Тактика производства обыска в жилых помещениях
Обыск производится на основании постановления следователя, а обыск в жилище – на основании судебного решения
В ходе этого обыска обследуются все жилые помещения. Необходим детальный осмотр не только всей внутренней обстановки помещения, но и наружных частей здания. Осматриваются стены, наличники, ставни, решетки, лестницы, балконы, крыша, водосточные трубы, дымоходы.
Обыск в помещении включает обследование рабочего места, письменного стола, шкафа, стульев, сейфа, предметов, которыми пользовался обыскиваемый, письменных принадлежностей, содержимого емкостей для мусора и бумаг, а также мусора, вынесенного из помещения.
Если изымаются деньги, то в протоколе указывается не только их сумма, но также номинал и номера купюр. Если при обыске имели место попытки уничтожить или спрятать какие-либо объекты, это обязательно отмечается в протоколе. К протоколу прилагаются планы, схемы, рисунки, графические изображения, а также изготовленные в ходе обыска фотоснимки и видеозаписи.
Вопрос 18
Для достижения истины по делу очень часто оказывается необходимым провести сравнение тех или иных объектов; чаще всего такое сравнение проводится в ходе идентификационной экспертизы. Получение образцов для сравнительного исследования обычно предшествует проведению идентификационной экспертизы; это следственное действие, носящее вспомогательный характер.
Образцы для сравнительного исследования можно определить как материальные объекты, используемые для сравнения со следами и вещественными доказательствами в целях идентификации этих следов или вещественных доказательств, установления их родовой или групповой принадлежности, а также установления иных обстоятельств, имеющих значение для расследуемого дела.
Классификация образцов. По происхождению (в зависимости от времени и условий возникновения) образцы подразделяются на свободные, условно-свободные и экспериментальные. Свободные образцы – это объекты, возникшие или созданные не в целях сравнительного исследования, еще до возбуждения уголовного дела. Условно-свободными называют объекты, которые были созданы или возникли в результате естественных процессов уже после возбуждения уголовного дела, но также не для целей сравнительного исследования, не в связи с расследованием по делу. Наконец,экспериментальные образцы – это материальные объекты, которые следователь получает после возбуждения дела в порядке, предусмотренном ст. 202 УПК.
Таким образом, получение экспериментальных образцов для сравнительного исследования – это следственное действие, заключающееся в получении в установленном законом порядке у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего объектов, являющихся продуктами их деятельности или жизнедеятельности их организма, а также в получении других объектов, необходимых для сравнения со следами или вещественными доказательствами, в целях идентификации или установления родовой либо групповой принадлежности этих следов или вещественных доказательств.
Образцы используются при проведении не только тех экспертиз, которые традиционно относятся к числу криминалистических, но и других. Так, образцы крови, слюны, спермы используются при проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств; образцы различных товаров и изделий – при проведении судебно-технической и судебно-товароведческой экспертиз; образцы зерна – для судебно-агротехнической, почвы – для судебно-биологической или почвоведческой экспертиз и т.д. В таких случаях, как указывалось выше, обычно устанавливается не тождество, а одинаковая или различная родовая либо групповая принадлежность сравниваемых объектов.
При получении образцов для сравнительного исследования не должны применяться методы, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь и достоинство.
О получении образцов следователь выносит постановление. В необходимых случаях получение образцов производится с участием специалистов, однако следователь обязан присутствовать при этом и составить соответствующий протокол. Если получение образцов у лица иного пола сопровождается действиями, носящими интимный характер, следователь составляет протокол со слов врача.
В случаях, когда получение образцов является частью судебной экспертизы, оно проводится экспертом, который отражает в своем заключении сведения о производстве этого действия.
Вопрос 19
Допрос – следственное действие, которое состоит в том, что уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует в установленном законом порядке показания потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, экспертов об известных им фактах, имеющих значение для уголовного дела.
Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может проводиться только по просьбе самого обвиняемого.
Цель допроса – получение полной и правдивой информации об обстоятельствах, имеющих значение для уголовного дела.
