Тема 18. Инфляция и антиинфляционное регулирование
Во всех рыночных странах инфляция всегда является характерной чертой экономического развития, способом, которым рыночная система реагирует на потрясения и институциональные изменения, произошедшие в экономике.
Самая большая трудность, возникающая в современной рыночной экономике, - это инфляция. Под инфляцией понимается обесценивание бумажных денег. Возникает она вследствие переполнения каналов денежного обращения бумажными деньгами. Под воздействием инфляции возникает неравновесие на рынке в сторону увеличения спроса. Но не всякое неравновесие можно считать инфляционным. Весь механизм рынка строится на изменении цен, в том числе и на их повышении. Только длительное повышение цен и на многие товары свидетельствует об инфляционных явлениях в экономике.
Когда тенденция повышения цен на рынке сохраняется длительное время, имеет место открытая инфляция. Но она не исключает снижения или замедления темпов роста цен на отдельные товары. Значит, механизм рынка работает, и открытая инфляция лишь деформирует, но не ломает его, и, следовательно, можно как-то справиться с негативными инфляционными процессами.
Гораздо хуже ситуация, когда инфляцию подавляют. Это происходит в условиях, когда существует централизованное, нерыночное регулирование цен, как это было в нашей стране. В этом случае она проявляется в постоянном возрастании дефицита, вымывании из ассортимента дешевых товаров. В этих условиях рыночные механизмы существовать не могут, они просто ломаются, уничтожаются.
Самое главное, чем характеризуется инфляция и что приносит наибольшие негативные последствия, - это то, что она обладает механизмом самовоспроизводства, в центре которого находится механизм адаптивных инфляционных ожиданий. Понять его относительно просто. В условиях начавшейся инфляции население уверено в том, что завтра цены будут выше, чем сегодня, а послезавтра - выше, чем завтра. Это порождает устойчивый спрос на товары. Причем это спрос, который обеспечивает не только сегодняшние потребности, но и будущие - товары закупаются впрок, для будущего потребления. Это означает, что все большая часть получаемых доходов идет на увеличение спроса и все меньшая - на сбережения. Уменьшение сбережений снижает возможности кредитования, новых вкладов в производство, и в итоге возрастающий спрос не компенсируется увеличением производства и, соответственно, ростом предложения товаров. В итоге возникают две четко выраженные тенденции: с одной стороны, быстро возрастающий спрос и с другой - медленное, практически незаметное увеличение предложения.
Однажды возникнув, инфляционные ожидания приводят к усилению неравновесия между спросом и предложением, и пока потребитель не поверит в то, что цены не будут расти, бороться с инфляцией трудно. Но бороться с инфляционными ожиданиями объективно необходимо, иначе все принимаемые меры не дадут результатов. Достигается нужный результат путем их гашения.
Второй механизм - это так называемая инфляционная спираль, или инфляция затрат. Общий рост цен неизбежно приводит к снижению реальных доходов населения и уровня жизни. Для поддержания необходимого уровня жизни трудящиеся начинают борьбу за повышение заработной платы и, как правило, добиваются успеха - зарплата растет. Но одновременно возрастают издержки производства, так как зарплата является их основным составляющим элементом, а вслед за возрастанием издержек начинают расти и цены. Таким образом, возникает спираль "цены - зарплата - издержки - цены", где цены в конце спирали значительно выше, чем в начале. Таким образом, путем роста зарплаты не только нельзя ослабить последствия инфляции, но можно лишь дать новый толчок к ее усилению.
Поэтому государство в данной ситуации оказывается в сложном положении. С одной стороны, рост инфляции требует какой-то компенсации населению, а с другой - это будет означать дальнейший рост цен и усиление инфляции. Что можно предпринять в этом случае? Практика борьбы с инфляцией показала, что полностью остановить, ликвидировать инфляционную спираль невозможно. Но можно регулировать скорость возрастания цен. В этом случае основной задачей государства становится контроль за темпами инфляции, недопущение скачкообразного ее развития. В данном случае потери потребителя минимизируются.
