Определение функций управления
Подфункциями управленияпонимаются особые виды управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда.
Функции управления характеризуют ту или иную активность взаимодействия объекта и субъекты управления. Изучение процесса, управления с точки зрения его функций позволяет установить объемы работ по каждой из функций, определить потребность в трудовых ресурсах и в итоге сформировать структуру и организацию системы управления. Каждая управленческая функция наполнена характерным для нее объемом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий. Функции управления весьма многогранны.
По объективному содержанию, выделяют следующие функции: планирование, прогнозирование, организация, регулирование, контроль, учет, анализ.
Кроме того, нередко выделяют такие функции, как координация и мотивация (стимулирование). В значительной степени функцией управления является и маркетинг. В рамках этой функции осуществляется планирование, организация, контроль, стимулирование и руководство рыночной деятельностью предприятия. В то же время, понятие «маркетинг» значительно шире понятия просто функции управления. Это и особая философии бизнеса и комплекс инструментов, с помощью которых фирма изучает рынок и воздействует на него.
Функции управления имеют универсальный и характер, т.к. применимы к любому объекту управления, к любым социально-экономическим системам и процессам, а также и к самому процессу управления, как к системе.
Планирование и прогнозирование
Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития системы (организации, фирмы, предприятия) и средств их достижения.
Периоды планирования измеряются отрезками времени:
– до года включительно – краткосрочное, жесткое планирование, т.к. включает обязательства по поставкам или покупке продукции;
– на срок от года до 15 лет разрабатывают программы с обязательным включением финансовой подпрограммы.
План, как итог планирования, для исполнителя является директивным документом и включает и директивные и индективные (рекомендательные) показатели (с увеличением срока планирования, число директивных показателей сокращается).
В планировании очень важен системный характер, который образуется взаимодействием:
– методологий планирования;
– системы органов планирования;
– системы показателей планирования;
– методики планирования.
Планирование должно быть комплексным. Необходим учет всех объективных связей по вертикали (от международного уровня до уровня отдельного предприятия и далее – отдельного рабочего места) и горизонтали.
Прогнозирование–это определение вероятностных целей функционирования и развитие систем и вероятностных путей их достижения. Проиллюстрируем это с помощью рис. 5.1.
Y Yорт (оптимистический прогноз)
Ymed (среднее значение)
Y0 Ypess (пессимистический прогноз)
план прогноз
T
Рис. 5.1. Прогнозирование.
На рисунке 5.1.: T – время, Y – значение прогнозируемого показателя.
Обычно, для исключения неоправданного риска используется формула:
Ymed = (3 Ypess + 2 Yort) / 5
Область между Ypess и YoРt называется коридором прогнозирования.
Методы прогнозирования основаны на экспертных оценках, экстраполяции тенденций, «мозговом штурме», сценариях и т.д. Они, используются для повышения безопасности деятельности социально – экономических систем.
О будущем мы знаем только то, что оно неизвестно и может отличаться от настоящего и от наших сегодняшних ожиданий. Будущее нельзя предсказать, но можно пытаться его создать. Пытаться создать будущее – рискованное, но рациональное действие. Целью работы по созданию будущего является решение не о том, что нужно будет делать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, для того чтобы иметь это завтра.