Сущность предлагаемого проекта (3-4 стр.)

Харламова Елена Николаевна

БИЗНЕС-ПЛАН

Предприятия

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы

по дисциплине «Основы бизнес-планирования»

для студентов, обучающихся по специальности

080507.65 «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент рекламного дела»

Севастополь

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
Методические рекомендации по оформлению курсовой работы  
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы  
  2.1 Требования к содержанию курсовой работы  
  2.2 Примерный план курсовой работы  
  2.3 Основное содержание курсовой работы  
Примерная тематика курсовых работ  

ВВЕДЕНИЕ

Предприниматель выступает как самостоятельный товаропроизводитель, действующий в соответствующем рыночном окружении. Поэтому оценка любого предпринимательского проекта должна обязательно учитывать особенности функционирования рынка, в частности подвижность многих характеризующих проект параметров, неопределенность достижения конечного результата, субъективность интересов различных участников проекта и, как следствие, множественность критериев его оценки.

Поэтому происходящие в экономике изменения должны находить свое отражение в совершенствовании учебного процесса по экономическим дисциплинам.

Основными этапами курсовой работы являются выбор темы, определение объекта исследования, изучение теоретических основ и проблем, решаемых в работе, краткая характеристика объекта исследования, систематизация экономической, статистической и бухгалтерской информации, проектирование предлагаемых в теории или практике применимых для данного объекта решений.

Целью курсовой работы является изучение приемов, методов и привитие навыков выполнения предпринимательских проектов и их технико-экономических обоснований на базе полученных ранее знаний.

Таким образом, курсовая работа является завершающим (интегральным) этапом экономического образования студентов.

При выполнении курсовой работы студентам необходимо тщательное изучение и анализ технических, экономических, социальных факторов. Будущий специалист должен уверенно владеть приемами и методами технико-экономического обоснования, уметь выбирать оптимальные варианты, грамотно анализировать обобщающие финансово-экономические показатели проекта, уметь оценить риск.

Методические указания составлены применительно к курсовой работе по курсу «Основы бизнес-планирования» для студентов для студентов, обучающихся по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» специализации «Менеджмент рекламного дела». Однако они могут быть использованы для дипломного проектирования и разработки бизнес-планов любых предпринимательских проектов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Объем курсовой работы не должен превышать 35-40 листов печатного текста. По структуре работа должна состоять из введения, основных глав, раскрывающих сущность проблемы, заключения, списка используемой литературы и приложений. Авторский текстовый материал курсового проекта может быть отпечатан на компьютере. Оригинал печатается на одной стороне листа писчей бумаги формата А4 (210 * 2967 мм) или близкого к нему формата (от 203 * 288 до 210 * 297). Для печати используются чернила черного цвета. Расстояние между строчками – 1,5 интервала.

Размерные показатели:

¾ в одной строке должно быть 60-65 знаков, пробел считается за знак;

¾ на одной странице сплошного текста должно быть 28-30 строк.

Требования к расположению текста:

¾ поля вокруг текста должны иметь следующие размеры: верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм;

¾ заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами и пишутся прописными буквами в центре страницы;

¾ точка после заголовка не ставится;

¾ абзацный отступ должен быть равен 5 знакам.

Нумерация страниц должна быть без пропусков, без повторений и без литерных добавлений (20а, 20б). Номер страницы ставиться в правой верхней части листа арабскими цифрами, начиная со страницы третьей «Введение». Титульный лист и лист содержаниия не нумеруются, но считаются.

Работа состоит из разделов и подразделов. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точек и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой (1.1, 1.2 и т.п.).

Заголовки разделов и подразделов должны четко и кратко отражать содержание разделов и подразделов. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Список литературы для курсовой работы должен состоять не менее чем из 30 источников и составляться в алфавитном порядке .

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

2.1. Требования к содержанию курсовой работы

Содержание курсового проекта должно соответствовать его названию. Структура курсового проекта должна содержать следующие основные элементы:

Введение

Бизнес-план (расчетно-конструктивная часть)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Во введении в краткой форме обосновывается значимость и актуальность выбранной темы. Формулируются цель и задачи работы. Определяются объект и предмет исследования, перечисляются методы исследования, которые нашли применение в работе, указываются источник исходных данных.

Освещение актуальности темы должно быть немногословным, следует показать суть проблемной ситуации, что известно и что еще не известно о предмете исследования, из чего и будет видна актуальность темы.

