Преддипломной практики
1. Общая характеристика предприятия
Студент должен получить информацию и уточнить:
- цели и задачи организации (предприятия);
- масштаб деятельности предприятия;
- миссию и имидж предприятия;
- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта;
- особенности географического положения, климатических условий деятельности и природные ресурсы региона, используемые предприятием;
- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;
- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);
- производственную структуру предприятия (технологический аспект);
- стратегию и тактику управления предприятием;
- уровень организационной культуры.
2.Организационная структура управления
В рамках данного раздела студент должен изучить:
- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
- структуру и функции аппарата управления предприятия;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы её совершенствования.
3. Управление производством
Данный раздел предполагает изучение:
- производственной функции предприятия;
- структуры организационной системы, включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля, оперативного планирования выпуска продукции, нормирования труда и управления запасами, календарного планирования и диспетчеризации производства, мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
- системы управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.
Студенту также необходимо:
- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или базовому производственному подразделению;
- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
- проанализировать методы и приемы, применяемые для обоснования производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, её эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, её эффективность;
- ознакомиться с системой товародвижения, быта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);
- дать комплексную оценку организации управления производственно-бытовой деятельности предприятия;
- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.
4. Управление персоналом
В период преддипломной практики студенту необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
- систему материального и морального стимулирования;
- функции управленческого персонала;
- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки,
- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
- методы повышения эффективности управленческого труда.
5. Информационная система
По данному разделу студент должен изучить:
- массивы информации;
- коммуникационный процесс;
- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
- характеристику общей схемы информационных потоков в организации;
- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
- средства передачи и преобразования информации;
- документооборот предприятия и его характеристику;
- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия;
- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;
- совершенствование коммуникаций в организации.
6. Экономические службы
По данному разделу студенту необходимо:
- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;
- ознакомиться с системой цен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;
- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия;
- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия;
- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы;
- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, их реализации и контролю за выполнением.
7. Коммерческая и маркетинговая работа
Студент должен отразить в отчете:
- задачи коммерческого отдела и службы маркетинга (при её наличии);
- систему организации коммерческого отдела т службы маркетинга;
- задачи и механизм действий подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей предприятия;
- анализ среды предприятия;
- структуру и функции коммерческой информационной системы;
- планирование продукции и товарную политику;
- управление качеством продукции;
- стадии жизненного и технологического циклов товара и функции коммерческого отдела и маркетинговой службы;
- инновационную политику предприятия;
- ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;
- роль посредника в товародвижении;
- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта;
- требования к торговым посредникам;
- планирование продвижения товара на рынке;
- коммуникационную политику предприятия;
- основные методы реализации товаров (услуг);
- стратегию и тактику предприятия в области рекламы и её эффективность;
- инструменты стимулирования сбыта;
- ценовую политику и конкурентную среду;
- факторы, определяющие решения по ценам;
- ценовые гарантии и особые соглашения;
- формирование цен на новые изделия и их поведение на рынке;
- систему оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия;
- предложения по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Приложение 4
ХАРАКТЕРИСТИКА
на студента–практиканта 3 курса ГБОУ СПО «ТПЭК»
__
(Ф.И.О.)
__
Руководитель практики от предприятия: ________________________
(Ф.И.О.)
М.П.
Руководитель от ГБОУ СПО «ТПЭК»:______________Кутейникова О.Н.