Оценка экономической эффективности инноваций
Инновации обеспечивают повышение технико-организационного уровня производства, что, в свою очередь, проявляется в повышении показателей интенсивности использования экономических ресурсов (труда, средств труда, предметов труда), приростах объемов производства, улучшении финансовых результатов.
Показателями, характеризующими эффективность инноваций, являются:
• прирост объема производства;
• увеличение доли прироста объемов производства за счет интенсификации использования трудовых, материальных, финансовых ресурсов;
• снижение материалоемкости единицы продукции;
• снижение себестоимости единицы продукции;
• повышение производительности труда;
• рост фондоотдачи;
• ускорение оборачиваемости оборотных средств;
• прирост прибыли от реализации продукции;
• повышение рентабельности производства.
Эффективность инновационных мероприятий можно оценить по следующим показателям: годовой экономический эффект; срок окупаемости инноваций; коэффициент эффективности или рентабельности.
Годовой экономический эффект (Эф) можно определить по формуле:
(11.1)
где Q2 – годовой объём производства продукции с помощью новой техники в натуральном выражении (тонны, штуки);
ПЗ1, ПЗ2 – приведенные затраты на единицу продукции производимой с помощью базовой и новой техники, р.
Особенностью оценки эффективности инвестиций в инновации является то, что инвестиционные затраты начинаются с научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Тема 12. КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Конкурентоспособность продукции и организации и факторы, определяющие их
Конкурентоспособность товара - это способность удовлетворять конкретные нужды потребителя и на этой основе занять и закрепить за собой определенную долю рынка, потеснив аналогичные товары других организаций (предприятий).
Конкурентоспособность продукции формируется под влиянием следующих факторов:
• новизна, качество, упаковка, надежность в эксплуатации;
• безопасность, дизайн, энергоемкость.
Различие этих факторов проявляется через цену товара.
Конкурентоспособность организации (предприятия) - это реальная или потенциальная способность предприятия, а также имеющиеся у него для этого возможности проектировать, изготовлять в тех условиях, в которых им приходится действовать, товары по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательные для потребителей , чем товары его конкурентов.
Для оценки конкурентоспособности могут использоваться следующие группы параметров:
Ø Классификационные, отражающие принадлежность товара к тому или иному классу продукции.
Ø Конструктивные параметры - это технико-конструкторские решения, используемые при изготовлении продукции.
Ø Нормативные параметры - это соответствие изделия стандартам, нормам, ТУ.
Все параметры изучаются и оцениваются в комплексе и сравниваются с параметрами имеющихся на рынке аналогичных товаров. Основным критерием, которому должны соответствовать эти параметры, являются степень удовлетворения потребности потенциальных покупателей.
Оценить конкурентоспособность изделия можно также при помощи сравнения параметрических и экономических характеристик. Так, на рынке аналогичных товаров большей конкурентоспособностью обладает товар, у которого общая совокупность свойств (полезный эффект) на единицу стоимости или полных затрат потребителя выше (максимальнее).
При оценке конкурентоспособности предприятия используются 2 группы показателей:
Первая группа включает показатели, характеризующие экономические параметры выпускаемой продукции:
•цена изделия
•условия платежа и поставок
•сроки и условия гарантии.
Вторая группа характеризует эффективность использования ресурсов: показатели эффективности использования основных средств, материальных ресурсов, показателей финансового состояния организации (предприятия).
Эти показатели оцениваются в сравнении с показателями аналогичных организаций (предприятий).
Основными факторами повышения конкурентоспособности являются:
o внедрение достижений НТП,
o повышение качества продукции.