Исходя из уровня разработанности выбранной темы ставится цель исследования, а также конкретные задачи, которые необходимо решить в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечислений: изучить…, описать…, установить…, выявить… и т.п.

Обязательным элементом введения является определение объекта и предмета исследования. Объектомизучения могут быть предприятия различных организационно-правовых форм, а также подсобные хозяйства промышленных предприятий, агропромышленные объединения. Предмет- это то, что находится в границах объекта. Например, объектом является ОАО «Колбасы Камо», а предметом – проектные решения на предприятии.

Основными методами экономических исследований могут быть: диалектический, монографический, статистические, математические, расчетно-конструктивный и другие. Методы исследования должны быть использованы комплексно, так как применение только одного из них не позволит определить тенденции развития.

Материалы, на основании которых выполняется работа - это годовые и статистические отчеты, первичные документы, бизнес-планы, технологические карты.

Общий объем введения не должен превышать 1-2 страницы. Пишется обычно после завершения основных разделов работы.

Основное содержание работы – бизнес-план предприятия, который является расчетно-конструктивным и представляет собой несколько разделов.

В них студент должен показать умение проектировать и прогнозировать результаты предлагаемых им мероприятий, доказать их целесообразность и необходимость, подтвердить расчетами. Эти разделы отличаются большой индивидуальностью, так как проектная часть будет зависеть от умения студента использовать теоретический материал, опыт передовых предприятий, данные по освоению достижений научно-технического прогресса.

В заключении делаются обобщающие выводы и даются предложения перспективного развития предприятия. Выводы должны вытекать из изложенного ранее материала, а предложения - обоснованы и носить конкретный характер.

В списке литературы указываются все источники, использованные в курсовом проекте.

В приложения могут быть вынесены большие таблицы, схемы, например, организационно-управленческая структура предприятия, а также некоторые источники, например, технологические карты.

2.2 Примерная структура бизнес-плана

В настоящее время существует множество форм бизнес-планов.

Универсальных рецептов, применимых для всех бизнес-планов, нет. Вместе с тем существуют методики, позволяющие структурировать и унифицировать процесс проведения обоснования проекта. Пособие по подготовке промышленных технико-экономических исследований, разработанное Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), представляет собой один из наиболее полных документов, содержащих описание порядка проведения бизнес-планирования. Понятно, что в процессе бизнес-планирования могут использоваться и другие методические документы, в том числе отраслевые и ведомственные. Выбор методики сбора информации и проведения расчетов - задача, решение которой зависит от конкретных особенностей проекта и условий его реализации.

Разработчик определяет структуру и содержание отдельных частей обоснования с учетом специфики проекта, наличия необходимой информации, степени проработанности разделов будущего проекта. Для крупных предпринимательских проектов характерно проведение технико-экономического обоснования в несколько этапов, каждому из которых соответствует некоторая форма отчетного документа, обобщающего результаты расчетов и оценок.

Ниже приведены структуры наиболее часто употребляемых в мировой хозяйственной практике и России бизнес-планов.

Международная форма бизнес-плана (ЮНИДО, разработанная ООН по промышленному развитию)

1. Резюме
2. Идея (сущность) предлагаемого проекта
Общие исходные данные и условия.
Описание образца нового товара.
Оценка опыта предпринимательской деятельности.
3. Оценка рынка сбыта
Описание потребителей нового товара.
Оценка конкурентов.
Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
4. План маркетинга
Цели маркетинга.
Стратегия маркетинга.
Финансовое обеспечение плана маркетинга.
5. План производства
Изготовитель нового товара.
Наличие и требуемые мощности производства.
Материальные факторы производства.
Описание производственного процесса.
6. Организационный план
Организационно-правовая форма собственности фирмы.
Организационная структура фирмы.
Распределение обязанностей.
Сведения о партнерах.
Описание внешней среды бизнеса.
Трудовые ресурсы фирмы.
Сведения о членах руководящего состава.
7. Финансовый план.
План доходов и расходов.
План денежных поступлений и выплат.
Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
График достижения безубыточности.
Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
Оценка риска и страхование.
8. Приложения

Макет бизнес-плана, применяемый в России

Введен постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1470.

1. Титульный лист
- название и адрес предприятия;
- руководитель предприятия (организации);
- ФИО и телефон;
- суть проекта (3-5 строк);
- характер строительства;
- сметная стоимость проекта:
- годы строительства;
- финансирование проекта (в процентах):
- собственные средства;
- заемные средства (отдельно - отечественные и иностранные);
- срок окупаемости проекта;
- наличие заключений государственной вневедомственной (независимой), а также экологической экспертизы (организации и даты утверждения);
- заявление о коммерческой тайне.

