Оценка экономической эффективности инноваций

Инновации обеспечивают повышение технико-организационного уровня производства, что, в свою очередь, проявляется в повышении показателей интенсивности использования экономических ресурсов (труда, средств труда, предметов труда), приростах объемов производства, улучшении финансовых результатов.

Показателями, характеризующими эффективность инноваций, являются:

• прирост объема производства;

• увеличение доли прироста объемов производства за счет интенсификации использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов;

• снижение материалоемкости единицы продукции;

• снижение себестоимости единицы продукции;

• повышение производительности труда;

• рост фондоотдачи;

• ускорение оборачиваемости оборотных средств;

• прирост прибыли от реализации продукции;

• повышение рентабельности производства.

Эффективность инновационных мероприятий можно оценить по следующим показателям: годовой экономический эффект; срок окупаемости инноваций; коэффициент эффективности или рентабельности.

Годовой экономический эффект (Эф) можно определить по формуле:

Оценка экономической эффективности инноваций - student2.ru (11.1)

где Q2 – годовой объём производства продукции с помощью новой техники в натуральном выражении (тонны, штуки);

ПЗ1, ПЗ2 – приведенные затраты на единицу продукции производимой с помощью базовой и новой техники, р.

Особенностью оценки эффективности инвестиций в инновации является то, что инвестиционные затраты начинаются с научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Тема 12. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

Конкурентоспособность продукции и организации и факторы, определяющие их

Конкурентоспособность товара - это способность удовлетворять конкретные нужды потребителя и на этой основе занять и закрепить за собой определенную долю рынка, потеснив аналогичные товары других организаций (предприятий).

Конкурентоспособность продукции формируется под влиянием следующих факторов:

• новизна, качество, упаковка, надежность в эксплуатации;

• безопасность, дизайн, энергоемкость.

Различие этих факторов проявляется через цену товара.

Конкурентоспособность организации (предприятия) - это реальная или потенциальная способность предприятия, а также имеющиеся у него для этого возможности проектировать, изготовлять в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательные для потребителей , чем товары его конкурентов.

Для оценки конкурентоспособности могут использоваться следующие группы параметров:

Ø Классификационные, отражающие принадлежность товара к тому или иному классу продукции.

Ø Конструктивные параметры - это технико-конструкторские решения, используемые при изготовлении продукции.

Ø Нормативные параметры - это соответствие изделия стандартам, нормам, ТУ.

Все параметры изучаются и оцениваются в комплексе и сравниваются с параметрами имеющихся на рынке аналогичных товаров. Основным критерием, которому должны соответствовать эти параметры, являются степень удовлетворения потребности потенциальных покупателей.

Оценить конкурентоспособность изделия можно также при помощи сравнения параметрических и экономических характеристик. Так, на рынке аналогичных товаров большей конкурентоспособностью обладает товар, у которого общая совокупность свойств (полезный эффект) на единицу стоимости или полных затрат потребителя выше (максимальнее).

При оценке конкурентоспособности предприятия используются 2 группы показателей:

Первая группа включает показатели, характеризующие экономические параметры выпускаемой продукции:

•цена изделия

•условия платежа и поставок

•сроки и условия гарантии.

Вторая группа характеризует эффективность использования ресурсов: показатели эффективности использования основных средств, материальных ресурсов, показателей финансового состояния организации (предприятия).

Эти показатели оцениваются в сравнении с показателями аналогичных организаций (предприятий).

Основными факторами повышения конкурентоспособности являются:

o внедрение достижений НТП,

o повышение качества продукции.

Наши рекомендации