Демографические процессы и проблемы рынка труда
Вступление развитых капиталистических стран в последнее десятилетие XX в. по ряду причин ознаменовалось завершением длительного периода роста занятости.
Замедление темпов экономического развития, падение загрузки производственных мощностей, снижение закупок товаров, повышение цен на нефть из-за событий в районе Персидского залива и ряд других факторов вызвали сокращение потребности в дополнительной рабочей силе и увеличение безработицы, которую называют "черным пятном" в социально- экономической жизни.
В последнее время на Западе господствует такая позиция, что так называемой естественной нормой безработицы является 4% всего трудоспособного населения страны. Но в 1990 г. в странах ОЭСР уровень безработицы увеличился с 6,0 до 6,2%, в том числе в США - с 5,4 до 6%. И в то же время ухудшение ситуации на рынке рабочей силы не смогло полностью свести на нет позитивные итоги, достигнутые в западноевропейских странах, где норма безработицы сократилась существенно - с 8,6 до 8,0%.
В США впервые за послекризисный период безработица возросла до уровня более 7 млн человек, значительную часть которых составляет молодежь от 16 до 20 лет. А во Франции безработица не утратила застойного характера и сокращается крайне медленно. В 1990 г. предложение рабочих мест выросло на 18,5 тыс., а численность официально зарегистрированных безработных снизилась всего на 294 тыс., составив в конце года 2,5 млн человек или 9,1% экономически активного населения. Безработица растет по всем группам трудоспособного населения до 50 лет, прежде всего за счет молодежи до 30 лет.
Последствием экономического кризиса в Англии стали существенные изменения на рынке труда: в 1990 г. усилилась тенденция к росту безработицы; так, по официальным данным, число безработных к концу года приблизилось к 1,9 млн человек, что составляет 6,5% трудоспособного на- селения страны.
В то же время в 90-е годы наблюдается и сокращение предложения квалифицированной рабочей силы в странах Запада. Причина этого - демографические факторы: последствие низкой рождаемости в 70-е годы и "старение" населения. В западноевропейских странах в 1990 г. приток молодежи составлял всего 0,1% экономически активного состава рынка труда. Особенно обостряется проблема подбора высококвалифицированных специалистов: по данным бюро трудоустройства США, 1/3 имеющихся вакансий длительное время не заполняется из-за отсутствия таких специалистов. Поэтому правительство развитых капиталистических стран разрабатывает специальные программы подбора, найма, подготовки и переподготовки рабочей силы, использования различных форм временной, гибкой, частичной занятости, стимулирования трудовой деятельности пенсионеров и пересмотра взглядов на проблему иммиграции. Ужесточение иммиграционных правил 80-х годов сменяется более либеральной политикой: так, в 1990 г. в США на 5 лет принят новый закон, увеличивший иммиграционную квоту с 540 до 750 тыс. человек. США определили в 1991 г. уровень иммиграции для бывшего СССР в 1/3 млн человек. Подобные настроения характерны и для стран ЕС. Особняком стоит Япония: уровень безработицы составил в 1990 г. 2,1% - это самый низкий показатель среди основных стран (кроме Швейцарии). Согласно данным министерства труда, на каждые 5 претендентов сейчас в стране предлагается 4 рабочих места.
Специфическая ситуация сложилась и в Германии: на фоне общего подъема в ФРГ экономическая обстановка в Восточной Германии катастрофически обострилась, поэтому здесь для смягчения последствий безработицы осуществляется разработка обширных социальных программ.
Тяжелейшая ситуация сложилась на рынках труда в развивающихся странах. Сама сфера наемного труда из-за недостаточной развитости экономики крайне ограничена в масштабах. По оценочным данным, безработные составляют десятки процентов. В некоторых случаях число имеющих работу меньше, чем безработных. Статистика же крайне несовершенна, и поэтому картина прорисовывается лишь в общих тяжелых контурах.
Характерным явлением последних десятилетий для этих стран стала "утечка мозгов". Богатые страны часто предоставляют разрешения на иммиграцию только избранным лицам с техническим образованием и высокой квалификацией, лишая возможности въезда большое число неквалифицированных рабочих. Потери от (утечки мозгов) можно рассматривать как потери государственных капиталовложений, произведенных в их образование или профессиональную подготовку, или же как потери для производственного сектора страны.
В наибольшей степени пострадали от этого африканские страны. За период с 1985 по 1990 г. Африка, согласно оценкам, потеряла 60000 менеджеров среднего и высшего звена. В Гане 60% врачей, подготовленных в начале 80-х годов, покинули страну. Латинская Америка и страны Карибского бассейна также утратили большую долю выпускников своих университетов: в некоторых странах более 20% от всех выпускников выбрали иммиграцию. А некоторым из более мелких стран пришлось еще хуже, особенно в области медицины, поскольку для того, чтобы иметь одного врача, страна должна подготовить их гораздо больше. Наиболее массовый исход квалифицированных профессионалов, многие из которых являются учеными, наблюдается из Азии в Соединенные Штаты как основной пункт назначения. За период с 1972 по 1985 год четыре основные экспортирующие страны (Индия, Филиппины, Китай и Республика Корея) отправили более 145000 научных работников в Соединенные Штаты.
В странах с переходной экономикой принимаются меры по созданию государственной службы занятости, выплате пособий, профессиональной подготовке и переподготовке безработных. К сожалению, многие усилия направлены лишь на решение проблемы трудоустройства излишка рабочей силы. Необходимы активные программы, нацеленные на повышение уровня занятости, способствующие увеличению производительности труда, формированию динамичной структуры совокупной рабочей силы.
Активная демографическая политика должна выходить за рамки социальной защиты, создавать все условия для производительного труда, получения достаточного заработка, развития своих способностей и удовлетворения потребностей.
При переходе к рынку решение острых социальных проблем не может быть монополией государства. Лишь создание действенной системы согласования интересов различных социальных групп, механизмов разрешения социальных конфликтов, вовлечение в нее профсоюзов, предпринимателей, благотворительных организаций позволит эффективно решать проблемы занятости и социальной защищенности населения.