2. Вводная часть или резюме проекта
- цели проекта;
- сущность проекта;
- преимущества продукции (услуг);
- ожидаемый спрос на продукцию;
- основные факторы успеха;
- ожидаемый экспорт продукции или замещение импорта;
- требуемые инвестиции;
- срок возврата заемных средств;
- решение социальных вопросов (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.).

3. Анализ положения дел в отрасли
(назначением раздела является указанием на характер отрасли - развивающаяся, стабильная, стагнирующая).
- общая потребность и объем производства продукции в регионе и России;
- ожидаемая доля предприятия по производству продукции в регионе или в России;
- потенциальные конкуренты их сильные и слабые стороны;
- какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.

4. Производственный план
Назначение раздела - аргументировать выбор производственного процесса и определить его экономические показатели.
- специфические требования к организации производства;
- состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка), стоимость;
- сырье и материалы, поставщики и ориентировочные цены;
- альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
- форма амортизации, нормы амортизации;
- себестоимость намечаемой к производству продукции;
- структура капитальных вложений (строительно-монтажные работы, затраты на оборудование, прочие затраты);
- сроки ввода и освоение мощностей;
- обеспечение экологической и технической безопасности.

5. План маркетинга
В разделе должно быть показано, что реализация товара не вызывает серьезных проблем.
- конечные потребители;
- является ли предприятие монополистом?
- характер спроса (равномерный или сезонный);
- характеристика конкуренции и конкурентов;
- какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам?
- патентная ситуация (защита товара в стране лицензиара, на внутреннем и внешнем рынках, возможность конкурентов
производить соответствующую продукцию без нарушения патентных прав предприятия);
- воздействие на себестоимость продукции технологических изменений, использования продуктов-заменителей, изменений в законодательстве по условиям труда, охране природы и т.д.;
- торгово-сбытовые издержки;
- капитальные затраты, связанные с реализацией продукции (услуг);
- каких действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия?
- обоснование цены на продукцию;
- организация сбыта (описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта);
- послепродажное обслуживание;
- организация рекламы и объем затрат на рекламу;
- договор или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.

6. Организационный план
- организационно-правовая форма предприятия (условия создания и партнерства, учредители и принадлежащие им доли);
- акции (сколько выпущено и сколько предполагается выпустить);
- руководящий состав, краткие биографические справки;
- кто обладает правом подписи финансовых документов;
- распределение обязанностей между членами руководящего состава;
- поддержка проекта местной администрацией.

7. Финансовый план
- объем инвестиций;
- объем финансирования проекта по источникам и периодам;
- условия предоставления кредитов;
- движение денежных потоков;
- прогнозный баланс доходов и расходов;
- показатели эффективности проекта (срок окупаемости, внутренний коэффициент эффективности и др.);
- оценка структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и т.д.).

Нами для учебных целей рекомендуется следующая примерная структура бизнес-плана.

Форма бизнес-плана, рекомендуемая для выполнения курсовой работы

1. Резюме
2. Сущность предлагаемого проекта
Общие исходные данные и условия.
Описание товара.
3. Оценка внешней среды
Описание потребителей товара.
Оценка конкурентов.
Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
4. План маркетинга
Цели маркетинга.
Стратегия маркетинга.

Комплекс маркетинга.
5. План производства
Характеристика производственной деятельности предприятия.
Материальные факторы производства.
Описание производственного процесса.
6. Организационный план
Организационно-правовая форма собственности фирмы.
Структура управления фирмы.
Трудовые ресурсы фирмы.
7. Финансовый план
План реализации продукции.

План доходов и расходов.
График достижения безубыточности.
Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
Оценка риска и страхование.

8. Оценка эффективности бизнес-плана

NPV-анализ

Приложения

2.3 Основное содержание курсовой работы

Стремление к более эффективным условиям ведения предпринимательской деятельности обуславливает постоянное осуществление различных проектов, результатом которых может, например, являться:

- разработка и выпуск определенной продукции для удовлетворения рыночного спроса, в том числе за рубежом;

- совершенствование производства выпускаемой продукции на базе использования более совершенных технологий и оборудования;

- экономия производственных ресурсов;

- организация кооперированных поставок между различными партнерами, в том числе зарубежными;

- улучшение качества выпускаемой продукции;

- повышение экологической безопасности;

- предоставление разного рода услуг, в частности консультационных, информационных, социальных, в том числе зарубежным потребителям.

