Развитие категории цены в экономической мысли
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Цена - это сложная экономическая категория, так как в ней пересекаются основные процессы экономики, как на микро, так и на макроуровне - производство и реализация товаров, создание, распределение и использование финансовых ресурсов. Ее уровень определяет конкурентоспособность фирм, отражает ценность товара с точки зрения потребителя и общества в целом, влияет на рейтинг фирм и благосостояние их собственников, определяет платежеспособность домашних хозяйств и величину их реальных доходов.
В силу многообразия функций цена приобретала массу значений и толкований с момента своего появления в экономической мысли как экономической категории.
Аристотелю (1 в. до н. э.) принадлежит первенство в анализе явления, которое сегодня мы называем ценой товара. Его интересовала именно "справедливая цена", обеспечивающая справедливый обмен. Цена у Аристотеля носила двойственный характер: во-первых "справедливая цена" должна отражать соотношение работ, что явилось зачатками теории издержек производства и трудовой теории стоимости, а во-вторых, цену определяет потребность, на которой базируется теория предельной полезности.
В средние века цена – это моральная норма (эталон), позволяющая оценивать поступки продавцов на рынке. Хотя ранние канонисты (Святой Августин) в основе цены рассматривали трудовые и материальные затраты, у поздних канонистов (Аквиант) в основе "справедливой цены" лежали обычаи, а затратный принцип, не всегда доставляющий продавцу соответствующее положение в обществе, считали неточным.
До конца 19 века экономисты отождествляли цену со стоимостью и ценностью товара и употребляли ее с прилагательным, несущим определенный смысл. Меркантилист Ричард Кантильон разграничивал "рыночную цену", регулируемую спросом и предложением и "внутреннюю цену", определяемую затратами труда и земли, причем последним отдавал ведущую роль, развивая земельную теорию. Уильям Петти (17 в.) - первый автор трудовой теории стоимости, определил "естественную цену" как стоимость товара, созданную трудом по добыче серебра, а "истинную рыночную цену" - как стоимость, выясненную приравниванием к стоимости серебра. В 18 в. физиократ А. Тюрго определял "текущую цену", определяющуюся на основе спроса и предложения, и "основную цену", отражающую стоимость товара производителю.
Каждый из авторов классической экономической школы, будучи приверженцем трудовой теории стоимости как объективной основы цены, открывал в ней что-то отличное от своих единомышленников. Пьер Л. де Буагильбер (17-18 вв.) исследовал "пропорциональные цены" - цены, при которых производители покрывают свои издержки и остаются в выигрыше, тем самым, заложив схему затратного метода ценообразования, в соответствии с которой цена складывается из издержек и прибыли. Адам Смит выделяет "относительные (номинальные) цены", определяемые соотношением одних и других товаров с помощью денег, "действительные цены", возникающие в результате соотношения товаров с единицей труда, и "естественные цены", формирующиеся как сумма доходов факторов производства: заработной платы, прибыли и ренты. Давид Рикардо в "93%-й трудовой теории стоимости" включает в "естественную цену" А. Смита прибыль в размере 6-7%, норма которой пропорциональна величине капитала. Наряду с "естественными ценами" классики выделяли и "фактические цены", колеблющиеся вокруг "естественных цен" в результате спроса и предложения. Карл Маркс первым разграничил категории "стоимость" и "цена". Его стоимость - это воплощенные в товаре общественно-необходимые затраты труда, соответствующие средним для данного периода условиям умелости и интенсивности труда, а цена, вторичная по отношению к стоимости, - это денежное выражение стоимости товара.
В соответствии с концепцией теории предельной полезности (середина 19 в.) - субъективной теории цены и стоимости маржиналистов: К. Менгера, О. Бем - Баверка, Ф. Визера, У. Джевонса, Л. Вальраса с развитием рыночных отношений увеличивается влияние на удовлетворение потребностей человека потребительских свойств товара и его ценности, и цена товара зависит от текущей степени удовлетворения потребностей потребителя и определяется ценностью последней единицы блага для потребителя.
Первым кто преодолел противоречие между классиками и маржиналистами был Альфред Маршалл (конец 19 в.), объявивший стоимость и цену продуктом взаимодействия обоих факторов, как издержек, так и полезности. Денежная система превращает стоимости в цены, формирующиеся в результате сил спроса и предложения. Кривая спроса в «кресте» Маршалла отражает не только увеличение спроса на товар со снижением цены, но и показывает, как изменяется предельная полезность товара для покупателя: она уменьшается по мере увеличения объема приобретаемых благ. А кривая предложения зависит от того, как изменяются предельные затраты на дополнительную единицу продукции, не превышающие рыночной цены на нее. Совпадение двух предельных величин и объясняет появление цены равновесия, а вместе с ней – соответствующих объемов производства и спроса.
С появлением теории взаимодействия спроса и предложения А. Маршалла как механизма формирования цены данная категория продолжительное время не вызывала дискуссии у западных экономистов. И только в связи с развитием несовершенных рыночных структур: монополии, олигополии и монополистической конкуренции в начале 20 века Дж. К. Гелбрейт, Дж. Робинсон и Э. Чемберлин заметили, что уже в основе цен, максимизирующих прибыль, лежит равенство не рыночного спроса и предложения, а равенство предельных издержек и предельного дохода фирм. А спрос является рыночным фактором, регулирующим в зависимости от эластичности норму прибыли в цене.
В отечественной экономике на протяжении функционирования командно - административной системы господствовало затратное ценообразование, базирующееся на теории стоимости К. Маркса. В связи с отсутствием рыночных механизмов и рыночных факторов формирования цен, наличием государственного монополизма во всех сферах экономики термин «ценность» применительно к экономической науке в России практически не употреблялся. И до сих пор в основе ценообразования современных отечественных предприятий лежит затратный подход, а в основе понятия стоимость - «себестоимсоть», что требует, несомненно, корректировки подходов к ценообразованию с условием не только развития рыночных отношений, но и современных тенденций, происходящих в системе взаимоотношений потребителей и производителей (продавцов) в развитых рыночных экономиках.