Тема 1. комплексные подходы исследования человека

Вопросы для обсуждения:

1. Для чего необходимо изучать человека и его потребности?

Осмысление данного вопроса включает отдельные положения, требующие внимания:

- связь с мировоззрением;

- причины возникновения потребностей;

- субъективные желания и возможности воздействия на них;

- понимание смысла и цели своего существования, какие потребности удовлетворять и зачем.

2. «Потребность» как категория. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии.

- факторы, влияющие на развитие потребностей;

- биологическое и социальное в человеке;

- высказывания мыслителей древности современных философов о сущности человека и его потребностях.

3. Труд как вид деятельности и главный фактор антропогенеза.

- труд – процесс, который совершается между человеком и природой;

- труд – социальная категория, производная от труда – это игра и учение;

- влияние труда на человека, природу, общество.

Задания:

1. Чем меньше у человека потребностей, тем беднее его сущность, ограничение сфера общественных отношений

2. Понятие определяет сознание. Вы согласны с этими высказываниями? Попытайтесь обосновать свою точку зрения.

Вопросы для повторения и контрольного собеседования:

1. Что такое потребность?

2. В чем сложность человека и его потребностей?

3. Как сочетаются потребности и условия жизни людей?

4. Как вы понимаете выражение – труд – главный фактор антропогенеза?

5. Какова роль труда для человечества?

6. В чем смысл жизни человека?

7. Что означает понятие «свобода личности» и «счастье».

Выделяют четыре основных формы бытия: первая – это бытие процессов природы как первичной предпосылки появления человека и человеческой деятельности; вторая форма – бытие самого человека; третья – бытие духовное; внутренний духовный мир человека, его сознание, плоды его духовной деятельности (книги, картины, музыка, научные идеи); четвертая форма – социальное бытие, т.е. бытие человека в истории, природе, обществе. И так, 4 формы бытия: природа, человек, духовность и социальность.

Философия констатирует факт: мир, в котором мы живем существует. А каким образом он существует? Это вопрос прояснятся несколько характеристик бытия:22

- мир существует вечно? Или он когда-то возник и следовательно, рано или поздно погибнет?

- существуют ли какие-либо пределы, границы пространственной организации мира или он бесконечен?

- благодаря чему существует наш мир? Если он когда-то возник, то по чьей воле и из чего?

- наш мир един или множественен? Таких миров много или он один?

- наш мир развивается, изменяется или он постоянен?

Если же он изменяется то что движет миром? Где источник его движения и развития?

- разумность человека как частицы мира является характеристикой случайной для мира в целом или универсальной, пронизывающей сё его бытие?

- есть ли в существовании мира какой либо смысл? Для какой цели он существует?

Интересные вопросы. Попытайтесь ответить на них, используя ваши знания философии, обществоведения и др. как вы воспринимаете мир?

Греки воспринимали мир эстетически (чувственно, способный чувствовать прекрасное в природе, в человеке, в искусстве). Они понимали мир как завершенный Космос и его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот, касалось ли это Космоса или человека.

Круговое движение – это геометрический образ вечности (круг не имеет ни начала, ни конца).

По Платону время есть образ вечности, это есть философия вечного становления, вечного возращения, душепереселения и душевоплощения.

Платон23 (428 – 348 г до н.э., древнегреческий философ – идеалист, ученик Сократа, примерно в 387 г до н.э. основал в Афинах школу; высшая идея – блага, любовь к идее (эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Идеальнее государства – иерархия 3-х сословий: правители – мудрецы, войны и чиновники; крестьяне и ремесленники.

______________________

22 Лавриненко В.Н., Райников В.П. Философия. Учебник для вузов. ЮНИТИ. – М., 2007,

с. 307

23 Советский энциклопедический словарь. – М. – 1980, с.1023

Вопрос 3.

Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания.

В современной экономике услуга противопоставляется товару, хотя сама услуга в условиях рыночного общества является товаром.

Товар, производственный в сфере материального производства – это вещь, продукт производственного труда, созданный для рынка, для продажи, он имеет 2 стороны – потребительную стоимость и меновую стоимость – качественную и стоимостную категории.