Резюме (1-2 стр.)

Данный раздел бизнес-плана готовится в самом конце работы по завершении и готовности всех остальных разделов, т.е. при достижении полной ясности всех аспектов разрабатываемого проекта. Это характеристика проекта, раскрывающая цели проекта и доказательства его выгодности. В нем необходимо показать, в чем сущность проекта, назвать преимущества продукции (услуг) в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, указать объем ожидаемого спроса на продукцию, потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств.

Сущность предлагаемого проекта (3-4 стр.)

Общие исходные данные и условия. В этом разделе отражаются собственно идея проекта, основной замысел организации, географические аспекты, отраслевая направленность и т.п.

1. Общая характеристика потребности и объем производства продукции в регионе или России. Значимость данного производства для экономического и социального развития страны или региона.

2. Ожидаемая доля организации в производстве продукции в регионе или в России.

3. Потенциальные конкуренты (указать наименования и адреса основных производителей товара, их сильные и слабые стороны).

4. Какие и где появились аналоги продукта за последние 3 года.

Назначение раздела - показать и доказать реальность Вашего предпринимательского начинания путем описания формы практических действий с учетом реальной ситуации в выбранной Вами сфере бизнеса. В этом разделе должны четко и кратко объяснить два основных момента: что представляет собой предприятие как средство получения прибыли; на чем будет базироваться его успешная деятельность.

1. Чем предприятие занимается (будет дополнительно заниматься), что представляет собой продукт (услуга), кто является клиентами.

2. Описание ситуации в Вашей сфере бизнеса (как Ваше предприятие вписывается в выбранную сферу бизнеса, положение дел в этой сфере, оценка перспектив развития).

3. Организационно-правовая форма предприятия, организационная структура, учредители, персонал и партнеры, дата создания.

4. Финансово-экономические показатели деятельности предприятия.

5. Месторасположение предприятия (кратко описать: адрес предприятия, характеристика здания или помещения, собственность или аренда, необходимость реконструкции, чем хорошо место для Вашего бизнеса).

6. Специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели), и другие особенности, связанные со сферой бизнеса или используемыми ресурсами).

Если предприятие только создается, то этот раздел должен дополнительно содержать обоснование успеха создаваемого предприятия и Ваш опыт в данной сфере бизнеса. В частности, желательны ссылки на договора или предварительные договоренности с поставщиками или потребителями.
Если проект реализуется в рамках индивидуальной предпринимательской деятельности, то приводится описание бизнеса, которым Вы занимаетесь. Раздел должен убедить инвестора в надежности и перспективности фирмы, предлагающей проект.

Описание товара. В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Характеристика продукции:

1. функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;

2. примеры использования продукции;

3. стоимость в зависимости от объемов производства;

4. технологичность;

5. универсальность;

6. соответствие продукции принятым стандартам;

7. на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, серийное производство и т.п.);

8. требования к контролю качества;

9. требования к подготовке пользователей;

10. требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию;

11. имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта;

12. патентно-лицензионная защита.

Исследования и разработки:

1. цели и описание планируемых НИОКР;

2. существующие технологические риски;

3. технологическое состояние конкурентов, возможность их технологических достижений влиять или повлиять в будущем на деятельность предприятия;

4. описание концепции развития продукта следующих поколений;

5. принятая концепция ценообразования ;

6. оптимальные размеры заказов и формы оплаты;

7. условия приобретения сырья, материалов и комплектующих;

8. уровень запасов;

9. производственная кооперация.

Любой предпринимательский проект базируется на той продукции (услуге), которая будет предложена потребителю (покупателю) и принесет прибыль предпринимателю.

Основой основ предпринимательской деятельности является знание того, что получит покупатель за свои деньги - потребительские характеристики продукции (услуги) и их преимущества перед конкурентами.

Необходимо наглядное и убедительное представление товара или изделий (услуг), произведенных с помощью вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография, рисунок или его описание, раскрытие идеи, замысла. В бизнес-плане дается описание по каждой продукции (услуге) отдельно.

Примерная структура раздела.

1. Наименование продукции (услуги)

2. Назначение и область применения

3. Краткое описание и основные характеристики

4. Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им.

5. Патентоспособность и авторские права

6. Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции

7. Степень готовности

8. Наличие сертификата качества продукции

9. Безопасность и экологичность

10. Условия поставки и упаковка

11. Гарантии и сервис

12. Эксплуатация

13. Утилизация после окончания эксплуатации

Наши рекомендации