Виды допроса: в зависимости от
1) по процессуальному положению допрашиваемого:
а) допрос свидетеля; б) допрос потерпевшего; в) допрос подозреваемого;г) допрос обвиняемого;д) допрос подсудимого; е) допрос эксперта;
2) по возрасту допрашиваемого:
а) допрос взрослого;
б) допрос несовершеннолетнего; в)допрос малолетнего;
3) по составу участников:
а) без участия третьих лиц;
б) с участием защитника, эксперта, специалиста, прокурора, начальника следственного отдела, педагога, родителей, переводчика, законных представителей несовершеннолетнего;
4) по очередности допроса лица: а) первоначальный; б) повторный;
5) по объему:
а) основной;
б) дополнительный;
6) по месту проведения допроса:
а) в кабинете следователя (в зале судебного заседания);
б) в ином месте;
7) по характеру следственной ситуации:
а) в конфликтной ситуации;
б) в бесконфликтной ситуации;
8) исходя из личной позиции допрашиваемого:
а) допрос лица, дающего правдивые показания;
б) допрос лица, дающего заведомо ложные показания.
Согласно ст. 187 УПК допрос не может продолжаться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов. При наличии медицинских показаний продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача.
Свидетель или потерпевший вызываются на допрос повесткой либо иным способом (по телефону, телеграммой). Если лицо, вызываемое на допрос, не явилось в назначенный срок и заранее не уведомило следователя о причинах неявки, оно может быть доставлено приводом. Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту работы или учебы. Иной порядок вызова допускается, если это вызывается обстоятельствами дела. Военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части.
Все лица, вызванные по одному делу, допрашиваются порознь, причем следователь принимает зависящие от него меры, чтобы до допроса они не могли общаться между собой.
Перед допросом следователь обязан удостовериться в самоличности допрашиваемого, затем он разъясняет данному лицу его права, обязанности и порядок производства допроса. Допрашиваемый (кроме подозреваемого и обвиняемого) предупреждается также об ответственности за заведомо ложные показания и за отказ от дачи показаний. Если у следователя возникают сомнения, владеет ли допрашиваемый языком, на котором ведется расследование, то он выясняет, на каком языке допрашиваемый желает давать показания.
Задавать наводящие вопросы запрещается. В остальном следователь свободен в выборе тактики допроса.
Допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.
По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого в ходе допроса могут быть проведены фотографирование, аудио– или видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовном деле и после окончания предварительного следствия опечатываются.
Если свидетель явился на допрос с адвокатом, то адвокат присутствует при допросе, но при этом не вправе задавать вопросы свидетелю и комментировать его ответы. По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля. Эти заявления подлежат занесению в протокол.
Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и от 14 до 18 лет, проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель. Потерпевшие и свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний – им разъясняется, что они должны говорить только правду, все, что им известно по делу.
Обвиняемый должен быть допрошен немедленно после предъявления ему обвинения. Перед допросом он может иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально, без ограничения продолжительности. В начале допроса следователь должен выяснить у обвиняемого, признает ли он себя виновным, желает ли давать показания по существу обвинения и на каком языке. В случае отказа обвиняемого от дачи показаний следователь делает об этом запись в протоколе допроса.
Как правило, допрос любого участника процесса фактически состоит из трех стадий:
1) выяснение необходимых данных о личности допрашиваемого (заполнение анкетной части протокола);
2) свободный рассказ;
3) вопросно-ответная стадия.
Некоторые авторы выделяют четвертую стадию – фиксацию хода и результатов допроса.
В ходе свободного рассказа допрашиваемого не рекомендуется прерывать. Разумеется, следователь может задавать при этом уточняющие и конкретизирующие вопросы, но, как правило, их не следует отражать в протоколе. Первые две стадии являются обязательными, третья (вопросно-ответная) – факультативной. Если следователь, записав показания допрашиваемого, данные в ходе свободного рассказа, видит, что все обстоятельства события изложены в протоколе достаточно полно и точно, нет необходимости задавать какие-либо дополнительные вопросы.
Особым, специфическим видом допроса является очная ставка .
Вопрос 20
При подготовке к допросу несовершеннолетних учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные, характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.
Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых (ст. 425 УПК РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК РФ) имеет специфику, обусловленную их возрастом и социально-демографическими характеристиками.
Специфика допроса несовершеннолетних обусловливается:
а) меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта;
б) слабой способностью к сосредоточенному вниманию;
в) повышенной внушаемостью;
г) меньшим развитием аналитических навыков при восприятии и оценке воспринятого;
д) тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого;
е) эмоциональностью суждений и действий.
Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать событие в целом, не всегда могут выделить главное. Они чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интервалов времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, однако весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали. Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и поведенческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.
Поскольку названные и некоторые другие особенности психофизического развития несовершеннолетних проявляются в процессе формирования показаний и в поведении на допросе одинаково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения допрашиваемого[25].