Услуга – это целесообразная деятельность, результат которой выражается не в веще, а в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке услуг. Услуга, как и товар – продукт труда, созданный для рынка, но это – товар особого вида: услуга неосязаема, неотделима от своего источника (нельзя отделить хирурга и его деятельность от больного, транспортировку груза от перевозчика и средства транспорта и т.д.). Услуга не сохраняется отдельно от процесса её предоставления, она не может быть законсервирована как товар и храниться на складе. Производство и потребление услуг позволяет изменить полезность вещи или характер человеческой жизнедеятельности.

Ключевой момент в понимание сервисной деятельности связан с представлением о пользе услуги. Понятия «услуга» и «сервис» приобретают в целом одинаковый смысл.

Развитие сферы услуг проходило многие этапы, начиная с древних времен, постепенно совершенствуясь и количественно увеличиваясь.

Исходя из необходимости создания достойных условий жизни для всех людей на Земле, зарубежные и российские ученые говорят о возможности обеспечения их умеренного благосостояния, о важности сокращения пропасти между богатыми и бедными странам, а также между состоятельными слоями обществ аи бедняками.

Известно, что в современном мире благополучию граждан разных стран угрожает ряд тенденций негативного плана, обретающих глобальный характер. К ним можно отнести:46

- обострение экологического неблагополучия;

- высокая вероятность региональных военных конфликтов;

- углубление «пропасти» (социальных различий) между богатыми и бедными странами и слоями населения;

- политический и религиозный экстремизм;

- распространение криминала и наркотиков.

В связи с этим современному обществу требуется управляемая социоприродная эволюция.

Она будет заключаться в рациональном использовании всех природных богатств, в оптимальных способах управления экономикой и социальными отношениями. Приходит время, когда совершенствуя биосферу, человечество постепенно переходит к ноосфере (вспомним идеи В.И.Вернадского).

___________________

46 Аванесова Н.А. Сервисная деятельность. – М., 2005, с. 73 - 74

Он пришел к выводу, что прогресс производительности труда и средств производства ведет, в конченом счете, к смене одних общественно-экономических формаций другими, более развитыми.25

Марксистская концепция сталкивается с противоречивой критикой, которая заключалась, в основном, в следующем:

- недопустимо сводить человека к несубъективным факторам производства;

- средства производства – это символы самих людей;

- смысл истории содержится не в средствах производства, а в том, что они символизируют, а символизируют они духовную жизнь общества, это означает, что материалистическое понимание отсутствует.

В ХХ веке концепция линейного развития (5 социально-экономических формаций: первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) подвергалась критике. Так, например, Тойнби Арнольд Джозеф (1889 – 1975 гг.) английский историк и социолог-идеалист, не противопоставляет цивилизацию культуре. Он считает, что каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. По его мнению, к настоящему времени сохранилось лишь пять основных цивилизаций – китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство («творческая элита»). Прогресс человечества Тойнби видит в духовном совершенствовании (в религии), а смысл истории в реализации нравственного и творческого человеческого достоинства.

Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968 гг.) - социолог, родился в России, профессор Петербургского университета, в 1922 г. эмигрировал, с 1930 г. профессор Гарвардского университета. Он также противник концепции линейности исторического развития. В оценке различных культур он исходит из системы ценностей. Для П Сорокина главные ценности – это истина, красота, добро и их единство – польза. Любую человеческую активность можно объяснить посредством универсальных ценностей категорий. Исторический процесс П.Сорокин рассматривает как циклическое движение основных типов культур.

Таким образом, в современном понимании эволюции общества доминируют две концепции: формационная (пять социально-экономических формаций) и цивилизационная, которая приводит к выводу, о том, что ход истории ведет к образованию многих цивилизаций, своеобразных гражданских сообществ, которые взаимодополняют друг друга.

В 80-90-е годы ХХ столетия получает широкое распространение концепция индустриального и постиндустриального общества, а также её модификации о сверхиндустриальном обществе. (Тоффлер Элвин26 (1928 г.) футуролог (предвидение будущего), он проводит мысль о том, что человечество переходит к новой технологической революции, т.е. не смену 1-й волне (аграрной цивилизации) и второй – (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверх индустриальной цивилизации. Тоффлер считает, что очередная волна – это грандиозный поворот истории, всестороннее преобразование всех форм бытия социального и индустриального.

______________________

25 Маркс К., Энгельс Ф., Сочин. 2-е изд. Т.20., с.486

26 Тоффлер Э. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге ХХ века. – М.

