Анализ среды ближайшего окружения предприятия
2.1. Поставщики
Поставщики сырья оказывают значительное влияние на производственную деятельность предприятия. Так, рост цен на закупаемые материалы приводит к росту цен на изделия предприятия. Нехватка тех или иных материалов, несвоевременные поставки, а также отсутствие разнообразия тканей могут нарушить процесс производства изделий и снизить возможности сбыта. Своевременные поставки необходимых тканей определяют степень загруженности производственных мощностей предприятия и выпуск определённого объёма изделий.
При выборе поставщиков ОАО «Коминтерн» анализирует не только цены, условия поставок, но и возможности различных поставщиков в плане разнообразия ассортимента тканей и состава сырья: шерстяные ткани, ткани из искусственных волокон, хлопчатобумажные ткани. Основными поставщиками сырья являются широко известные фирмы: ОАО «Камволь», г. Минск; АШП «Дробе», г. Каунас (Литва); АО «Кубаньтекс», г. Краснодар; АО «Ивановский камвольный комбинат», г. Иваново (Россия); АП «Моготекс», г. Могилёв; ПО «Химволокно», г. Светлогорск; фирмы «AMANN» и «Hensel» (Германия) и другие.
С 1992 года предприятие начало работать по кооперации со странами дальнего зарубежья на давальческом сырье. Однако в настоящее время наблюдается тенденция сокращения доли работ на давальческом сырье.
Можно отметить, что в будущем на предприятии будет обеспечиваться как можно более стабильная работа выбранных поставщиков и сохранение тенденции сокращения доли работ на давальческом сырье.
2.2. Посредники
Торговые посредники помогают предприятиям подыскивать клиентов и непосредственно продавать им их продукцию.
При исследовании рынка и продвижении товаров ОАО «Коминтерн» использует до 5% дилерских услуг. Торговые посредники имеются в Ростов-на-Дону, Волгограде, Липецке, Мурманске, Архангельске, Москве (3), США (2), Прибалтике, на Украине.
Предполагается в ближайшей перспективе расширение дилерской сети и сети фирменной торговли.
2.3. Конкуренты
На рынке товаров лёгкой промышленности действует множество конкурирующих предприятий: «Брико», Минск; «Инита», Минск; ЧП Барсуков; «Славянка», Бобруйск; «Знамя индустриализации», Витебск и другие. Высокая конкуренция на рынке потребительских товаров, особенно товаров лёгкой промышленности, стимулирует расширение ассортимента и повышение потребительских свойств изделий (соотношение цена/качество).
Конкуренция непосредственно оказывает влияние на уровень цены и величину сбыта изделий ОАО «Коминтерн» и заставляет предприятие повышать производительность труда, производить изделия более высокого качества, разрабатывать новые модели с учётом направлений моды и запросов потребителей.
Рынок предприятия условно подразделяется на рынок мужских костюмов и рынок женских костюмов, на каждом из которых конкуренция носит определённый характер и оказывает определённое влияние.
Внутренний рынок мужских костюмов можно характеризовать как рынок продавца: спрос превышает предложение. ОАО «Коминтерн» является единственным специализированным предприятием в республике по производству мужских костюмов. Рынок мужских костюмов за пределами республики, и особенно в России, характеризуется как рынок покупателя, с большим количеством фирм производителей при ограниченном спросе. Высокое качество продукции ОАО «Коминтерн» при конкурентоспособной цене даёт возможность и на этом рынке занять свою нишу.
Рынок женских костюмов как в республике, так и за её пределами является рынком покупателя. С целью повышения конкурентоспособности своей продукции в ОАО «Коминтерн» разработан комплекс мероприятий по разработке, созданию и внедрению в производство новой коллекции женских костюмов из новых современных тканей.
В отрасли, в которой функционирует предприятие, в перспективе можно ожидать усиление конкуренции. И в обостряющейся конкурентной борьбе «выживут» сильнейшие предприятия, которые смогли завоевать определённую долю рынка и найти своих потребителей.
2.4. Внутренние контактные аудитории
Внутренние контактные аудитории в лице рабочих, служащих, руководителей оказывают самое непосредственное влияние на деятельность предприятия. Именно от них прежде всего зависит, будет ли предприятие процветать или станет банкротом.
С целью информирования и мотивирования работников в ОАО «Коминтерн» издаётся собственная газета «Наша газета». На предприятии широко развита социальная сфера. В целях поддержания и обеспечения здоровья работников в процессе производственной деятельности на предприятии функционирует здравпункт, имеющий современный вид и оснащение, с расширенной сферой услуг. Для обеспечения физиологических потребностей работников в течение рабочего дня работает столовая. Также предприятие имеет в своём распоряжении общежитие и 3 детских сада. Жилищные проблемы решаются путём выделения ссуд работникам предприятия для приобретения жилья.
93% акций принадлежит работникам предприятия, что стимулирует их работу на предприятии и повышает заинтересованность в наилучших конечных результатах предприятия. Собрания акционеров проводятся в тёплой атмосфере: каждый может выступить с предложениями по улучшению деятельности предприятия и принять участие в решении всех вопросов. Это способствует принятию оригинальных решений, развитию творческой инициативы.
Мотивируя работников, предприятия стремится к обеспечению в будущем стабильной занятости и максимальному снижению текучести кадров, что, в свою очередь, будет способствовать повышению производительности труда.