Вопрос 33. Характеристика затратных методов ценообразования1
1. Затратные методы ценообразования. Метод полных издержек
2. Метод прямых затрат
3. Характеристика остальных методов затратного ценообразования
1. Установление уровня цен в условиях рынка состоит в нахождении такой цены, которая представляла бы собой оптимальный баланс между тем, что хотел бы заплатить за этот товар покупатель, и издержками фирмы при его изготовлении. Поэтому определение цены должно основываться в первую очередь на факторах, относящихся к спросу, т.е. на оценке того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. Значение издержек при установлении цен не должно преувеличиваться. Обычно фирма в первую очередь пытается установить, за какую цену она могла бы продать свой товар на рынке исходя из характера спроса, конкуренции, качества товара и т.п., а затем уже определяет свои производственные, коммерческие и административные затраты, соответствующие такой цене и изменяющиеся в зависимости от конъюнктуры рынка.
В практике ценообразования выделяют следующие затратные методы ценообразования:
ü метод полных издержек;
ü метод прямых затрат;
ü метод предельных издержек;
ü метод на основе анализа безубыточности;
ü метод учета рентабельности инвестиций;
ü метод надбавки к цене.
Суть метода полных издержек состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Главное преимущество данного метода - его простота и удобство, однако он имеет два недостатка:
ü При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т. д.
ü Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных накладных расходов, например арендной платы, которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данного товара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
Метод полных затрат наиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
2. Сущностьметода прямых затрат состоит в установлении цены путем добавления переменным затратам определенной надбавки - прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной» прибыли.
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию. В любом случае истинная функция издержек заключается в установлении нижнего предела для первоначальной цены на продукт, в то время как ценность этого продукта для потребителя определяют высший предел установления цены на него. На практике переменные издержки могут в определенных условиях, когда имеются большие незагруженные мощности и стоит вопрос о выживании фирмы, выступать нижним пределом цены.
Таким образом, если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с производством продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат и определяется величина наценки («маржинальной прибыли») на единицу продукции и на весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль при реализации продукции. Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции.
Метод прямых затрат может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.
3. Расчет цен на основе метода предельных издержек также основан на себестоимости, но более сложен, чем с помощью рассмотренных выше методов. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги. Этот метод оправдан в том случае, если гарантированной продажи по несколько более высокой цене достаточно, чтобы покрыть накладные расходы. Данный метод имеет ряд привлекательных моментов, но если он неправильно понят и недостаточно проконтролирован, он может привести к неожиданным катастрофическим результатам.
К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основеанализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Фирма стремится установить цену на свой товар на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли (более подробно см. вопрос № 30 «Анализ безубыточности»).
Метод учета рентабельности инвестиций также относится к группе методов на основе издержек. Основная задача данного метода состоит в том, чтобы оценит полные затраты при различных программах выпуска товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.
Данный метод - единственный из методов, который учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод успешно используется при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной недостаток метода - использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.
Метод надбавки к цене. В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности фирмы контролировать величину снижения цен. В этом случае при расчете цен используют метод надбавки к цене. Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по следующей формуле:
,
где Ps – цена продаж;
Pp – цена приобретения;
– повышающий коэффициент (торговая надбавка в %).
Повышающий коэффициент может быть рассчитан несколькими способами:
ü на основе цены приобретения товара:
или
, где
М – маржа (торговая прибыль);
ü на основе цены реализации:
или
.
Переводной коэффициент:
Перечисленные методы определения цен на базе издержек больше годятся для обоснования базисной цены, т. е. для ответа на вопрос: можно или нельзя выходить с данным товаром на рынок, - чем для определения окончательной продажной цены.
Разрабатывая новую или модернизируя существующую продукцию, фирма на основе анализа цен на аналогичные товары, цен конкурентов и полезности для покупателя, сначала определяет целевую цену продажи. Затем она создает продукцию, принимая меры к тому, чтобы издержки находились в рамках целевой рыночной цены и в то же время оставляли маржу прибыли, достаточную для получения планируемого дохода. То есть фирма, разрабатывающая новую продукцию и определяющая ее цену, начинает с анализа действующих или прогнозируемых цен, а затем смотрит, может ли она создать продукцию, которая обеспечит достижение целевой прибыли.
Если фирма не сможет создать продукт с достаточно низкими издержками, она старается оценить, не позволят ли характеристики продукта продать его по более высокой цене, чем обычная, и все-таки достичь при этом целевой прибыли. Иногда фирме удается разработать продукцию в рамках целевых издержек, цены, прибыли, а иногда нет. В последнем случае решение фирмы продолжать или прекратить разработку продукции зависит от оценки руководителями роли и места данной продукции среди других товаров. Если продукция дополняет другие товары или формирует значительный спрос на другую продукцию фирмы, может быть принято решение продолжать разработку продукта, независимо от прибыли, которую он принесет.