Специфика подготовки к допросу несовершеннолетнего подозреваемого заключается в том, что следователь на данном этапе не располагает еще достаточными доказательствами о степени его участия в совершении преступления (мотивы, роль, действия и т. д.), не имеет должного представления о личности подростка, ограничен во времени для подготовки к допросу. И тем не менее, даже в этих условиях необходимо собрать хотя бы минимальную информацию о подростке, допросив его родителей, учителей (бригадира или мастера), соседей. Запросить участкового инспектора по делам несовершеннолетних, нет ли у него нужных сведений. При невозможности немедленного допроса он должен быть проведен не позднее 24 ч с момента задержания. Безотлагательность допроса позволит, помимо выполнения требований закона, избежать контактов подростка с взрослыми, способными внушить ему определенную манеру поведения.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого (равно обвиняемого, подсудимого) участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а также по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать по нему замечания (ч. 2 ст. 425 УПК РФ)[28].
При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это — эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять (хотя бы частично) его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.
Первый допрос очень важен. Нередко он остается основным и решающим, если в ходе допроса удалось получить объективные и полные показания. Начать следует с беседы об условиях жизни, учебы (работы) и воспитания подростка, о круге его интересов, увлечений. Подросток может охотно рассказывать о себе и своих друзьях, полагая, что эти вопросы не имеют отношения к совершенному преступлению. После подробной беседы по биографическим данным ему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, в совершении какого преступления он подозревается. В соответствии со ст. 76 УПК РФ ему должна быть предоставлена возможность дать показания по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания, заключения под стражу или избрания иной меры пресечения.
Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, не сложны и не содержать фактических данных, способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте, как внушаемость. Подозреваемый несовершеннолетний в силу внушаемости и неразвитого логического мышления способен оговорить себя, признать виновным, используя информацию, почерпнутую из вопросов следователя.
Если подозреваемый признается в совершенном преступлении и готов подробно рассказать об этом, необходимо, постоянно анализируя его показания, допросить по каждому из обстоятельств. При этом желательно максимально детализировать излагаемые им факты и по возможности дословно занести их в протокол. Полученные подобным образом сведения позволят в дальнейшем установить, насколько они правдоподобны, действительно ли подросток совершил преступление или почерпнул информацию из других источников. В случае достоверности показаний они помогут установить новые сведения, отыскать похищенное, орудия преступления, выявить сообщников.
Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления. Однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. Использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.
При ссылке на алиби следует учитывать, что подростки обычно заранее его не подготавливают. Поэтому детализирующие вопросы и ответы на них подозреваемого о месте, времени, свидетелях, совместных действиях и т. п. сведения, зафиксированные в протоколе допроса, помогут в дальнейшем выявить несостоятельность его ссылок на алиби[29].
При допросе подозреваемого (равно как и обвиняемого, подсудимого), не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно присутствие педагога или психолога, участие которых должны обеспечить следователь или прокурор (ст. 425 УПК РФ). Что касается родителей и иных законных представителей, то на этой стадии их присутствие нежелательно. Как показывает практика, подозреваемый несовершеннолетний, допрашиваемый в присутствии родителей, испытывает повышенное чувство стыда, теряется, замыкается.
К тому же не все родители способны правильно вести себя при подобном допросе.
Допрос несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего имеет свои особенности. Учитывая опасность воздействия на свидетелей и потерпевших, а также прямого внушения подростку заданных показаний, их допрос проводится как можно быстрее и носит исчерпывающий характер.
Вопрос о месте решается в зависимости от того, будет ли вызываться свидетель через родителей или иным путем, будет ли допрос проводиться по месту следствия или по месту проживания (учебы, работы) подростка. Несовершеннолетних, отличающихся развязным, хулиганским поведением, целесообразно допрашивать в официальной обстановке. Лучше, если следователь при этом будет одет в форму. Это дисциплинирует подростка, помогает изменить манеру поведения.
Свидетелей и потерпевших, не характеризуемых отрицательным поведением, целесообразнее допрашивать в привычной для них обстановке. Это будет меньше травмировать их, способствовать установлению психологического контакта.
Свидетелю (потерпевшему), не достигшему 16 лет, до начала допроса разъясняется необходимость давать правдивые показания, но они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний. Свидетели (потерпевшие) старше 16 лет предупреждаются по полной форме.
