Т.о. СВОР указывает на степень предпринимательского риска, связанного с фирмой: чем больше СВОР , тем больше предпринимательский риск
Лекция № 3 по дисциплине « УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ»
На тему : «Принятие управленческих решений на основе маржинального анализа»
План лекции
Понятие, возможности, основные этапы и условия применения маржинального анализа
Модель «Затраты – Объем - Прибыль»
Концепция маржинальной прибыли. Уравнения маржинального анализа
Понятие, возможности, основные этапы и условия применения маржинального анализа.
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами экономических показателей: издержки – объем производства (реализации) – прибыль и прогнозировании величины каждого из них при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Он был предложен в 1930 году американским инженером Уолтером Раутенштрахом. Под названием графика критического объема производства. В отечественной литературе впервые был описан в 1971 году Н. Г. Чумаченко, а позднее А.П.Зудилиным. В основу этой методики положено деление производственных и сбытовых затрат на переменные и постоянные и использование категории маржинальной прибыли (дохода). В западной специальной литературе его нередко называют операционный или CVP (Costs- Volume- Profit) анализ.
Маржинальный доход (прибыль) предприятия – это выручка за вычетом переменных затрат. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее, т.о. он включает в себя постоянные затраты и прибыль.
Маржинальный анализ позволяет:
- более точно вычислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;
- определить критический уровень объема продаж ( порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;
- установить зону безопасности (безубыточности) предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;
- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другие с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Проведение расчетов по модели « З О П » требуют соблюдения ряда условий :
- деления издержек на переменные и постоянные;
- постоянные издержки не должны изменяться в пределах релевантного объема производства ( реализации ), т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию.
- производство и реализация продукции должны быть тождественны друг другу в рамках рассматриваемого периода, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются.
2. Модель «Затраты – Объем - Прибыль»
Существует 4 основных способа увеличения прибыли предприятия), т.е остальные будут влиять опосредованно через эти факторы):
- цены на единицу продукции;
- объемов производства;
- ¯ переменных затрат;
- ¯ постоянных затрат.
Рассмотрим на конкретном примере степень их влияния на прибыль. Для этого возьмем одинаковое относительное изменения каждого показателя – 10%.
Пример: Цена единицы продукции составляет 85 рублей.
Объем продаж - 2000 штук
Переменные затраты – 60 рублей на единицу
Постоянные затраты - 40 000 рублей.
Рассчитаем базовые показатели.
Выручка составит: 0,085 * 2000 = 170 тыс. руб.
Сумма затрат составит: 0,06 * 2000 + 40 = 160 тыс. руб.
Прибыль базовая будет равна: (85- 60) * 2000 – 40000 = 10000 руб.
Разница между ценой продукции и переменными затратами представляет собой маржинальную прибыль (МП), т.о. МП = 85-60 = 25 рублей с единицы товара.
1.Рассмотрим последствия увеличения цены на единицу продукции на 10%
85 * 1,1 = 93,5 – новая цена за единицу.
ВР = 93,5 * 2000 = 187 тыс. руб.
Затраты не изменятся - 160 тыс. руб.
Т.о. прибыль составит 27 тыс. руб., т.е. на 17 тыс. руб. или 170 % больше чем в базовом варианте. Влияние этого фактора 1 : 17.
2.Рассмотрим последствия увеличения объемов производства на 10%.
ВР = 85 * 2000 * 1,1 = 187 тыс. руб.
З = 60 * 2200 + 40000 = 172 тыс. руб.
П = 15 тыс. руб., что на 5 тыс. руб. или 50% больше чем в базовом варианте.
Влияние этого фактора 1 : 5.
Данный коэффициент в практике финансового менеджмента принято называть эффектом операционного рычага и использовать аббревиатуру СВОР (сила воздействия операционного рычага). Для его расчета используется формула:
СВОР = ВМ : Прибыль = (ВР – Пер. затраты): Прибыль = (Пост. затраты + Прибыль): Прибыль
Экономический смысл этого показателя заключается в том, что показывает, в какой степени изменение выручки меняет величину финансового результата деятельности фирмы. Когда снижается ВР, то удельный вес постоянных затрат растет и увеличивает СВОР. Каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли. В этом проявляется грозная сила операционного рычага.
Т.о. СВОР указывает на степень предпринимательского риска, связанного с фирмой: чем больше СВОР , тем больше предпринимательский риск.
Его величина зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем больше стоимость ОПФ, тем больше постоянные затраты
Рассчитаем СВОР для базового варианта и вариантов, способствующих росту прибыли.
СВОР баз .= (170 – 120):10 = 50 : 10 =5
СВОР v = ВМ : П = (187 – 132) : 15 = 55 : 15 = 3,66, таким образом риск снизился на 26,8%
СВОР ц = (187 -120):27 = 67 : 27 = 2,48 ( 50,4%) почти в 2 раза
3.Рассмотрим последствия снижения переменных затрат на единицу продукции на 10%.
Выручка по сравнению с базовым вариантом не изменится.
Затраты переменные составят 60 * 0,9 = 54 руб. или 54 * 2000 = 108 тыс. руб.