Необходимо очень осторожно подходить к выбору методов компенсации - они должны минимально влиять на издержки производства. Практика показала, что наиболее эффективно использование помощи в натуральной форме или в форме каких-то талонов на льготное или бесплатное приобретение продуктов для самых бедных слоев населения. Это позволяет как-то поддержать их, но в то же время на издержки производства не влияет. Кроме того, нужно учитывать, что при индексировании заработной платы необходимо руководствоваться определенными правилами, прежде всего компенсация должна быть дифференцирована. Люди с более высокими доходами не должны получать полной компенсации за инфляцию, а сами компенсационные выплаты неплохо было бы дифференцировать в зависимости от результатов труда, так как уравнительное компенсирование отрицательно влияет на мотивацию к труду и снижает стимулы.
Зная сущность и последствия инфляции издержек, необходимо очень ответственно подходить к требованиям о повышении заработной платы. Нужно помнить, что рост зарплаты приведет лишь к временному улучшению положения трудящихся, за которым последуют новый виток роста цен и падение уровня жизни. Поэтому в борьбе за повышение жизненного уровня нужно использовать какие-то другие методы, повышение зарплаты может быть только одним из них.
Эти два механизма проявляются наиболее полно и в условиях открытой инфляции. Третий механизм - инфляции спроса - может действовать в условиях как открытой, так и подавленной инфляции, причем наиболее полно она проявляется, когда в обществе нет резервов производственных ресурсов, и в первую очередь нет резерва рабочей силы, существует полная занятость. В этих условиях любое увеличение спроса под воздействием различных факторов (ожидаемый неурожай, изменение моды, ажиотажный спрос, слухи об ожидаемом повышении цен и др.) неизбежно приводит к росту цен. А так как в обществе нет резервов, то перестроить производство и обеспечить предложение товаров на уровне нового спроса нельзя: изыскание резервов в этих условиях требует достаточно большого времени. Нарастающий спрос и отстающее предложение вызывают устойчивый рост цен, т. е. порождают инфляционные явления.
В централизованно управляемой экономике такие скачки спроса проявляются обычно не в росте цен, так как цены искусственно поддерживаются длительное время на неизменном уровне, а в росте дефицита и вымывании из ассортимента дешевых товаров, т. е. к скрытому повышению цен. А это тоже в итоге приводит к снижению жизненного уровня населения. Ситуация обостряется также тем, что полная занятость обеспечивается путем сохранения убыточных и низкорентабельных предприятий, наличием практически на всех предприятиях избыточных рабочих мест, что не стимулирует роста производительности труда, предопределяет его низкую эффективность. Фактически часть заработной платы, получаемой работниками, не заработана, не подтверждена изготовленными продуктами. Следовательно, она увеличивает спрос без увеличения предложения и, по сути, превращается в инфляционный спрос, способствует росту цены.
В отдельных случаях, когда в стране существует длительное неравновесие между спросом и предложением в сторону спроса, государство вмешивается в эти процессы, но, как правило, не столько в причины, породившие неравновесие, сколько в последствия, т. е. в цены: чаще всего замораживается рост цен, или устанавливаются верхние пределы их роста. Возможно также аналогичное влияние и на доходы. В отдельных случаях применяется полный административный контроль над ценами и доходами. Подобные меры неизбежно приводят к замене открытой инфляции подавленной. Как можно заметить, подавляются здесь не сама инфляция и не ее причины, а только формы проявления. Но весь мировой опыт свидетельствует, что подавить проявления инфляции можно, только используя рыночный механизм, так как воздействие идет на его основной элемент, несущий всю информационную нагрузку, - на цены.
Значит ли это, что в рыночной экономике государство вообще не может использовать такой метод, как регулирование цен? Вероятно, нет. Дело в том, что современная рыночная экономика не существует без монополий - рынок и конкуренция сами порождают их. А воздействовать на монополии можно только силовыми, административными методами. Поэтому в отдельных случаях государство может ограничить рост цен на товары или услуги, производимые монополиями, путем прямого приказа. Необходимо только помнить, что это не должно превращаться в правило, а может быть только исключением. Естественно, что административные методы контроля над ценами могут использоваться в отдельных случаях и в период перехода к рыночной экономике, до тех пор, пока будет существовать монополия отдельных производителей.