Повременная форма оплаты труда. Размер заработка определяется в зависимости от фактически отработанного времени в
Размер заработка определяется в зависимости от фактически отработанного времени в соответствии с присвоенным разрядом и условиями труда. Эта оплата применима к работам,
не имеющим количественных показателей.
Существуют следующие системы повременной формы оплаты труда:
1. Простая повременная.Величина заработка зависит от тарифной ставки за единицу времени и фактически отработанного времени:
Зп =Тч * Вфч,
где: Тч - часовая тарифная ставка;
Вфч - количество фактически отработанного времени в часах.
2. Повременно-премиальнаяопределяется аналогично сдельно-премиальной.
3. Окладная система, в соответствии с которой оплачивается труд служащих.
Пример 3 Рассчитайте заработную плату рабочего, если за месяц он отработал 20 смен по 8 часов. Часовая тарифная ставка 22 руб., премия составляет 25%. Решение: Зп = 20 * 8 *22 = 3520 руб. Зпп.=3520 *1,25 = 4400 руб. Ответ: Заработная плата рабочего за месяц (включая премию) составляет 4200 руб. |
Тема 5. 1. Планирование деятельности предприятия
1. Понятие планирования.
2. Виды планирования.
3. Бизнес-план предприятия.
1.Понятие планирования
Каждое предприятие независимо от сферы его деятельности и масштабов производства должно планировать свою деятельность.
Планирование – это определение целей развития предприятия, методов и средств их достижения.
Исходной предпосылкой планирования должен быть принцип, в соответствии с которым деятельность предприятия должна быть рентабельна, и обеспечивать денежное поступление прибыли в объёме, достаточном для удовлетворения потребностей предприятия и выплаты налогов.
Планирование представляет собой непрерывный процесс принятия решений, в ходе которых устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития предприятия. В современных условиях наиболее эффективным является вариантное (ситуационное) планирование, в котором используются принципы альтернативности и гибкости в планировании. При вариантном планировании разрабатывается несколько возможных вариантов будущего развития. Для каждого из них формируется свой вариант плана и определяется пусковой уровень, т.е. условия, при которых данный план вводится в действие.
2. Виды планирования
В практике производственно-хозяйственной деятельности предприятия применяют:
- стратегическое;
- долгосрочное;
- краткосрочное;
- текущее планирование.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Определяет место и роль предприятия в экономике страны. Составляется в виде наброска будущего развития предприятия на основе прогнозирования экономики, техники, технологий, политики, науки. Период такого планирования 10-15 лет.
На базе стратегического планирования осуществляется ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 3-5 лет. В этом планировании основные направления стратегического плана обосновываются и уточняются с учётом конкретной хозяйственной ситуации. Результатом долгосрочного планирования являются планы развития производства, реализации, финансовые планы и т.д.
КРАТКОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ осуществляется на основе долгосрочного на период от 1 до 3-х лет. Показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего – ежегодно. ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Это планирование осуществляется на период до одного года, основой которого является краткосрочное планирование. Показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам: в первые 3 месяца – не изменяются, в последующие – подвергаются корректировке.
3.Бизнес-план предприятия
Бизнес-план предприятия – это определённая форма планирования деятельности предприятия. С помощью бизнес-плана:
1) определяют конкретные направления деятельности предприятия;
2) оцениваются затраты, соизмеряемые с ценами, по которым будут продаваться товары;
3) анализируется материальное и финансовое положение предприятия и т.д.
К основным разделам бизнес-плана можно отнести:
анализ рынка;
план производства;
организационный план;
анализ рисков;
финансовый план.
В разделе «анализ рынка» оценивается ёмкость рынка и анализируются предприятия-конкуренты. Оценивая ёмкость рынка, определяют:
1) потенциальную ёмкость рынка, т.е. то количество товаров, которое покупатели могут приобрести за определённое время;
2) потенциальный объём продаж, т.е. максимальное количество товаров, которое можно реализовать;
3) реальный объём продаж, т.е. то количество товаров, которое можно реально продать с учётом затрат на рекламу и соответствующего уровня цен.
Анализируя товары предприятий-конкурентов, оценивается их качество, уровень цен, системы скидок, условия продаж и т.д.
В разделе «план производства» рассчитывается производственная программа предприятия в натуральном выражении, производственная мощность предприятия, определяется потребность во всех видах материально-технических ресурсов, а также определяется себестоимость продукции.
В разделе «организационный план» характеризуется организационная структура предприятия, определяется потребность в кадрах по профессиям, форма привлечения к труду (постоянная работа, совместительство, надомная работа и т.д.) и указывается предполагаемый уровень заработной платы.
В разделе «анализ рисков» приводится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого. Указываются меры по профилактике и нейтрализации рисков. Разрабатывается программа страхования от рисков.
В разделе «финансовый план» рассматриваются вопросы финансового обеспечения предприятия и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.