Ценообразование на водном транспорте

В условиях перехода экономики к рыночным отношениям особая роль в хозяйственном механизме отводится ценам, поскольку именно они являются основным индикатором состояния экономики, становятся важнейшим регулятором общественного производства и инструментом распределения ресурсов.

Ценовая политика – одна из главных составляющих системы маркетинга предприятия. Ценовая политика предприятия подразумевает использование ориентированной на потребителя системы обоснования цен, применения различных методов и стратегий их формирования, учета разнообразных факторов, определяющих уровень цен на отдельных товарных рынках, налоговой системы.

Получение реальной самостоятельности во внешнеторговой деятельности требует от предприятий знаний в области ценообразования в рамках международного маркетинга, при определении цен на экспортируемые или импортируемые товары (работы, услуги).

Виды и система цен

Взаимоотношения между предприятиями обслуживает система взаимосвязанных и взаимозависимых цен, уровень одних из которых оказывает влияние на уровень других.

Важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются.

Отпускная цена предприятия-изготовителя – цена, применяемая в расчетах между предприятием-производителем товара и другими предприятиями-покупателями за исключением населения. Она устанавливается на основе затрат на производство, с учетом конъюнктуры рынка, условий поставки и других факторов. Отпускная цена предприятия-изготовителя может служить ценой приобретения товара для оптового предприятия для последующей перепродажи.

Отпускная цена оптового предприятия формируется при продаже товара предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов. Отпускная цена оптового предприятия одновременно является ценой приобретения товара для розничной торговой организации.

Розничная цена – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Она является ценой конечного потребления.

По способу установления различают регулируемые и свободные (договорные) цены.

Регулируемые цены подвержены различным ограничениям со стороны центральных органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов. Они неизбежны в условиях переходного периода и применяются на важнейшую структурообразующую продукцию и услуги, продукцию предприятий-монополистов, товары и услуги особой социальной значимости и другие.

Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон – продавцов и покупателей. Они определяются преимущественно на биржах, аукционах, торгах (тендерах). Эти цены формируются, в первую очередь, под воздействием соотношения спроса и предложения товара и в наибольшей степени соответствуют рыночной экономике.

Границы между регулируемыми и свободными ценами очень подвижны и постоянно меняются в зависимости от складывающейся экономической ситуации. Общей тенденцией по мере формирования рыночной среды является постоянное увеличение доли свободных цен по сравнению с регулируемыми.

В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли в сфере народного хозяйства различают оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на различные производственные (транспортные, энергетические, ремонтные и др.) и непроизводственные (бани, фотографии, медицинские, юридические и др.) услуги. Эти виды цен тесно взаимодействуют между собой. Так, уровень оптово-отпускных цен на промышленные товары, вырабатываемые из сельскохозяйственного сырья, во многом определяется уровнем закупочных цен на это сырье, транспортных и других тарифов на производственные услуги, используемые в процессе их производства. На них также влияет амортизация оборудования и производственных зданий и сооружений, которые в свою очередь зависят от отпускных цен на это оборудование и сметных цен на здания и сооружения и т.д.

В мировой практике хозяйствования и торговли широкое распространение имеют виды цен с учетом условий поставки. Традиционно в зависимости от доли включаемых в цены размеров транспортных расходов используются различные виды цен "франко". Во внешнеторговой деятельности с этой целью применяются стандартизированные термины, которые обозначают наиболее часто используемые условия поставки, объединяемые в действующей системе "Инкотермс–2000" (ЕXW, FCA, FAS, FOB, CIF, DAF и др.).

В зависимости от рынка, на который поставляется товар, выделяют цены для внутреннего рынка и цены для внешнего рынка (на экспортируемые товары).

Отдельный блок в системе цен представляют цены, используемые во внутрипроизводственном планировании и учете на предприятии и в статистике. Среди них представляют интерес цены производителей продукции, текущие и сопоставимые цены.

Цены производителей продукции характеризуют изменение стоимости продукции непосредственно на производстве. Цена производителя состоит только из себестоимости и прибыли предприятия без учета косвенных налогов и неналоговых платежей. Индексы цен производителей являются важнейшими показателями инфляции и характеризуют тенденции в динамике уровня цен.

Для анализа стоимостных показателей на всех уровнях управления широко используются текущие (т.е. цены на текущий период времени) и сопоставимые. Сопоставимые (или неизменные) цены применяются как в статистике, так и в планировании в течение ряда лет для оценки стоимостных показателей и их динамики.

Наши рекомендации