда, когда спрос на сырье и материалы на самом деле носит зависимый характер.
Планирование зависимого спроса ведется по заранее известным предварительным заказам, планирование независимого -по прогнозам спроса. Прогнозы могут быть объективными или субъективными. Всеметоды прогнозированияможно разделить на три класса.
· Временные ряды – группа методов, позволяющих производить экстраполяцию данных предыдущих периодов на будущее.
· Причинные методы – в них предпринимаются попытки создать математические модели, связывающие причины с результатами.
· Субъективные методы – в них субъективные мнения используются наравне с количественной информацией.
Временные ряды
Пожалуй, этот класс содержит наибольшее количество методов прогнозирования. Во всех методах производится выделение трендов в существующих данных и устранение случайных событий, или «шума». Случайные изменения невозможно прогнозировать по определению, поэтому в хорошем методе они не учитываются.
Общая для всех методик прогнозирования сложность как раз и заключается в том, как отличить случайные отклонения от изменений в тренде. Единственная точка, стоящая особняком от основной линии, может быть «шумом», две точки подряд уже могут означать изменение тренда. Чувствительные к таким колебаниям методы, как следствие, учитывают все посторонние «шумы», в то время как методы, дающие более гладкую кривую спроса, обычно не учитывают отдельных колебаний. Выбор наиболее подходящего метода зависит от умения правильно определить требуемую чувствительность
Простейшим методом математического прогнозирования является скользящее среднее.Баланс между сглаживанием и чувствительность в нем достигается за счет усреднения данных за последние периоды, на основе чего и строится прогноз. В табл. 7.1 представлен пример расчета скользящих средних для одного и того же набора данных за периоды в 3 и 6 месяцев.
Среднее за три месяца находится суммированием данных о продажах за предыдущие три периода и делением полученной величины на три; среднее за шесть месяцев определяется суммированием последних шести показателей и делением на шесть. Каждый месяц спрос за самый старый месяц отбрасывается, спрос за последний месяц – добавляется, тем самым достигается постоянно обновление прогноза. Последнее скользящее среднее и является прогнозом в простейшем виде.
Таблица 7.1. Скользящее среднее спроса
Месяц | Фактический спрос | Скользящее среднее | |
3 месяца | 6 месяцев | ||
Январь | |||
Февраль | |||
Март | |||
Апрель | |||
Май | |||
Июнь | |||
Июль | |||
Август | |||
Сентябрь | |||
Октябрь | |||
Ноябрь | |||
Декабрь |
Потенциальный недостаток этого метода заключается в том, что в нем самые старые и последние показатели имеют равную значимость, а показатели, вышедшие за рамки расчета среднего, не учитываются вовсе.
Причинные методы
В причинных методах прогнозирования определяются измеримые факторы, оказывающие четкое и постоянное воздействие па спрос с достаточно большим лагом, чтобы строить прогноз. Например, считается, что процентные ставки влияют на спрос на потребительские товары, причем существует значительный лаг между причиной – изменением ставок – и переменой характера спроса. К сожалению, на потребительский спрос влияет множество других факторов, что обычно не позволяет построить сколько-нибудь точный прогноз.
Как правило, причинное прогнозирование базируется на регрессионном анализе, однако в операционном менеджменте применяется редко из-за того, что построить достаточно точную модель удается лишь в исключительных случаях.
Субъективные методы
Если количественная информация недоступна, отделу планирования приходится полагаться на субъективное мнение. Иногда это всего лишь простое предположение, что спрос будет примерно таким же, как в прошлом году, а иногда заключается в более сложном сборе и анализе мнений разных людей. Например, может учитываться мнение работников отдела продаж, мнение зарубежных агентов или даже отраслевых ассоциаций. В производстве капитального имущества, или средств производства, порой применяется такой структурированный метод сбора и оценки мнений, как построение сценариев. При этом группа «экспертов» составляет несколько альтернативных сценариев событий, оценивает влияние сценариев на спрос, а также вероятность наступления каждого из них. Назвать это точным прогнозированием, пожалуй, нельзя, но в некоторых случаях это единственно возможный метод.
Колебания спроса
Изменение спроса может принимать две формы: изменение общего объема или, в случае нескольких продуктов, изменение в спросе на отдельные продукты ассортиментного ряда. Последнее, при условии, что общий спрос остается относительно неизменным, может учитываться системой календарного планирования; первый случай гораздо более сложный. Он же является причиной всевозможных попыток сгладить колебания спроса. С помощью глобального маркетинга, например, можно частично избежать сезонных эффектов; той же цели служит и выпуск дополнительных продуктов. В производстве поздравительных открыток, например, большим успехом стала печать открыток на все случаи жизни, чтобы спрос на продукцию возникал не только под Рождество.
В сфере услуг, где колебания спроса носят еще больший характер, для выравнивания спроса часто прибегают к дифференцированному ценообразованию, например скидкам в непиковые часы. Такие попытки редко когда оказываются полностью успешными, поэтому перед руководством постоянно стоит проблема: как удовлетворить изменчивый спрос. Здесь возможны две стратегии: выравнивание мощностей и погоня за спросом", хотя на практике обычно комбинируют.
Выравнивание мощностей
Выравнивание мощностей является наиболее эффективным методом. Общая производственная мощность системы устанавливает на уровне среднего спроса, возможно, с небольшим запасом на случай непредвиденных обстоятельств, и поддерживается стабильный объем выпуска. Таким образом, колебания спроса игнорируются. Данная стратегия пригодна лишь в том "случае, если покупатели готовы ждать или если в качестве «сезонного буфера» имеется возможность создавать запасы готовой продукции. На рис. 7.1 представлен пример использования такого запаса. В период падения спроса продукция идет на склад и продается с наступлением очередного пика. Такой метод применим лишь на производстве, поскольку создать запас услуг нельзя. Вдобавок хранение должен допускать сам продукт – нельзя, к примеру, делать мороженое зимой, чтобы продавать его летом. Там же, где этот подход применим, он дает преимущество снижения затрат, связанного с наиболее эффективным использованием производственных ресурсов. Недостатки также связаны с затратами на продвижение и скидки в случае управления спросом, а также издержками хранения (см. главу 8) при использовании запаса в качестве буфера. Порой недостатки перевешивают достоинства, вот почему второй подход может применяться даже тогда, когда выравнивание мощностей в принципе возможно.
Рис. 7.1. Применение запаса в случае сезонного спроса