Тактика допроса несовершеннолетнего свидетеля зависит от его возраста, индивидуальных особенностей и отношения к расследуемому событию. По последнему критерию могут быть выделены три категории свидетелей:
1) очевидцы преступления или иных связанных с ним событий;
2) подростки из числа соучастников, дело в отношении которых прекращено или они освобождены от уголовного наказания с назначением принудительных мер воспитательного воздействия;
3) подростки из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого.
Независимо от того, к какой из указанных категорий относится свидетель, при подготовке к его допросу целесообразно по возможности выяснить некоторые индивидуальные его качества: отношение к сверстникам (чувство товарищества, нечестность, доброжелательность, злость), черты характера (лживость, упрямство, скрытность и т. п.), интересы, увлечения, взаимоотношения с участниками события.
Очевидцы преступления или лица, ставшие свидетелями каких-либо связанных с ним событий, обычно дают правдивые показания. Но для того чтобы они их не изменили в силу забывчивости или внушения с чьей-либо стороны, их надо допрашивать как можно раньше. При оценке их показаний необходимо учитывать как объективные факторы восприятия события (удаленность от места, освещенность, длительность наблюдения и др.), так и субъективные (состояние органов чувств, эмоциональное состояние). Специфические сложности проявляются и при воспроизведении подростком воспринятого. Это может быть связано как с особенностями его психики, так и со слабым развитием, недостаточным словарным запасом.
Тактическими приемами преодоления этих трудностей являются:
а) активизация ассоциативных связей;
б) "оживление" памяти путем предъявления доказательств;
в) допрос или проверка показаний на месте происшествия.
Данная категория свидетелей обычно доверяет следователю и, может быть и бессознательно, готова помочь в установлении истины. Вместе с тем это доверие и такая готовность чреваты возможностями подтвердить все, о чем его спрашивают. Поэтому вопросы, задаваемые несовершеннолетнему свидетелю (очевидцу), формулируются очень продуманно. Они должны быть краткими, четкими и не содержать в себе никакой подсказки, никакого внушения.
При допросе несовершеннолетних свидетелей, участвовавших в общественно опасных деяниях, дело в отношении которых прекращено, может быть применена та же тактика допроса, что и в отношении несовершеннолетнего обвиняемого, с которым они весьма близки по содеянному.
Такие свидетели, как правило, не отрицают своего участия в совершенном преступлении, однако показания о других лицах дают неохотно, в особенности если ими являлись взрослые или подростки, старшие по возрасту. Преодолевать подобное нежелание следует путем разъяснения необходимости раскаяться и активно помогать следствию, что имеет важное значение для судьбы свидетеля в дальнейшем, а также для перевоспитания его товарищей. В ходе допроса могут быть продемонстрированы некоторые доказательства, свидетельствующие об осведомленности следователя о происшедшем событии. Рекомендуется также постановка детализирующих вопросов для уточнения фактов, упомянутых, но не изложенных детально другими несовершеннолетними, проходящими по делу[32].
При подготовке и проведении допроса свидетелей, не достигших возраста уголовной ответственности, необходимо дифференцировать их на две группы. Первая — это те подростки, которые совершили преступление впервые, обычно под чьим-то влиянием. Обычно они дают правдивые показания, и задача следователя состоит в том, чтобы расположить к себе этого "трудного" подростка, правильно определить круг обстоятельств, подлежащих выяснению, сформулировать должным образом вопросы, детализировать показания.
Вторую группу представляют подростки, неоднократно совершавшие правонарушения. Они менее откровенны, реже раскаиваются в содеянном, бравируют "славой" отчаянных, трудных, не поддающихся воспитанию. Для их изобличения должны быть использованы тактические приемы допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Большую помощь может оказать педагог, пользующийся у них авторитетом (возможно, тренер детской спортивной школы, где они занимаются).
При допросе свидетелей из ближайшего окружения несовершеннолетнего обвиняемого следует учитывать факт их дружеских отношений. Нередко они образуют устойчивые группы, сформировавшиеся по признаку совместного проживания, по месту учебы (работы), проведению досуга[33].