Суммарные затраты = 108 + 40 = 148 тыс. руб.
Прибыль = 170 – 148 = 22 тыс. руб., т.о. прибыль выросла на 12 тыс. руб. или 120 %. Влияние этого фактора 1 : 12.
СВОР пер .затр. = (170 – 108): 22 = 62:22= 2,8 (44%)
4.Рассмотрим последствия снижения постоянных затрат на 10%.
Снижение постоянных затрат на 10 % составит 4 тыс. руб.
ВР = 170 тыс. руб.
З =60 * 2000 + 36000 = 156 тыс. руб.
П = 170 – 156 = 14 тыс. руб., т.е. выросла на 4 тыс. руб. или 40 %
Влияние этого фактора 1 : 4.
СВОР пост. затр. = (170 – 120): 14 = 50:14 = 3,57 (28,6 %)
Таким образом, проведенные вариантные расчеты выявили степень влияния каждого фактора на финансовые результаты деятельности предприятия. Что позволяет определить их рейтинг. Это очень важно для принятия управленческих решений, т.к. можно поставить обратную задачу: достижения определенного роста прибыли и выбор возможного, наиболее предпочтительного способа (фактора).
Модель « Затраты – Объем – Прибыль» позволяет определить точку безубыточности как аналитически так и графически.
Исходные данные для аналитического расчета порога рентабельности
Показатель | Расчет | Результат | % |
Выручка | 85 * 2000 | 170 тыс. руб. | |
Переменные затраты | 60 * 2000 | 120 тыс. руб. | 70, 6% |
Валовая маржа | 50 тыс. руб. | 29, 4% | |
Постоянные затраты | 40 тыс. руб. | ||
Прибыль | 10 тыс. руб |
Прибыль = ВР – Перем. З - Пост. З
Прибыль = ВР – 0,7 ВР - Пост. З = 0
ВР – 0,7 ВР = Пост. З
0,3 ВР = Пост. З
ВР (ПР) = Пост. З : Уд. Вес ВМ в ВР = 40 : 0,294 = 136 т.р. : 85 = 1600 ед.
ЗФП = ВР – ПР = 170 – 136 = 34 т.р. : 170 *100% = 20% к выручке
Проиллюстрируем порог рентабельности графически
1.Для этого необходимо сначала построить прямую выручки ( ВР) =
Ц * У = 0,085 * 2000 = 170 000 руб.
2.Далее строим прямую суммарных затрат åЗ = 0,06х + 40 = 160 000 руб.
3.Точка их пересечения, в которой åЗ = ВР и будет точкой безубыточности.
85х – 60х – 40000 = 0
25х= 40000
х = 1600 штук или 1600* 0,085= 136000 руб.
Проиллюстрируем это графически.
Другой способ нахождения точки безубыточности основан на маржинальной прибыли.
Прибыль= Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = 0
Валовая маржа = Постоянным затратам
25 х = 40000 х = 1600 штук.
3.Концепция маржинальной прибыли. Уравнения маржинального анализа
При решении задачи выбора наиболее подходящего способа наращивания финансового результата, определении точки безубыточности очень важным является критерий маржинальной прибыли (МП), основное преимущество которой состоит в том, что на нее не оказывает влияние объем производства. Это превращает ее в незаменимую единицу измерения при расчетах затрат для различных объемов производства.
Концепция маржинальной прибыли состоит в следующем:
1.Продажная цена изделия должна быть выше переменных затрат, т.е. МП д.б. больше нуля, иначе продукция будет убыточной.
2.Чтобы покрыть все затраты, предприятию надо продать такое количество продукции х, чтобы МП * Х = Постоянные затраты.
3.Каждая дополнительно произведенная и проданная единица продукции
( после покрытия всех постоянных затрат, т.е. после прохождения точки безубыточности) увеличивает прибыль на величину МП. В этом случае цена может приближаться к уровню переменных затрат на единицу продукции.
Основными уравнениями маржинального анализа являются:
Прибыль= МП * У – Постоянные затраты
Прибыль = ( Цена * Объем – Переменные затраты * Объем) – Постоянные затраты
Решения по изменению цены или объема обычно принимается отделом маркетинга на основе тщательного анализа возможных последствий. Этот вопрос не относится непосредственно к управлению затратами, но полезно уметь выполнять расчеты по ним.
Изменения цены и спроса взаимосвязаны обратно пропорциональной зависимостью. Эта зависимость называется эластичностью спроса.
Чем чувствительнее спрос к цене, тем он эластичнее. Определить эластичность можно по формуле:
D спроса С D спроса * Ц D спроса * Ц
ЭС = ------------ : ---- = ------------------- = ----------------------
D цены Ц С * D цены D цены * С
Например, если в результате снижения цены с 50 рублей до 48 рублей, спрос вырос с 10 000 штук до 11 000 штук, то коэффициент эластичности будет равен:
1 ( 50 + 48) / 2
ЭС = ------ * ----------------- = 2,33 , это означает, что при изменении цены на
2 (10 + 11 )/2 1 % ,спрос изменится на 2,33 %.