Роль ответственности в процессе управления
Принятие на себя ответственности и привлечение к ответственности являются необходимыми следствиями выполнения задач различными лицами с разделением труда между ними.
Ответственность - это:
- готовность в собственных решениях или действиях учитывать интересы тех, кого касается решение,
- готовность отвечать за свои действия (что тесно связано с правом на самостоятельные действия),
- готовность отвечать за действия исполнителей задания, если контроль и анализ не установил их личной вины.
Различают (рис.37):
- собственную ответственность (обязанность отвечать за собственные действия),
- чужую ответственность (обязанность отвечать за решения или действия других),
- ответственность перед собою (случай, когда устанавливаемый нормы и исполнитель является одним лицом),
- внешнюю ответственность (по отношению к внешним сферам деятельности предприятия),
- внутреннюю ответственность (по отношению к внутренним сферам деятельности),
- ответственность перед предприятием (учет интересов предприятия и его собственников).
Рис. 37. Установление и передача ответственности
В случае ответственности в смысле обязанности отвечать за последствия, принятие ответственности выступает в следующих формах:
1. Определение отрицательных результатов в результате контроля.
2. Определение персональной ответственности в результате анализа отклонений.
3. Персональные меры поощрения и взыскания:
а) поощрения (премии, продвижения, укрепление авторитета),
б) уменьшения содействия (вознаграждение, влияние на карьеру),
в) санкции (снижение окладов, возмещение ущерба, потеря компетенции, отставка, увольнение, уголовное преследование).
Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям
Хорошо спланированное управление - лишь половина процесса. Оно дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные ситуации и осуществляется подготовка к действиям при возникновении их. Это обеспечивается:
- творческим и целеустремленным подходом к планированию,
- составлением хорошего календаря руководителя с выделением необходимого времени дня выполнения всех этапов и задач управления,
- готовностью использовать все внутренние и внешние факторы положения фирмы и уже достигнутые результаты,
-эффективным владением стилями управления, его методами и техникой,
- настойчивым и творческим совершенствованием работы.
К числу внутренних и внешних факторов положения фирмы следует отнести:
- основной характер коммерческой деятельности (например, промышленная фирма или работа в сфере обслуживания),
- общее экономическое положение,
- связанные группы (внешние - клиентура, поставщики, финансисты, государство, конкуренты, внутренние - собственники, менеджеры, кадры),
- этапы развития организации (создание - нужда в новом руководителе, авторитарное его руководство - бунт подчиненных, делегирование полномочий - кризис контроля, сотрудничество - психологический кризис),
- размер фирмы,
- ее структура,
- атмосфера в ней,
- ресурсы,
- руководитель (его стиль, роль, понимание этого).
На конкретную ситуацию конкретного человека могут оказывать влияние различные внешние и внутренние факторы. Наиболее типичные из них:
внешние:
- мероприятия конкурентов,
- внезапные изменения в экономическом положении клиентов,
- кризисы,
- общественные события,
- погодные условия,
- положение на рынке труда,
- законодательство,
- мероприятия по регулированию социальных процессов,
- изменения на денежных рынках,
- изменение международной коньюнктуры,
- новая технология,
- деятельность средств массовой информации,
- изменения в позициях и оценках.
внутренние:
- личные отношения,
- перегрузки в работе,
- отпуски, болезни,
- мероприятия профсоюза,
- положительные и отрицательные неожиданные ситуации,
- текучесть кадров,
- расширение или сокращение деятельности фирмы,
- неисправность машин и оборудования,
- неправильное поведение клиентов и персонала,
- действия влиятельных лиц,
- факторы охраны и безопасности труда,
- инициатива и идеи,
- мотивация.
Учет таких факторов помогает прогнозировать ситуации и подготовить ответы на вопросы: "А что будет, если ......?"