Общая характеристика экономической системы А. Маршалла

Экономическую теорию Маршалла можно представить в виде следующей схемы (рис. 6), которая в упрощенном виде иллюстрирует ход рассуждений Маршалла. Определяющую роль в его концепции играет цена, которая формируется на основании взаимодействия спроса и предложения.

 
  Общая характеристика экономической системы А. Маршалла - student2.ru

Рис. 6. Логическая схема концепции «Экономикс»

Маршалл разработал теорию цены, в которой попытался примирить концепцию ценообразования классической и австрийской школы. В классической политической экономии имело место положение о естественной и рыночной цене товара, где последняя объяснялась временным отклонением от естественной цены товара под воздействием различных случайных обстоятельств. Естественная же цена определялась издержками производства и изменялась вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей.

Маршалл ввел в экономическую теорию понятия "цена спроса" и "цена предложения". "Цена спроса", по Маршаллу, определяется полезностью товара, при этом саму полезность он рассматривает как максимальную цену, которую готов уплатить за товар покупатель. Иными словами, функция спроса на товар зависит от предельной полезности, а цена спроса – не что иное, как денежная оценка желания. В отличие от австрийской школы Маршалл связывает категорию предельной полезности только с функцией спроса. Разрабатывая проблему спроса, Маршалл ввел понятие "эластичность спроса". Под эластичностью спроса он понимает функциональную зависимость спроса от изменения цены. Спрос на товар является эластичным, если он изменяется в большей степени, чем цена данного товара. Если же изменение спроса на товар происходит в меньшей степени, чем изменение цены, спрос будет неэластичным. Анализируя различные степени эластичности, Маршалл вводит понятия высокой эластичности, низкой эластичности, единичной эластичности, указывая, что эластичность велика для высоких цен и сходит на нет при уровне полного насыщения.

Следует отметить, что понятие "эластичность" в дальнейшем стало применяться не только при разработке проблем цены и спроса, но и при анализе соотношения цены и предложения товара, процента и предложения капитала, заработной платы и предложения труда а также при анализе эффективности ценовой политики фирмы.

Анализируя "цену предложения" Маршалл считает, что последняя определяется исключительно издержками. Однако в отличие от классической политической экономии издержки у Маршалла определяются не реальными затратами, а суммой страданий, которые вызываются трудом и воздержанием от непроизводительного потребления капитала. Маршалл отмечает, что и рабочий, и предприниматель приносят жертвы в процессе производства. Жертвой со стороны рабочего являются субъективные отрицательные эмоции, связанные с трудовыми усилиями; жертвой работодателя – отсроченные удовольствия от личного потребления или необходимость их ожидания.

Из приведенных выше рассуждений Маршалл делает вывод, что цена предложения должна обеспечить компенсацию всех отрицательных ощущений: заработная плата – компенсацию за усталость, процент - компенсацию за ожидание, предпринимательский доход – плату за риск.

При данном подходе хотя кривая возрастающих цен предложения и определяется ростом издержек, последние представляют собой субъективные переживания производителей. В то же время, рассматривая механизм динамики издержек на уровне фирмы, Маршалл ставит их в зависимость от изменения объемов производства. Он рассматривает три возможные модели динамики издержек.

Первая модель рассматривает отрасли, где предельные издержки (соответственно, цена предложения) не зависят от объема выпускаемой продукции. В этих отраслях действует закон постоянной отдачи или закон постоянной производительности.

Вторая модельрассматривает отрасли, в которых с увеличением объема производства предельные издержки производства единицы продукции снижаются. Здесь действует закон возрастающей отдачи или закон возрастающей производительности.

Третья модельрассматривает отрасли, где по мере их расширения наблюдается рост предельных издержек и соответственно цен предложения. В данном случае действует закон убывающей отдачи или убывающей производительности.

Во втором и третьем варианте Маршалл цену предложения фирм связывает с объемом производства продукции и определяет предельными издержками производства.

Дав теоретический анализ "цены спроса" и "цены предложения" Маршалл подходит к определению цены равновесия, которая представляет собой точку пересечения кривых спроса и предложения (рис.7) (динамика спроса определяется убывающей предельной полезностью, а динамика предложения – возрастающими издержками производства).

В рамках анализа Маршалла снимается вопрос о том, что является конечным основанием цен – полезность или издержки. Если вводить в анализ цены равновесия фактор времени и анализировать ситуацию мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия, то воздействие спроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Mapшалл подробно проанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенного равновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях же долгосрочного равновесия – цена регулируется издержками.

Общая характеристика экономической системы А. Маршалла - student2.ru Общая характеристика экономической системы А. Маршалла - student2.ru Общая характеристика экономической системы А. Маршалла - student2.ru Р

Кривая предложения

Е

Общая характеристика экономической системы А. Маршалла - student2.ru Общая характеристика экономической системы А. Маршалла - student2.ru Ре

Кривая спроса

Общая характеристика экономической системы А. Маршалла - student2.ru Qе Q

Рис. 7 Взаимодействие спроса и предложение

Анализируя ситуацию мгновенного и краткосрочного равновесия, Маршалл делает вывод, что в этих условиях приоритет получает спрос, потому что предложение в большей степени инерционно и не успевает за колебаниями первого. Это понятно, поскольку для изменения предложения требуется время для создания дополнительных производственных мощностей.

На данном временном отрезке повышение спроса ведет к росту цен. Предприниматель в этих условиях получает временный дополнительный доход, который представляет собой разницу между новой, более высокой ценой товара и издержками производства. Однако она носит временный характер, поскольку высокий дополнительный доход привлекает новых товаропроизводителей, в силу чего предложение увеличивается, цена падает и в долгосрочном периоде дополнительный доход исчезает.

Наши рекомендации