В категории этих свидетелей немало лиц, утративших нормальные связи с семьей, школой, трудовым коллективом. Они вышли из-под социального контроля и по своим устремлениям являются единомышленниками обвиняемого. При их допросе можно получить много ценной информации о совершенных ими или другими подростками правонарушениях, которые не выявлены следствием к данному моменту. Немало может быть выявлено обстоятельств и из жизни и поступков обвиняемого, в частности, влияние со стороны взрослых лиц. Однако получить такую информацию далеко не просто. Свидетели данной категории связаны настоящей круговой порукой. Их необходимо убедить в том, что их "дружба", возникшая на почве нездоровых интересов, праздного времяпрепровождения, ничего общего не имеет с подлинной, когда человеку по-настоящему не безразлична судьба его друга и он готов ему помочь.
Следует учитывать и то, что проявляемая свидетелем скрытность может быть результатом запугивания его обвиняемым или иными членами группы. Свидетель может отмалчиваться и потому, что опасается возмездия за совершенные им проступки, которые еще не известны следствию. Все эти скрытые до поры до времени обстоятельства необходимо иметь в виду при допросе, стараясь проверить обоснованность таких предположений. Если в ходе допроса будут выявлены факты противоправного поведения свидетеля, следователь должен разъяснить ему, что хотя в его действиях нет состава преступления, но к нему могут быть применены меры воспитательного воздействия. Полезно при этом показать свидетелю на примере обвиняемого, к чему может привести подобное поведение.
Вопрос 21
Допрос – это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого дела.
Для того чтобы успешно осуществить допрос, следователь должен четко представлять себе, какую информацию и с помощью каких приемов и средств он намерен получить.
К общим положениям тактики допроса следует отнести его активность, целеустремленность, объективность и полноту, необходимость учитывать свойства личности допрашиваемого.
Активность допроса заключается в том, что следователь прочно удерживает в своих руках инициативу, умело использует все необходимые тактические приемы. Применительно к лицам, уклоняющимся от дачи правдивых показаний, допрос носит наступательный характер: с помощью всех имеющихся в его распоряжении законных средств следователь стремится получить правдивые показания, а не быть простым регистратором сообщенных ему сведений.
Целеустремленность допроса означает проведение его с заранее обдуманной целью, для получения определенной, а не всякой информации. Целеустремленность обеспечивается наличием у следователя твердого представления о предмете допроса.
Объективность и полнота проявляется в том, что следователь не вправе по собственному усмотрению сокращать полученные показания, изменять их в соответствии со своими представлениями о ходе вещей, называть допрашиваемому эти представления. Одной из законодательных гарантий объективности допроса является запрет задавать наводящие вопросы, а полноты – требование по возможности дословно изложить показания.
Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь учтет и использует – для установления психологического контакта – особенности личности допрашиваемого – его психики, культурного и образовательного уровня, профессии, мировоззрения[5].
Учет психологических особенностей личности допрашиваемого необходим для правильного выбора тактических приемов допроса.
Психологический контакт является важнейшим элементом взаимоотношений в обществе. Он возникает, если есть необходимость в осуществлении совместной деятельности или при общении. Внутренней основой психологического контакта является взаимное понимание, обмен информацией.
Контакт между следователем и допрашиваемым носит односторонний характер. Следователь стремится получить как можно больше информации, хотя сам до определенного момента скрывает свою осведомленность по делу. Другими особенностями психологического контакта являются: принудительность этого общения для одного из участников; несовпадение в большинстве случаев их интересов; сложность последующего установления контакта, если таковой не был достигнут на первоначальном этапе общения; активная деятельность следователя по установлению и поддержанию контакта.
Сущность контакта при допросе определяется спецификой психологических отношений, возникающих между следователем и допрашиваемым. Его установление обеспечивается правильно избранной тактикой допроса, основанной на изучении индивидуальных особенностей личности, материалов уголовного дела, а также коммуникативными способностями следователя. Следователь должен стремиться устранить из общения конфликтность, установить с допрашиваемым прочный психологический контакт, создать благоприятную атмосферу допроса. Установление психологического контакта с допрашиваемым - одно из основных условий получения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимо поддерживать не только в течение допроса, но и в дальнейшем при осуществлении предварительного следствия. Не исключено, что установленный контакт может быть потерян или, наоборот, отсутствие доверия на первых порах заменится прочным психологическим контактом, характеризующимся должным взаимопониманием
Для каждой стадии допроса характерны свои методы установления и поддержания контакта. Для вводной части - неформальная беседа с целью уточнить демографические данные, фрагменты биографии, жизненного и трудового опыта допрашиваемого. При этом внимание акцентируется на обстоятельствах, положительно характеризующих его. На данном этапе следователь окончательно определяет линию своего поведения, уточняет предмет допроса и ставит перед допрашиваемым мыслительную задачу.
