Сти учитываются активы предприятия, которые участвуют в произ-
Водстве, получении прибыли, т. е. в формировании денежного пото-
Ка. Но у любого предприятия в каждый конкретный момент време-
Ни могут быть активы, не занятые непосредственно в производстве.
Здесь их стоимость не учитывается в денежном потоке, однако это
Не значит, что они не имеют стоимости. В настоящее время у мно-
Гих российских предприятий есть в наличии подобные нефункцио-
Нирующие активы (в основном недвижимость, машины и оборудо-
Вание), поскольку вследствие затяжного спада производства уро-
Вень использования производственных мощностей крайне низок.
Многие такие активы имеют определенную стоимость, которая мо-
Жет быть реализована, например, при продаже. Поэтому необходимо
Определить рыночную стоимость таких активов и суммировать ее со
Стоимостью, полученной при дисконтировании денежного потока.
Вторая поправка —это учет фактической величины собствен-
Ного оборотного капитала. В модель дисконтированного денежного
Потока включается требуемая величина собственного оборотного
Капитала, привязанная к прогнозному уровню реализации (обычно
Она определяется по отраслевым нормам). Фактическая величина
Собственного оборотного капитала, которой располагает предприя-
Тие, может не совпадать с требуемой. Соответственно необходима
Коррекция: избыток собственного оборотного капитала должен
Быть прибавлен, а дефицит —вычтен из величины предваритель-
Ной стоимости.
В результате оценки предприятия методом дисконтированного
Денежного потока получается стоимость контрольного ликвидного
Пакета акций. Если же оценивается неконтрольный пакет, то необ-
Ходимо сделать скидку.
Сравнительный подход к оценке бизнеса
Данный метод основан на принципе замещения: покупатель не
Купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затра-
Ты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой
Же полезностью.
Сравнительный подход в основном используется там, где име-
Ется достаточная база данных о сделках купли-продажи.
Основные преимущества сравнительного подхода
Оценщик ориентируется на фактические цены купли-прода-
Жи аналогичных предприятий. Цена определяется рынком, а оцен-
Щик ограничивается только корректировками, обеспечивающими
Сопоставимость аналога с оцениваемым объектом.
Оценка основана на ретроинформации и, следовательно, от-
Ражает фактические результаты производственно-финансовой дея-
Тельности предприятия.
Цена фактически совершенной сделки максимально учиты-
Вает ситуацию на рынке, а значит, является реальным отражением
Спроса и предложения.
Недостатки сравнительного подхода в оценке стоимости
Предприятия
Этот метод игнорирует перспективы развития предприятия
В будущем.
Получение информации о проданных предприятиях-анало-
Гах является довольно сложным процессом.
Оценщик должен делать сложные корректировки, вносить
Поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требую-
Щие серьезного обоснования.
Таким образом, возможность применения сравнительного под-
Хода зависит от наличия активного финансового рынка, доступно-
Сти финансовой информации и наличия служб, накапливающих це-
Новую и финансовую информацию.
Важной методической составляющей сравнительного подхода
Оценки стоимости предприятия являются основные принципы от-
Бора предприятий-аналогов.
При отборе предприятий-аналогов для сравнения необходимо
учитывать следующие принципы:
•принадлежность к той или иной отрасли, региону;
•вид выпускаемой продукции или услуг;
•диверсификацию продукции или услуг;
•стадию жизненного цикла, на которой находится компания;
•размеры компаний, стратегию их деятельности, финансовую
характеристику;
•другие.
Сравнительный подход к оценке бизнеса основан на использо-
вании двух типов информации:
•рыночной (ценовой) информации;
•финансовой информации.
Рыночная информация представляет собой данные о факти-
Ческих ценах купли-продажи акций, аналогичных акциям оценивае-
Мой компании. Качество и доступность информации зависят от
Уровня развития фондового рынка. Формирование отечественного
Фондового рынка не завершено, поэтому получение рыночной це-
Новой информации связано с большими трудностями.
Финансовая информация обычно представлена бухгалтер-
Ской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведе-
Ниями, позволяющими определить сходство компаний и провести
Необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопо-
Ставимость.
Финансовая информация должна быть представлена отчетно-
Стью за последний отчетный год и предшествующий период. Ретро-
Информация собирается обычно за 5 лет. Финансовая информация
Должна быть собрана не только по оцениваемой компании, но и по
Аналогичным.
Корректировке подлежит вся отчетность по полному списку
Предприятий, отобранных оценщиком. Поэтому сравнительный под-
Ход является чрезвычайно трудоемким и дорогостоящим.