1991; Третья волна. – М. 1999, Метаморфозы власти. – М., 2001

Философский энциклопедический словарь, с. 874

Все эти понятия инфраструктуры составляют огромную систему обслуживания населения.

Как же можно добиться оптимальности инфраструктуры? Необходим научный подход к формированию различных систем в сфере услуг с учетом всех имеющихся условий, реально оценивая возможности и учитывая возникающие противоречия.

В основе теории развития (диалектики) лежит единство и борьба противоположностей, т.е. становление и разрешение противоречий? Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) писал: «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». 43

В марксистском варианте диалектики принцип противоречия получил статус закона (единства и борьбы противоположностей), он гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков, которые всегда связаны с моментом разрешения противоречий, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.44

После распада СССР общеэкономические механизмы, организационная структура руководства сферой услуг, основанные на государственной собственности, исчезли из нашей экономической практики в короткие сроки.

В российском обществе пока не выработано общепризнанных представлений относительно объемов и пропорций в отечественном хозяйстве, включая сервис разных форм собственности. В руках государства и местных властей полностью или частично остаётся ряд направлений сервисной деятельности, такие как: жилищно-коммунальные и бытовые услуги, железнодорожный и городской транспорт, почта, телеграф, телефон, образование, система здравоохранения и часть социально-культурных услуг.

За последние 10 – 15 лет российский сервис освоил множество разных услуг, с которыми советское общество не сталкивалось: консалтинг (деятельность компаний по консультированию, представлению услуг по исследованию, прогнозированию рынка и т.д.), инженеринг – изобретательность проработка вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др. другие инженерно-консультационные услуги, лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества, это нечто среднее между договором аренды и договором о предоставлении кредита, психологическое и семейное консультирование, игровой и шоу-бизнес и др.

В конце 90-х годов ХХ столетия наиболее серьёзными экономическими факторами, ухудшающими показатели сервисной деятельности в нашей стране были следующие:

- распад экономических связей между внутренними регионами страны;

- падение объёмов промышленного производства;

____________________

43 Гегель Г.В.Ф. соч. в.14И. Т.5. – М-Л. 1959. – с.520.

44 Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. Учебник для вузов. М. 2007. с.327

Культура бывает материальная – связанная с материальным производством и освоением предметов и явлений материального мира. Это материально-технические средства, коммуникации, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, знания и умения людей.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности человека – это достижения науки, произведения искусства, литературы, человеческое мировоззрение, религия, философия и т.д.

Культура имеет огромное значение в жизни человека и общества. Она передает поколениям знания, научные достижения, практический и эстетический опыт. Можно сказать, что культура – это своеобразный генотип общества. Ещё одна функция культуры – человекотворческая. Культура характеризует развитие человеческой индивидуальности, раскрытие его творческих способностей.

Существуют такие виды культуры как национальная и мировая, светская и религиозная, Западная и Восточная и т.д. Выделяют такие формы культуры как:

- элитная (для привилегированной, профессионально подготовленной части общества, чтобы её понять;

- народная культура (любительская, включает мифы, легенды, песни, танцы, сказки, т.е. – «фольклор»);

- массовая культура – это концертная, эстрадная, театральная популярная музыка, танцы, пение, спектакли; как часть массовой культуры, выделяют субкультуру - система ценностей молодежных групп, женская, профессиональная и др.

Органической частью культуры является искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности. Это творческое отражение, воспроизведение деятельности в художественных образах.

Виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, архитектура, литература, театр, кино и др.

Художественные образы, рожденные искусством, способны обогатить духовный мир человека. Искусство оказывает эстетическое воздействие и формирует мировоззрение человека.

Культура, как и все области человеческой деятельности развивается прогрессивно. К пониманию прогресса культуры имеются два подхода: первый – это смена этапов развития культуры – это умножение и качественное развитие её ценностей; второй подход – это понимание различных типов культуры как автономных, локальных, изолированных друг от друга. Каждый из них имеет свой жизненный цикл развития, свою специфику.

Несмотря на различие подходов, вопрос о прогрессе – это вопрос о преемственности элементов культуры и её ценностей в поступательном историческом развитии человечества.

Вопрос 4.

Частью культуры являются наука и образование – тоже насущные потребности человека.

Наука – это сфера познавательной деятельности людей, система объективно – истинного знания о природной и социальной действительности, о самом человеке.

Наши рекомендации