А)Равновесие.Равновесная цена
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия самостоятельно. Когда покупатели и продавцы встречаются, то не всегда планы по купле и продаже могут стать реальными. Возможно, что спрос будет больше предложения, что сразу взвинтит цены, или предложение будет больше спроса, что создаст неблагоприятные условия для производителей.
Самый лучший вариант, когда количество реализуемого товара соответствует платежеспособному спросу, т. е. когда спрос и предложение равны друг другу.
Равновесие— ситуация на рынке, когда желания производителей и потребителей совпадают и при данной цене объем предложения равен объему спроса. В результате взаимодействия спроса и
предложения устанавливается рыночная цена . Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса D (англ. demand) и предложения S (англ. supply). Эта точка называется точкой равновесия, а цена — равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования:
1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
2.Если под влиянием неценовых факторов произойдет по
вышение спроса при неизменном предложении или сокращение
предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если,
наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится - цена понизится.
б) Регулирование цен государством.
В условиях свободной конкуренции под воздействием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически. Однако рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства, волевым способом устанавливающего цены выше или ниже точки равновесия. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». Потолок цен представляет собой законодательно установленную максимальную цену, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Цена пола ( или нижний уровень цены) — это минимальная цена, установленная правительством и превышающая цену равновесия
В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок — наверху. Цена потолка ограничивает рост цены (движение цены вверх) — это искусственно заниженная цена. И наоборот, цена пола не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита — это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике цена пола будет установлена выше точки равновесия,а цена потолка — ниже нее.
При равновесной цене нет ни неудовлетворенных продавцов, ни неудовлетворенных покупателей. Ни один из них не можетпожаловаться на невозможность сбыть или приобрести товар. Теперь предположим что цена на этот товар в силу каких-то причин изменится и составит 120 тыс. руб. В таком случае часть покупателей не смогут приобрести товар, а, следовательно, часть продавцов не смогут его продать. В нашем примере непроданными останутся 10 ед. товара. Предложение превысило спрос D на 10 ед. Единственный выход для продавца — опять понизить цену до 100 тыс. руб. Снижение цены уравновесит спрос и предложение.
При этом следует отметить, что снижение цены даже одним продавцом вынуждает других последовать его примеру, так как в противном случае покупатели прежде всего будут покупать у того продавца, который предлагает товар по более низкой цене
.
Рассмотрим вариант, когда рыночная цена ниже равновесной. При цене 80 тыс. руб. на рынке не будет хватать 10 ед. товара и часть покупателей не смогут его приобрести . Только повышение цены вновь до 100 тыс. руб. поможет уравновесить рынок. Нехватка (дефицит) полностью устранится, и рыночная цена будет на уровне точки равновесия до тех пор, пока не изменятся либо спрос, либо предложение. Таким образом, когда рыночная цена выше равновесной, образуются излишки и возникает неудовлетворенность продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей. Цены пола и потолка могут устанавливаться государством посредством принудительных методов регулирования цен для их поддержания выше или ниже уровня равновесия.
Примером установления цены пола являются многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, Б частности на пшеницу, кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам, с тем чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата.
С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т. п.
Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне, с тем чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.
Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.
Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.
. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:
— фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны
в выборе объема и структуры выпуска;
— цены гибкие, меняются под воздействием спроса и предложения;
— существует конкуренция, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.