В главной части допроса идет закрепление контакта и его поддержание. Это достигается постановкой перед допрашиваемым вопросов, предъявлением доказательств, сопоставлением показаний с уже имеющейся по делу информацией. Для поддержания контакта на протяжении всего допроса необходимо постоянно активизировать внимание допрашиваемого.
На заключительной стадии, чтобы не ослабить контакт в период фиксации показаний, следует вовлечь допрашиваемого в процесс написания протокола, для чего вслух произносится все то, что записывает следователь. Допрашиваемый будет активно участвовать в обсуждении формулировок, вносить поправки, припоминать упущенные или забытые детали, тем самым способствуя улучшению качества протокола.
Психологический контакт не должен заканчиваться допросом. Важно сохранить его для повторных допросов и иных следственных действий. Часто бывает, что характер отношений, сложившихся со следователем, допрашиваемый переносит и на других лиц, участвующих в осуществлении правосудия . При установлении контакта с допрашиваемым не может быть шаблона, штампа. Здесь нужен индивидуальный подход, с учетом свойств личности. Выбор способа установления психологического контакта с допрашиваемым во многом зависит от того, какое положение в процессе занимает данное лицо. В отличие от допроса потерпевших и добросовестных свидетелей допрос подозреваемых и обвиняемых представляет определенную трудность, так как их психика находится под постоянно действующим раздражителем, доминантой. Следователь должен разобраться в состоянии допрашиваемого и при помощи тактических приемов снять напряжение, отрицательно влияющее на установление контакта. Если обнаружен один из крайних видов психического состояния допрашиваемого - резко возбужденное эмоционально отрицательное (гнев, возмущенность и т.п.) или депрессивно подавленное (печаль, тоска, уныние и т.п.), то дальнейшее поведение следователя должно строиться с учетом этих состояний, дабы не усугубить отрицательное психическое состояние допрашиваемого. Он должен увидеть в следователе честного, принципиального, культурного, знающего свое дело человека, не унижающего личного достоинства, не ущемляющего, равно защищающего гарантированные законом права допрашиваемого. Следователю противопоказаны примитивность, вульгарность, профессиональная некомпетентность и тем более грубость и психическое насилие в разнообразных формах проявления (угроза, шантаж, манипулирование ложной информацией, ущемление национальных и религиозных чувств и т.п.)
Вопрос 22
Задержание без предварительной подготовки характеризуется повышенным тактическим риском. Необходимость в таком задержании возникает при непосредственном обнаружении признаков преступления сотрудниками правоохранительных органов или необходимости немедленного реагирования на сообщение о преступлении, поступившем из других источников, т.е. в ситуации, когда есть реальная возможность безотлагательно захватить преступника, а промедление вызовет отрицательные последствия. У сотрудников правоохранительных органов практически отсутствует время на необходимую предварительную подготовку, разработку плана задержания и проведение репетиционных действий. Выбор конкретного способа задержания приходится производить или в дороге, или уже на месте задержания с учетом сложившейся ситуации. Выбор тактики задержания осуществляется исходя из обстановки и местонахождения преступников. Данная ситуация задержания несет большую опасность как для сотрудников милиции, так и для посторонних граждан. При проведении захвата большое значение приобретают внезапность, решительность действий задерживающих, надлежащим образом организованное взаимодействие, обеспечение безопасности окружающих. Поэтому работники милиции должны отличаться высокой боеготовностью, собранностью, оперативным мышлением. Важное значение приобретает владение навыками рукопашного боя, умелого применения оружия и специальных средств.
Задержание без предварительной подготовки ни в коей мере не означает захвата преступника тотчас после его обнаружения. Даже при преследовании преступника "по горячим следам", если позволяет развитие ситуации, целесообразно перед непосредственным захватом преступника установить за ним наблюдение и выбрать наиболее удобные и безопасные место и время задержания. Неоправданный героизм может привести к человеческим жертвам и дать возможность преступнику скрыться. Поэтому обнаруживший преступника(ов) сотрудник должен прежде всего реально оценить свои силы и при необходимости вызвать подкрепление.
Конкретные тактические приемы задержания выбираются с учетом сложившейся ситуации, количества преступников, их вооруженности и избранного места задержания.
Организация и тактические приемы проведения задержания зависят от ряда обстоятельств, и прежде всего от личности преступника, количества задерживаемых, места задержания и времени, которое имеется для подготовки к задержанию.